НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Вологодской области от 18.07.2016 № А13-4868/16

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 июля 2016 года

г. Вологда

Дело № А13-4868/2016

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2016 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Междуреченском районе Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2016 года по делу                          № А13-4868/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Баженова Ю.М.),

у с т а н о в и л:

Представительное Собрание Междуреченского муниципального района (ОГРН 1063529002921, ИНН 3513002739; место нахождения: 161050, село Шуйское, Сухонская набережная, дом 9; далее – собрание, Представительное собрание) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Междуреченском районе Вологодской области (ОГРН 1023501452370, ИНН 3529000060; место нахождения: Вологодская область, Междуреченский район, село Шуйское, Сухонская набережная, дом 19; далее – отдел, ОПФ) о признании недействительным решения от 17.03.2016 № 045V12160000161.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление собрания рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2016 года по делу № А13-4868/2016 заявленные требования удовлетворены.

ОПФ с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Ссылаясь на пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее -  Закон № 212-ФЗ), указывает на то, что Представительное собрание является плательщиком страховых взносов. Ежемесячная денежная компенсация, установленная председателю Представительного собрания, носила постоянный характер. Документов, подтверждающих возмещение расходов, произведенных председателем Представительного собрания в рамках его деятельности, не представлено.

Собрание в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной ОПФ выездной проверки деятельности заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 составлен акт от 05.02.2016 № 15, а также с учетом возражений собрания  принято решение от 17.03.2016 № 045V12160000161 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 6504 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, указанным решением собранию предложено уплатить                      48 780 руб. доначисленных страховых взносов и 13 146 руб. 40 коп. пеней.

Доначисления произведены в связи с выводом отдела о неправомерном неисчислении собранием страховых взносов с ежемесячных денежных компенсаций, начисленных Кулаковой О.Н. с января по март 2012 года в сумме 13 810 руб., Бойнесу Ю.М. с марта 2012 года по декабрь 2014 года в сумме 166 190 руб., поскольку, по мнению отдела у депутатов Представительного собрания, в том числе председателя, возникают трудовые отношения с представительным органом местного самоуправления.

Не согласившись с этим решением отдела, собрание оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что собрание является плательщиком страховых взносов.

Частью 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщик страховых взносов обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

В соответствии со статьей 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Статьей 33 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Следовательно, по результатам данной проверки орган контроля за уплатой страховых взносов обязан установить не только полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и действительную обязанность (наличие правовых оснований) для исчисления и уплаты страховых взносов в размере, указанном в соответствующем расчете.

В соответствии со статьей 18 Устава Междуреченского муниципального района Вологодской области (далее – Устав) Представительное собрание состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства поселений. Представительное собрание района состоит из 15 депутатов.

Согласно статье 20 Устава в структуру Представительного собрания Междуреченского муниципального района входят глава Междуреченского муниципального района, заместитель председателя Представительного собрания района, постоянные депутатские комиссии. Глава района исполняет полномочия председателя Представительного собрания района.

Глава Междуреченского муниципального района избирается на 5 лет на муниципальных выборах Междуреченского муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Полномочия главы Междуреченского муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района (статья 26 Устава (в редакции, действующей в спорный период)).

Депутату Представительного собрания Междуреченского муниципального района обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Полномочия депутата Представительного собрания Междуреченского муниципального района начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Представительного собрания района нового созыва. Депутаты Представительного собрания Междуреченского муниципального района осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (статья 22 Устава).

В соответствии с решением Представительного собрания от 20.09.2011 № 41 «О возмещении расходов депутатам» депутатам установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение расходов, связанных с выполнением ими депутатских полномочий, в размере 200 руб.

Решениями Представительного собрания от 30.04.2009 № 23 и от 04.05.2012 № 30 «О денежной компенсации председателю Представительного Собрания района» председателю Представительного собрания установлена ежемесячная денежная компенсация в размере 5000 руб.

Из указанных нормативных актов следует, что указанные выплаты являются компенсационными.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Перечень выплат, на которые может производиться начисление страховых взносов, является исчерпывающим.

Таким образом, компенсации, предусмотренные решениями Представительного собрания, выплата которых гарантирована названными нормативными правовыми актами депутатам и председателю Представительного собрания, не соответствуют тем критериям, которые указаны в части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ.

Как правильно отметил суд первой инстанции, осуществление депутатом и председателем представительного органа местного самоуправления своих полномочий не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовые функции в данном случае не осуществляются. Выплаты в пользу таких лиц компенсаций за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Исходя из положений статьи 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

В данном случае трудовые отношения между Представительным собранием, депутатами, председателем Представительного собрания не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление указанными лицами своих полномочий не является выполнением трудовых функций.

В качестве критериев, предусмотренных в статье 7 Закона № 212-ФЗ, для определения облагаемых страховыми взносами выплат, произведенных в результате выполнения функций именно по трудовому договору, не указаны такие критерии, как зависимость выплаты вознаграждения депутатам от времени осуществления ими своих полномочий, гарантии включения депутатам в трудовой стаж времени осуществления ими своих полномочий, принятие за основу для расчета величины вознаграждения среднего заработка депутата по месту его основной работы.

Следовательно, у депутатов и председателя Представительного собрания отсутствует обязанность по исчислению страховых взносов со спорных выплат, следовательно в рассматриваемом случае отсутствует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2014 года, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2014 года и определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2015 года по делу № А05-5352/2014, постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2013 года по делу № А13-9638/2012.

Учитывая изложенное, спорные выплаты не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов, поэтому у ОПФ не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемых периодов в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.

Доводы апелляционной жалобы отдела были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим  изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2016 года по делу № А13-4868/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Междуреченском районе Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                       Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.В. Мурахина