НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Вологодской области от 21.07.2021 № А13-6717/20

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 июля 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-6717/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и                         Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 марта 2021 года по делу № А13-6717/2020,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162602, <...>; далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с публичного акционерного общества «Северсталь»                       (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162608, <...>; далее – ПАО «Северсталь», общество) финансовых санкций в общей сумме 5 500 руб. на основании решений от 26.12.2019 № 045S19190013068, 045S19190013062, от 04.12.2019                                     № 045S19190012411, от 18.11.2019 № 045S19190011559, от 16.09.2019                           № 045S19190009469.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 (место жительства: 162600, Вологодская область, город Череповец), ФИО2 (место жительства: 162641, Вологодская область, город Череповец), ФИО3 (место жительства: 162609, Вологодская область, город Череповец), ФИО4 (место жительства: 162618, Вологодская область, город Череповец).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 марта               2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части, взыскав с общества финансовую санкцию в сумме 5 500 руб. В обоснование жалобы ссылается на неприменимость в данном деле норм законодательства Российской федерации о налогах и сборах, поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, не рассматривались. Считает, что срок давности привлечения общества к ответственности управлением не пропущен.

Общество в отзыве доводы жалобы отклонило.

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением ФИО3 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 20.08.2019 № 169 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 21.08.2019 № 169.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО3 установлено, что он работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в основных цехах комбината в электроремонтном цехе общества с 01.01.1999 по 30.06.2002 (4 отчетных периода).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) по Списку № 2 раздел 3 «Металлургическое производство. Подразделы 2 и 3 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» и «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла» при условии постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени) дает работа в качестве  «Электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (код позиции Списка 2040200а-19861, 2040300а-19861. Приказы о закреплении за оборудованием, производствами; нормированные задания не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным.

В связи с эти управление пришло к выводу о нарушении обществом постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление № 516) и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО3 за периоды работы с 01.01.1999 по 30.06.2002 и недостоверности этих сведений.

Управлением в адрес страхователя по почте направлено уведомление от 18.09.2019 247 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1999, 2000, 2001, 2002 годы в отношении ФИО3 путем представления формы                   СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 24.09.2019.

В письме от 26.09.2019 ПАО «Северсталь» сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов указанных документарных проверок и возражений общества, управлением составлен акт от 22.11.2019               № 045S18190015188 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Общество представило в адрес ответчика возражения на акт проверки от 29.11.2019, в которых дополнительно указало, что страхователь сдавал индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2040100а-19861 и 2040200а-19861, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 4 отчетных периода 01.01.1999 по 30.06.2002.

В связи с обращением ФИО1 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 21.08.2019 № 170 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 22.08.2019 № 170.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО1 установлено, что он работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в основных цехах комбината в электроремонтном цехе общества с 01.01.2002 по 30.06.2002 (1 отчетный период).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ по Списку № 2 раздел 3 «Металлургическое производство. Подразделы 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» при условии постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени) дает работа в качестве «Электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (код позиции Списка 2040200а-19861). Приказы о закреплении за оборудованием, производствами; нормированные задания не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления               № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО1 за периоды работы с 01.01.2002 по 30.06.2002 и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 18.09.2019 248 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2002 год в отношении ФИО1 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующий период. Уведомление получено обществом 24.09.2019.

ПАО «Северсталь» в письме от 26.09.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 22.11.2019                                 № 045S18190015189 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 29.11.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2040200а-19861, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 2002 год.

В связи с обращением ФИО2 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 13.06.2019 № 118 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 18.06.2019 № 118.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО2 установлено, что он работал в качестве водителя автомобиля грузоподьемностью от 6 до 15 тонн в автотранспортном цехе (АТЦ) общества с 01.01.1999 по 19.12.2003 (5 отчетных периодов).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются водители автомобилей, занятые на вывозке отходов коксохимического производства по списку № 2, раздел 4 «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовка», код позиции Списка 2050000а-11442, при условии постоянной занятости в течении полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). По представленному табелю учета рабочего времени за 1999 год на ФИО2 дополнительные условия, предусмотренные Списками № 2 «занятость на вывозке отходов коксохимического производства» не подтверждаются.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления               № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО2 за 1999 год и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 15.07.2019 № 230 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1999 год в отношении ФИО2 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующий период. Уведомление получено обществом 29.07.2019.

ПАО «Северсталь» в письме от 02.08.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 29.10.2019                                    № 045S18190014347 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 12.11.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2050000а-11442, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 1999 год.

В связи с обращением ФИО4 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 22.05.2019 № 104 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 29.05.2019 № 104.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО4 установлено, что он работал в АТЦ УТ общества в качестве: машиниста бульдозера Т-170 с 01.01.2000 по 31.07.2001; машиниста бульдозера Т-330, мощность двигателя 370 л.с. на АГП, участки по перемещению шламов и угля с 01.08.2001 по 31.12.2005; машиниста бульдозера Т-330 мощность двигателя 370 л.с. (АГП, перемещения сырья ШПЦ-1, ШПЦ-2) с 01.01.2006 по 31.07.2015 (31 отчетный период).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются машинисты бульдозеров, занятые в технологическом процесс, на шламовых и породных системах, погрузке угля, а также на хвостохранилищах по Списку              № 2 раздела 2 «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых», код позиции Списка 2030000а-13583, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). В соответствии с представленными документами ФИО4 с 01.05.2001 был занят в технологическом процессе аглопроизводства на участке по перемещению шламов и перемещению сырья ШПЦ-1, ШПЦ-2. В соответствии с табелем учета рабочего времени АТЦ с 01.01.2000 по 30.04.2001 закрепление        ФИО4 в технологическом процессе, на шламовых и породных системах, погрузке угля, а также на хвостохранилищах не просматривается.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления                  № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО4 за 2000, 2001 годы и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 02.07.2019 № 227 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2000, 2001 годы в отношении ФИО4 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 16.07.2019.

ПАО «Северсталь» в письме от 17.07.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 11.10.2019                                      № 045S18190013483 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 21.10.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2030000а-13583, а фонд принимал эти сведения по льготному Списку № 2 за 2000,  2001 годы.

В связи с обращением ФИО5 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 02.07.2018 № 238 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании которой составлен акт от 09.07.2018 № 238.

По результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО5 установлено, что он работал в качестве котельщика в котельно-монтажном цехе общества с 01.01.2000 по 30.06.2002 (3 отчетных периода).

Фонд установил, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по списку № 2 раздел 14 «Металлообработка», пункт 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы» при условии постоянной занятости (не менее 80 рабочего времени) дает работа в качестве котельщика (код позиции Списка 2150300а-13144). К работникам, занятым на котельных работах, относятся работники, выполняющие работы по изготовлению котлов и котельного оборудования (трубы, поддоны, решетки и другие детали котлов). В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником выпуск 2 к котельному оборудованию относится: основное котельное оборудование состоит из котла с топочной и конвективной частями, каркаса с обмуровкой, теплоизоляцией и обшивкой, лестниц и помостов для обслуживания, арматуры и гарнитуры котла, экономайзера, пароперегревателя. К вспомогательному котельному оборудованию относятся дутьевые вентиляторы и дымососы, питательные, циркуляционные насосы, водоподготовительные и пылеприготовительные системы, системы топливоподачи и золошлакоудаления (для котлов на твердом топливе), мазутное хозяйство (для котлов на жидком топливе), горелки и газорегуляторные станции (для газовых котельных), газоходы и дымоходы, дымовые трубы, контрольно-измерительные приборы и котельная автоматика. В соответствии с инструкцией о должностных обязанностях котельщик занят как изготовлением котлов и котельного оборудования, так и ремонтом, клепкой, монтажом различного оборудования. Документы, на основании которых перечисленное оборудование отнесено к котельному оборудованию, не отражены. Согласно представленных документов котельщики заняты на изготовлении, ремонте, клепке, монтаже узлов, стальных м/конструкций, водоохлаждаемой арматуры, нестандартного оборудования, запчастей. Представленные для проверки Перечни оборудования не содержат нормативного обоснования, что перечисленное оборудование можно отнести к котельному оборудованию.

Управление пришло к выводу о нарушении обществом Постановления               № 516 и о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО5 за 2000, 2001, 2002 годы и недостоверности этих сведений.

В адрес страхователя управлением по почте направлено уведомление от 22.08.2018 № 174 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1 и 2 полугодие 2000 года, 2001 и 2002 годы в отношении ФИО5 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 31.08.2018.

ПАО «Северсталь» в письме от 11.09.2018 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.

По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт от 12.08.2019 № 045S18190011091 о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Обществом представлены возражения на акт проверки от 30.08.2019, в котором дополнительно указало, что рабочее место «котельщик» предусмотрено Перечнем по Списку № 2 (2150300а-13144).

По результатам рассмотрения актов и возражений на акты управлением вынесены решения от 26.12.2019 № 045S19190013068, 045S19190013062, от 04.12.2019 № 045S19190012411,от 18.11.2019 № 045S19190011559, от 16.09.2019 № 045S19190009469, которыми общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общей сумме 5 500 руб.

В требованиях от 29.01.2020 № 045S01200000512, 045S01200000515, направленных в адрес общества, страхователю предложено уплатить суммы штрафа в срок до 20.02.2020; в требовании от 30.12.2019 № 045S01190013010, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 29.01.2020; в требовании от 12.12.2019 № 045S01190012185, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 31.12.2019; в требовании от 11.10.2019 № 045S01190010053, направленном в адрес общества, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 05.11.2019.

Поскольку в установленный срок требования обществом не исполнены, управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований управления, при этом правомерно руководствовался следующим.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С 01.01.2015 вступил в силу Закон № 400-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 30 которого предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В силу части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании  части 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Законом в части, не противоречащей настоящему Закону.

Согласно статье 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением № 516 (далее – Правила № 516).

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Исходя из пункта 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российский Федерации от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Данным постановлением Кабинета Министров СССР утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее – Список № 2).

Профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» входит в Список № 2 (позиции 2040200а-19861, 2040300а-19861 раздел 3 «Металлургическое производство. Подразделы 2 и 3 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» и «Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное и освинцевальное производства. Производство рельсовых скреплений. Термическая обработка, вырубка и зачистка горячего металла»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО3 следует, что за период работы с 01.01.1999 по 30.06.2002 в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2040200а-19861.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО1 за 2002 год следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2040200а-19861.

Профессия «водители автомобилей, занятые на вывозке отходов коксохимического производства» входит в Список № 2 (позиция 2050000а-11442 раздел 4 «Коксовое, пекококсовое, термоантрацитовое и коксохимическое производства. Углеподготовка»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО2 за 1999 год следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2050000а-11442.

Профессия «машинисты бульдозеров, занятые в технологическом процессе, на шламовых и породных системах, погрузке угля, а также на хвостохранилищах» входит в Список № 2 (позиция 2030000а-13583 раздел 2 «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО4 за 2000, 2001 годы следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2030000а-13583.

Профессия «котельщики» входит в Список № 2 (позиция 2150300а-13144 раздел 14 «Металлобработка», пункт 3 «Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы»).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО5 за 2000, 2001, 2002 годы следует, что в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2150300а-13144.

В силу положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь представляет лишь документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод же о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делается фондом, а не страхователем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (то есть в проверенный период), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Данная правовая позиция отражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 7828/12, из этой нормы следует, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Судом установлено и из материалов дела следует, что страхователь представил фонду такие сведения, какие учитываются им самим. Проверкой не установлено, что, указывая в формах СЗВ-4-1 и СЗВ-6-1 основания для досрочного назначения трудовой пенсии, общество представляло фонду заведомо недостоверные сведения.

Привлекая общество к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, управление не только не конкретизировало основание привлечения к ответственности (неполнота или недостоверность представленных сведений), но и не доказало их фактическую неполноту либо недостоверность.

Само по себе то обстоятельство, что управление не смогло определить время, занятое работником в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения. Также правонарушение не подтверждается непредставлением обществом корректирующих сведений в отношении спорных лиц в ответ на уведомление заявителя в отсутствие доказательств фактической обязанности общества эти сведения представить.

Фактически выводы о недостоверности представленных сведений управление сделало исключительно по данным лицевого счета без учета сведений в иных документах общества. Возражения страхователя оставлены управлением без проверки.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности состава вмененных обществу правонарушений.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно заключил о пропуске управлением срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения решений от 26.12.2019 № 045S19190013068, 045S19190013062, от 04.12.2019 № 045S19190012411, от 18.11.2019 № 045S19190011559, от 16.09.2019 № 045S19190009469.

В рассматриваемом случае самым поздним из периодов, в которых управлением установлено правонарушение, является 2002 год.

Управление полагает, что срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с даты обнаружения правонарушения по результатам документальных проверок.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

На основании статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

В силу пункта 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, суд первой инстанции верно заключил о том, что в рассматриваемом случае начало срока привлечения к ответственности по вышеперечисленным решениям фонда, принятым в период с сентября по декабрь 2019 года, исчисляется с даты представления страхователем соответствующих сведений за периоды, в отношении которых управлением выявлена неполнота (недостоверность) сведений, самые поздние из которых представлены за 2002 год.

Ввиду изложенного решения от 16.09.2019, от 04.12.2019, от 18.11.2019 и от 26.12.2019 вынесены управлением за пределами трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.

Положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), введены в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Исходя из общих конституционных принципов привлечения к ответственности, закон, ухудшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, обратной силы не имеет.

Как верно отметил суд первой инстанции в обжалуемом решении, истечение срока давности привлечения к ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворений требований управления о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 5 500 руб.

В связи с этим в удовлетворении исковых требований фонда отказано обоснованно.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 марта 2021 года по делу № А13-6717/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Череповце Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                             А.Ю. Докшина

Судьи                                                                                          Е.Н. Болдырева

                                                                                                     Н.В. Мурахина