ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
27 июля 2021 года | г. Вологда | Дело № А13-15459/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2021 года по делу № А13-15459/2020,
у с т а н о в и л:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162602, <...>; далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к публичному акционерному обществу «Северсталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162608, <...>; далее – общество, ПАО «Северсталь») о взыскании финансовых санкций в сумме 7 000 руб. на основании решений от 01.06.2020 № 045S19200005278, 045S19200005248, 045S19200005224, 045S19200005277.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части, взыскав с общества финансовую санкцию в сумме 7 000 руб. В обоснование жалобы ссылается на неприменимость в данном деле норм законодательства Российской федерации о налогах и сборах, поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, не рассматривались. Считает, что срок давности привлечения общества к ответственности управлением не пропущен.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в связи с обращением третьих лиц с заявлениями о назначении трудовой пенсии по старостиуправлением проведены документальные проверки достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, по окончании проверок составлены акт от 12.12.2019 № 292, от 16.12.2019 № 291, от 25.09.2019 № 190 и от 10.10.2019 № 200.
Согласно акту проверки по результатам проверки первичных документов в отношении ФИО1 установлено, что он работал в качестве машиниста экскаватора с 28.09.1999 по 09.11.1999, машиниста бульдозера 130 л.с. с 10.11.1999 по 31.12.2000 в Управлении железнодорожного транспорта (УЖДТ) в цехе пути и сооружений ПАО «Северсталь».
Установив, что право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закон № 400-ФЗ) по Списку № 2 раздел 3 «Металлургическое производство» Подраздел 2 «Доменное производство» дает работа в качестве рабочего и бригадира на шлаковых отвалах и разработке шлака (код позиции списка «2040100а-1753а) при условии постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени), соглашения о совмещении профессий за данный период не представлены, определить сколько времени в течение полного рабочего дня ФИО1 был занят выполнением работ в качестве машиниста экскаватора, машиниста бульдозера 130 л.с. в условиях, предусмотренных Списком и подтверждающего право на досрочное назначение пенсии по старости не представляется возможным, управление пришло к выводу о нарушении постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление № 516) и необходимости представления корректирующих индивидуальных сведений на общих условиях на ФИО1 за периоды работы с 28.09.1999 по 31.12.1999, с 01.01.2000 по 31.12.2000 ввиду недостоверности сведений за указанные периоды.
Управлением в адрес страхователя направлено уведомление от 22.01.2020 № 279 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 1999 – 2000 годы в отношении ФИО1 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 27.01.2020.
В письме от 31.01.2020 № 119 общество сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
Согласно акту проверки по результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО2 установлено, что в период с 01.01.2000 по 27.06.2002 (3 отчетных периода) он работал в качестве электрослесаря по ремонту электрооборудования, электростанций котельного, турбинного цехов и топливоподачи 5 разряда в ТЭЦ-ЭВС-2 (теплоэлектроцентраль-электровоздуховной станции-2) ПАО «Северсталь».
Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ по Списку № 2 раздел 13 «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» при условии постоянной занятости (не менее 80 % рабочего времени) дает работа в качестве электрослесаря всех наименований - мастера, старшего мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и приготовления) в местах его установки» (код позиции Списка 2140000б-23362). В период с 01.01.2000 по 30.06.2000 документы, подтверждающие постоянную занятость ФИО2 на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи в местах установки не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным.
Управление пришло к выводу о нарушении Постановления № 516 и необходимости представления уточненных (исправленных) на общих основаниях индивидуальных сведений на ФИО2 за периоды работы с 01.01.2000 по 30.06.2000 и недостоверности этих сведений.
В адрес страхователя направлено уведомление от 22.01.2020 № 280 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2000 год в отношении ФИО2 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующий период.
Общество в письме от 31.01.2020 № 118 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
Согласно акту проверки по результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО3 установлено, что он работал в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в основных цехах комбината в электроремонтном цехе ПАО «Северсталь» в период с 21.11.1999 по 31.12.2001 (3 отчетных периода).
Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, раздела 3 Списка № 2 «Металлургическое производство» подраздел 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести» пользуются электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, код позиции Списка 2040200а-19861, при условии постоянной занятости в течении полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). Приказы о закреплении за оборудованием, производствами; нормированные задания за период с января 1999 года по апрель 2001 года обществом не представлены, поэтому определить право на льготное пенсионное обеспечение не предоставляется возможным, наименование по профессии «электромонтер по ремонту обмоток и изоляции» Списком № 2 не предусмотрено.
Управление пришло к выводу о нарушении Постановления № 516 и необходимости представления на общих основаниях уточненных (исправленных) индивидуальных сведений на ФИО3 за период с 01.01.1999 по 31.12.2001 год и недостоверности этих сведений.
В адрес страхователя управлением направлено уведомление от 14.11.2019 № 267 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за период с 1999 по 2001 годы в отношении ФИО3 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующий период.
Общество в письме от 19.11.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
Согласно акту проверки по результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, в отношении ФИО4 установлено, что он работал в ПАО «Северсталь» в качестве:
начальника смены производственно-технологического бюро производственного блока с 01.01.2003 по 09.04.2003;
старшего мастера участка по переработке отходов металлургического производства ДСУ-4 в цехе шлакопереработки с 10.04.2003 по 04.09.2008;
старшего мастера участка по переработке шлаков и отходов производства ДСУ-3, ДСУ-4 в цехе шлакопереработки с 05.09.2008 по 28.02.2009;
мастера отделения переработки шлака, переработка шлаков и отходов производства ДСУ-3, ДСУ-4 в доменном цехе с 01.03.2009 по 31.01.2010;
мастера, переработка отходов металлургического производства ДСУ-4, отделения переработки шлака с 01.02.2010 по 20.04.2010;
старшего мастера (переработка сталеплавильных шлаков и отходов металлургического производства) отделение переработки шлаков с 21.04.2010 по 31.12.2011.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ пользуются начальники смен, мастера и старшие мастера по Списку № 2 раздела 3 «Металлургическое производство» подраздел 1 «Доменное производство», коды позиции Списка 2040100б-24043 и 2040100б-23187, мастера и старшие мастера по Списку № 2 раздела 3 «Металлургическое производство» подраздел 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических сетей. Обжиг доломита и извести», код позиции Списка 2040200б-23187, при условии постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). Как указывает управление, в перечень рабочих мест цеха шлакопереработки за 2003 год дробильно-сортировочная установка-3 (ДСУ-3) страхователем не заявлена, так как работники не заняты на шлаковых отвалах и на разработке шлака, следовательно, индивидуальные сведения должны быть сданы на общих основаниях. Также согласно акту проверки перечня рабочих мест ДСУ-4 цеха шлакопереработки от 16.03.2010 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ работникам не определено, так как по представленным документам на ДСУ-4 поступают отходы металлургического производства, которые нельзя отнести к шлаку, на ДСУ-4 структурно шлаковый отвал не выделен, работники не заняты на шлаковых отвалах и на разработке шлака.
Управление пришло к выводу о нарушении Постановления № 516 и необходимости представления на общих основаниях уточненных (исправленных) индивидуальных сведений на ФИО4 за 2003-2009 годы, 1 полугодие 2010 года ввиду недостоверности этих сведений.
В адрес страхователя управлением направлено уведомление от 29.10.2019 № 259 об устранении расхождений, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2003-2009 годы, 1 полугодие 2010 года в отношении ФИО4 путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 05.11.2019 (том 1 листы 123-124).
Общество в письме от 07.11.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений.
По результатам рассмотрения материалов указанных документарных проверок и возражений общества, управлением составлены акты о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.04.2020 № 045S18200005588, 045S18200005577, 045S18200005540, 045S18200005515.
По результатам рассмотрения актов и возражений на акты управлением вынесены решения от 01.06.2020 № 045S19200005278, 045S19200005248, 045S19200005224, 045S19200005277, которыми общество привлечено к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общей сумме 7 000 руб.
В требованиях от 29.06.2020 № 045S01200006168, 045S01200006167, 045S01200006166 и 045S01200006165 обществу предложено уплатить указанную сумму штрафов в срок до 22.07.2020.
Поскольку в установленный срок требования обществом не исполнены, управление обратилось в суд.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований управления в силу следующего.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), пунктом 2 части 1 статьи 30 которого предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Законом в части, не противоречащей настоящему Закону.
Согласно статье 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516).
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Исходя из пункта 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российский Федерации от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Данным постановлением Кабинета Министров СССР утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее – Список № 2).
Профессия «Рабочие и бригадиры на шлаковых отвалах и разработке шлака» входит в Список № 2 (позиция 2040100а-1753а раздел 3 «Металлургическое производство. Подраздел 1 «Доменное производство»).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО1 за период работы 28.09.1999-31.12.1999, 01.01.2000 по 30.04.2000 в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2040100а-1753а.
Профессия «электрослесарь» входит в Список № 2 (позиция 2140000б-23362 раздел 13 «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство»).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО2 следует, что за период с 01.01.2000 по 30.06.2000 год в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2140000а-18455 (слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики), который также входит в Список № 2.
Профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» входит в Список № 2 (позиция 2040200а-19861 раздел 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических печей. Обжиг доломита и извести»).
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО3 усматривается, что за 1999 -2001 годы в сведениях об особых условиях работы общество указывало код 2040200а-19861.
Профессии «начальники смен» и «мастера, старшие мастера» входят в Список № 2 раздела 3 «Металлургическое производство» подраздела 1 «Доменное производство», коды позиции Списка 2040100б-24043 и 2040100б-23187, раздела 3 «Металлургическое производство» подраздела 2 «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и копровые работы. Ремонт металлургических сетей. Обжиг доломита и извести», код позиции Списка 2040200б-23187.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО4 за 2003-2009 годы, 1 полугодие 2010 года в сведениях об особых условиях работы общество указывало коды 2040100б-24043, 2040100б-23187.
Исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь представляет лишь документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод же о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делают органы Пенсионного фонда, а не страхователь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из материалов дела следует, что страхователь представил в управление такие сведения, какие учитываются им самим. Проверкой не установлено, что, указывая в индивидуальной отчетности в отношении третьих лиц основания для досрочного назначения трудовой пенсии, общество представляло заведомо недостоверные сведения.
Привлекая общество к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, управление не только не конкретизировало основание привлечения к ответственности (неполнота или недостоверность представленных сведений), но и не доказало их фактическую неполноту либо недостоверность.
Само по себе то обстоятельство, что управление не смогло определить время, занятое работником в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения. Также правонарушение не подтверждается непредставлением обществом корректирующих сведений в отношении спорных лиц в ответ на уведомление заявителя в отсутствие доказательств фактической обязанности общества эти сведения представить.
Фактически выводы о недостоверности представленных сведений управление сделало исключительно по данным лицевого счета без учета сведений в иных документах общества. Возражения страхователя оставлены управлением без проверки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности состава вмененных обществу правонарушений.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно заключил о пропуске управлением срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения решений от 01.06.2020 № 045S19200005278, 045S19200005248, 045S19200005224, 045S19200005277.
В рассматриваемом случае самым поздним из периодов, в которых управлением установлено правонарушение, является полугодие 2010 года.
Управление полагает, что срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с даты обнаружения правонарушения по результатам документальных проверок.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
В силу пункта 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил о том, что в рассматриваемом случае начало срока привлечения к ответственности по решениям от 01.06.2020 исчисляется с даты представления страхователем соответствующих сведений за периоды, в отношении которых управлением выявлена неполнота (недостоверность) сведений, самые поздние из которых представлены за полугодие 2010 года.
Ввиду изложенного решения от 01.06.2020 вынесены управлением за пределами трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.
Положения статьи 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), введены в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.
Исходя из общих конституционных принципов привлечения к ответственности, закон, ухудшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, обратной силы не имеет.
Как верно отметил суд, истечение срока давности привлечения к ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворений требований управления о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 7 000 руб.
Доводов, опровергающих обоснованность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2021 года по делу № А13-15459/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |