НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Вологодской области от 19.11.2018 № А13-16904/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 ноября 2018 года

Дело №

А13-16904/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н.,
Корабухиной Л.И.,

  рассмотрев 19.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2018 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу
№ А13-16904/2017,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирилловском районе Вологодской области, место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллова, Пролетарская ул., д. 1, ОГРН 1023501890477, ИНН 3511004610 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», место нахождения: 161100, Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов, ул. Гагарина, д. 105,
ОГРН 1123533000359, ИНН 3511000711 (далее - Общество), финансовых санкций за неполноту и недостоверность представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в общем размере 1500 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018, заявленные требования удовлетворены частично: с Общества  взысканы финансовые санкции в размере 150 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.

          В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.

Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции произвольно снизил кратность уменьшения финансовой санкции по сравнению с той, которую определил суд первой инстанции. Кроме того, Общество настаивает на том, что в требованиях Фонда по решению от 20.03.2017
№ 04
SS19170001383 следовало отказывать по причине пропуска срока на подачу заявления в суд. По мнению подателя жалобы, указанное обстоятельство повлекло бы изменение решения суда первой инстанции в части распределения судебных расходов по госпошлине. Ссылку судов на то, что самостоятельное устранение Обществом ошибок в отчетности СЗВ-М образует состав правонарушения, податель жалобы считает неправомерной. Также податель жалобы возражает против вывода суда о том, что с 01.01.2017 в связи с утратой действия норм  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) предусмотренная им ответственность неприменима, несмотря на то, что размер штрафных санкций за предоставление отчетности в бумажном виде (не электронном) увеличен с 200 руб. до 1000 руб.  

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество, являясь лицом, производящим выплаты физическим лицам, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.

Во исполнение обязанностей страхователя Общество по телекоммуникационным каналам связи 04.05.2016 представило в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2016 года в отношении 36 застрахованных лиц.

Впоследствии, 15.06.2016, по телекоммуникационным каналам связи Общество представило в Фонд  сведения СЗВ-М за апрель 2016 года по форме «дополняющая» на 37 застрахованных лиц, в которых содержатся сведения в отношении еще одного застрахованного лица (Паничева Алексея Алексеевича), ранее отсутствовавшие в исходной форме СЗВ-М за указанный отчетный период.

Кроме того, Общество 11.01.2017 на бумажном носителе нарочно представило в Фонд  сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2016 года в отношении 34 застрахованных лиц.

В ходе проведенной Фондом проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а также представления указанных сведений в форме электронного документооборота, Фонд  пришел к выводу о том, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении застрахованного лица Паничева А.А. представлены Обществом с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а сведения
СЗВ-М за декабрь 2016 года представлены страхователем с нарушением порядка  представления таких сведений в форме электронного документооборота.

Выявленное нарушение за апрель 2016 года зафиксировано Фондом в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.02.2017 № 045S18170000674.

Нарушение за декабрь 2016 года зафиксировано Фондом в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязанного пенсионного страхования от 09.02.2017 № 1.

По результатам рассмотрения акта от 09.02.2017 № 045S18170000674 Фондом принято решение от 20.03.2017 № 045S19170001383 о привлечении Общества к ответственности по части четвертой статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в отчетный период) в виде штрафа в размере
500 руб.

В адрес Общества Фонд направил требование от 13.04.2017
№ 045S01170183384 об уплате указанной финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 03.05.2017.

По результатам рассмотрения акта от 09.02.2017 № 1 Фондом принято решение от 20.03.2017 № 1 о привлечении Общества к ответственности по части четвертой статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) в виде штрафа в размере 1000 руб.

В адрес Общества Фонд также направил требование от 13.04.2017
№ 045S01170183384 об уплате указанной финансовой санкции за нарушение порядка представления сведений, предусмотренного пунктом 2 статьи 8 Закона
№ 27-ФЗ, в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 03.05.2017.

Поскольку указанные требования в добровольном порядке Обществом исполнены не были, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, мотивировав это тем, что оба решения Фонда о привлечении Общества к ответственности за представление им неполных и (или) недостоверных сведений, за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, вынесены в соответствии с требованиями и сроками, указанными в статье 17 Закона № 27-ФЗ, а предусмотренные названным Законом процедурные сроки не являются пресекательными и их нарушение не приводит к необоснованности взыскания финансовых санкций. Вместе с тем суд посчитал возможным применить смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с этим уменьшил общий размер штрафов, подлежащих взысканию с ответчика, до 150 руб.

Суд апелляционной инстанции решение  суда  первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона
№ 27-ФЗ) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в отчетный период - апрель 2016 года) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части четвертой статьи 17 данного Закона (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) и части третьей названной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Также в статье 17 этого же закона (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) закреплялось, что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Закона № 212-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2017.

Частью семнадцатой статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В этой же статье установлен порядок привлечения страхователя к ответственности за совершение соответствующего нарушения.

Относительно решения Фонда от  20.03.2017 № 045S19170001383.

Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах с 01.01.2010 до 31.12.2016 регулировался Законом № 212-ФЗ.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 1 статьи 34 Закона № 212-ФЗ, действовавшего на дату представления сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2016 года).

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Закона № 212-ФЗ, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 1 статьи 38 Закона № 212-ФЗ).

Как предусмотрено частью 4 указанной статьи Закона, акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 39 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 названного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Как определено в части 12 названной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 13 статьи 39 Закона
№ 212-ФЗ).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения (часть 14 статьи 39 Закона
№ 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. При этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (части 3, 5 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Часть 5.5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ определяет, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Течение срока, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона
№ 212-ФЗ, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным. В случае если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день днем (части 6 и 7 статьи 4 Закона № 212-ФЗ)

Исходя из указанных положений Закона № 212-ФЗ, действовавшего на момент предоставления Обществом спорной отчетности, регламентировались сроки проведения камеральной проверки представленного страхователем расчета страховых взносов - 3 месяца с даты представления расчета, составление акта проверки - 10 дней после истечения срока проведения проверки, получение акта - на 6 день, вынесение решения - 10 дней с даты истечения срока представления возражений (+15 дней на направление страхователем возражений с даты получения акта + 1 месяц в случае продления срока рассмотрения акта), получение решения - на 6 день, вступление в силу решения - 10 дней с даты вручения лицу; срок направления требования об уплате недоимки - 10 дней с момента вступления в силу решения, срок исполнения требования - 10 календарных дней со дня его получения (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

Судом апелляционной инстанции учтено, что с 01.01.2017 Закон
№ 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Между тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона № 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статей 46, 70, 88, 100, 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Судом учтены разъяснения, данные в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» согласно которым налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 88 НК РФ предписывает, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (пункт 2 статьи 100 НК РФ).

Абзаца второй пункта 5 статьи 100 НК РФ говорит о том, что в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1 статьи 101 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 9 статьи 101 НК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ)

Пункт 4 статьи 69 НК РФ говорит о том, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма  (пункт 6 статьи 69 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1
НК РФ).

С учетом названных норм суд апелляционной инстанции верно заключил, что срок проведения проверки - 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получение решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

При таких обстоятельствах, началом срока при расчете совокупного срока обращения Фонда в суд с заявлением о взыскании с Общества штрафа является дата представления сведений СЗВ-М за апрель 2016 года по форме «дополняющая» (по аналогии с датой предоставления расчета страховых взносов)  -  15.06.2016.

Акт проверки в соответствии с требованиями Закона № 212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации должен был быть составлен Фондом не позднее 26.09.2016 (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта).

При этом, фактически акт составлен 09.02.2017, что привело апелляционный суд к выводу о нарушении Фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.

В соответствии с установленной Законом № 212-ФЗ совокупностью сроков требование об уплате штрафа должно было быть выставлено Фондом Обществу не позднее 10.01.2017 и исполнено страховщиком не позднее 30.01.2017 (22 и 29 января 2017 года - выходные дни).

Таким образом, срок обращения Фонда в суд с заявлением о взыскании спорной суммы штрафа в размере 500 руб. в соответствии с Законом № 212-ФЗ истек 31.07.2017 (30.07.2017 - выходной день).

В соответствии с  установленными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате недоимки должно было быть выставлено Фондом не позднее 01.03.2017 и исполнено Обществом не позднее 22.03.2017.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с тем, что срок обращения Фонда в суд с заявлением о взыскании спорной суммы штрафа в размере 500 руб. в соответствии с Налоговым  кодексом  Российской Федерации истек 22.09.2017.

Фонд же обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества штрафа в указанной сумме, начисленного по решению
№ 045S19170001383, только 10.10.2017, что подтверждается календарным штемпелем на почтовом конверте.

С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявление в части взыскания с Общества штрафа в сумме 500 руб. подано по истечении шестимесячного срока для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, установленного как статьей 19 Закона № 212-ФЗ, так и статьей 46 НК РФ, что является основанием для отказа  во взыскании  указанной суммы  штрафа.

Суд кассационной инстанции считает  данный вывод  правомерным.

Вывод, послуживший основанием для принятия  постановления  суда  об отказе во взыскании штрафа в сумме 500 руб.,  Обществом  не обжалуется.

Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.

   В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ», а также Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

В силу пункта 39 Инструкции № 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, Общество  реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за указанный период, что позволяет не применять к Обществу  финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

           Довод Общества о том, что Фонд, приняв два разных решения о привлечении Общества  к ответственности, не обосновал их объединение в одном исковом заявлении,  судами исследован и отклонен со ссылкой на положения части 1 статьи 130 АПК РФ, согласно которой истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

В рассматриваемом случае требования Фонда о взыскании финансовых санкций объединены в одно исковое заявление с целью быстрого и правильного разрешения спора на основании статьи 130 АПК РФ, поскольку связаны по основаниям возникновения, характеру правонарушений.

Таким образом, суды правомерно заключили, что действия Фонда по объединению в одном заявлении требований о взыскании двух штрафов не противоречит положениям АПК РФ.

В отношении взыскании штрафа по решению от 20.03.2017 № 1.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) внесены изменения в размере санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии со статьей 24 Закона № 250-ФЗ, предусмотренные им изменения вступают в силу с 01.01.2017.

Как следует из положений пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, сведения по форме СЗВ-М нужно подавать ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, срок сдачи отчетности за декабрь 2016 года приходится на январь 2017 года и, как следствие,  при определении размера финансовых санкций применяется часть 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 19.01.2016 № 2-П указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Оценив обстоятельства нарушения Обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, суды первой и апелляционной инстанций, в силу  своих полномочий правомерно  снизили и установили  размер примененных к Обществу финансовых санкций.

Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию Общества по делу, по существу направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов и не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.

При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций указанные доводы получили надлежащую правовую оценку, основания не согласиться с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу № А13-16904/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Е.Н. Александрова

Л.И. Корабухина