ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
21 сентября 2023 года | г. Вологда | Дело № А13-1997/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2023 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 представителя ФИО2 по доверенности от 17.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июня 2023 года по делу № А13-1997/2022,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; адрес: 160022, Вологодская область, город Вологда) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – администрация) в лице департамента градостроительства администрации города Вологды (далее – департамент) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 15.02.2022, распоряжения от 10.02.2022 № 222 «Об отказе в переводе нежилых помещений по адресу: <...> в жилые помещения (квартиры)». Делу присвоен номер А13-1997/2022.
В дальнейшем предприниматель 15.02.2023 обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации в лице департамента градостроительства о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 29.12.2022 № 12-0-16/5173/15805, распоряжения от 29.12.2022 № 2564 «Об отказе в переводе нежилых помещений по адресу: <...> в жилые помещения (квартиры)». Делу присвоен номер А13-753/2023.
Определением суда от 22.02.2023 дела № А13-1997/2022 и А13-753/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А13-1997/2022.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано, предпринимателю из федерального бюджета возвращено 5 400 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Дополнительным решением от 27.06.2023 предпринимателю из федерального бюджета возвращено 600 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 25.01.2023 № 9.
Заявитель с решением от 09.06.2023 не согласился и обратился с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения от 12.09.2023), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается в материалах дела, заявитель 30.12.2021 обратился в департамент с заявлениями о переводе нежилых помещений, расположенных на 4 этаже жилого дома по адресу: <...> (далее – МКД), в жилые с проведением переустройства, а именно:
общей площадью 32,4 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1321;
общей площадью 34,2 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1320;
общей площадью 43,5 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1319;
общей площадью 33,7 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1318;
общей площадью 39,3 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1317;
общей площадью 37,8 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1316;
общей площадью 81,3 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1315;
общей площадью 28,2 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1314;
общей площадью 38,1 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1313;
общей площадью 67,1 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1312;
общей площадью 46,9 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1311;
общей площадью 36,6 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1310.
По результатам рассмотрения заявлений департаментом издано распоряжение от 10.02.2022 № 222 «Об отказе в переводе нежилых помещений по адресу: <...> в жилые помещения (квартиры)», в адрес предпринимателя направлено уведомление об отказе в переводе нежилых помещений в жилые помещения от 15.02.2022.
В дальнейшем 24.11.2022 предприниматель вновь обратился в департамент с заявлением о переводе нежилых помещений, расположенных на 4 этаже МКД, в жилые с проведением его перепланировки (переустройства), а именно:
общей площадью 32,4 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1321,
общей площадью 34,2 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1320,
общей площадью 43,5 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1319,
общей площадью 33,7 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1318,
общей площадью 39,3 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1317,
общей площадью 37,8 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1316,
общей площадью 81,3 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1315,
общей площадью 28,2 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1314,
общей площадью 38,1 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1313,
общей площадью 67,1 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1312,
общей площадью 46,9 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1311,
общей площадью 36,6 кв.м с кадастровым номером 35:24:0401004:1310.
По результатам рассмотрения данного заявления департаментом издано распоряжение от 29.12.2022 № 2564 «Об отказе в переводе нежилых помещений по адресу: <...> в жилые помещения (квартиры)», в адрес заявителя направленоуведомление об отказе в переводе нежилых помещений в жилые помещения от 29.12.2022.
Не согласившись с указанными распоряжениями и уведомлениями, предприниматель обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктов 1.1, 2.6, 3.6 Положения о Департаменте градостроительства администрации города Вологды, утвержденного постановлением администрации от 16.06.2016 № 683 (далее – Положение № 683), суд первой инстанции верно заключил о том, что оспариваемые распоряжения и уведомления приняты и направлены уполномоченным органом.
Согласно статье 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение;
3) план переводимого помещения с его техническим описанием;
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения).
Если для использования помещения в качестве жилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8 статьи 23 ЖК РФ).
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (часть 10 статьи 23 Кодекса).
Исходя из части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1); несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения (пункт 3); несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (пункт 4).
Аналогичные основания для отказа в переводе помещения предусмотрены и пунктом 2.9.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, утвержденного постановлением администрации от 29.06.2012 № 3742 (далее – Административный регламент).
Положениями статьи 25 ЖК РФ определено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
По заявлениям от 30.12.2021 предпринимателю отказано в переводе нежилых помещение в жилые по следующим основаниям:
не представлен документ, определенный пунктом 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по представлению которого возложена на заявителя, а именно: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки и переустройства переводимых помещений (не представлен раздел отопление и вентиляция; не указана высота переводимых помещений, отсутствует расчет нагрузок по электроснабжению; не представлен перерасчет баланса территории общего пользования многоквартирного дома с учетом переводимых помещений (12 квартир) в соответствии с решением Вологодской городской думы от 21.12.2017 № 1382 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа города Вологды» (с последующими изменениями) (далее – Решение № 1382, МНГП);
отсутствует согласие собственников помещений данного дома на распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (в том числе на подключение к внутридомовым инженерным системам водоснабжения, водоотведения, канализации, вентиляции, электроснабжения), предусмотренное жилищным и гражданским законодательством.
Отказ в переводе нежилых помещений в жилые распоряжением от 29.12.2022 мотивирован тем, что заявителем не представлен документ, определенный пунктом 5 части 2 статьи 23 ЖК РФ, обязанность по представлению которого возложена на заявителя, а именно: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки и переустройства переводимых помещений (в представленной проектной документации отсутствуют подразделы: «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Система электроснабжения», наличие которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
в представленной проектной документации в разделе архитектурные решения предусмотрена площадь жилой комнаты менее 14 кв. м в однокомнатных квартирах № 37, 38, 42 и менее 16 кв. м в двухкомнатной квартире № 47, что не соответствует пункту 5.11 СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные СНиП 31-01-2003», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно -коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 мая 2022 года № 361/пр (далее – СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные»);
кухни в квартирах № 45, 46 не оборудованы мойками, что противоречит пункту 5.7 СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные»;
в представленной проектной документации отсутствует информация о монтируемом оборудовании (монтаже кухонных плит и их мощности), в связи с чем не представляется возможным определить соответствуют ли нормам действующего законодательства по нагрузкам электрических сетей представленные документы;
при переводе жилых помещений (12 квартир) не соблюдается баланс территории общего пользования многоквартирного дома в соответствии с таблицами 4.2.11, 4.2.12 местных нормативов градостроительного проектирования городского округа города Вологды, утвержденных Решением № 1382;
отсутствует согласие собственников помещений данного жилого дома на распоряжение общим имуществом многоквартирного дома (на подключение к внутридомовым инженерным системам водоснабжения, водоотведения, канализации, вентиляции, электроснабжения), предусмотренное статьей 36 ЖК РФ, пунктами 5, 6, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
Как усматривается в материалах дела, администрацией обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление - 740» (далее – ООО «Строительное управление - 740») выдано разрешение от 01.04.2015 № RU35327000-78 на строительство объекта капитального строительства «36-ти квартирный жилой дом с количеством этажей 3, с техподпольем (высотой в чистоте 1,8 м) и техническим чердаком (высотой в чистоте 1,8 м) с количеством проживающих 43 человека со строительным объемом 8543,32 куб. м, общей площадью жилого здания 1691,47 кв. м, общей площадью квартир 1550,42 кв. м, на земельном участке площадью 1410 кв. м», расположенного по адресу: <...>. Срок действия данного разрешения на строительство до 30.06.2017.
Разрешение от 27.06.2017 № RU35-35327000-45-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома по названному адресу выдано департаментом ООО «Строительное управление - 740» на основании заявления застройщика и документов, предусмотренных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В соответствии с данными, указанными в документации, представленной застройщиком с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, многоквартирный дом № 38 по улице Республиканская имеет 3 этажа (кроме того, техподполье, чердак высотой в чистоте 1,8 м), общую площадь 1746,4 кв. м, в том числе площадь жилых помещений – 1 569,6 кв. м, площадь нежилых помещений – 144 кв. м, площадь балконов и лоджий – 68,6 кв. м.
Согласно техническому плану здания от 12.01.2017 многоквартирный дом № 38 по улице Республиканская имеет 3 этажа, общую площадь 1746,4 кв. м, площадь мест общего пользования 144,0 кв. м.
Изменение количества этажей многоквартирного дома, а также изменение параметров многоквартирного дома в части изменения площадей нежилых помещений соответствует понятию реконструкции согласно статье 1 ГрК РФ.
При реконструкции выполняются такие работы, в результате которых изменяются параметры самого объекта капстроительства или его частей либо производится замена, восстановление несущих строительных конструкций, кроме их отдельных элементов (пункт 14 статьи 1 ГрК РФ).
Доказательств, что строительство дома осуществлялось на основании проектной документации, которая предусматривала строительство четырехэтажного, а не трехэтажного дома, не имеется. Как указано выше, в эксплуатацию введено здание с 3 этажами.
Разрешение на реконструкцию объекта не выдавалось.
Доводы заявителя о том, что в спорных нежилых помещениях фактически произведено переустройство, не могут быть приняты, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и опровергаются техническими характеристиками здания и помещений, которые зафиксированы при введении дома в эксплуатацию, и указаны в заявлениях о переводе нежилых помещений.
Факт существенного изменения технических характеристик дома подтвержден также решением Вологодского городского суда от 28.11.2019 по делу № 2-9983/2019 (с учетом определения от 30.12.2019 об исправления описок), которым признано право собственности заявителя на нежилое помещение общей площадью 536,9 кв. м, расположенное на чердаке спорного МКД.
Доводы предпринимателя о том, что названным судебным актом фактически узаконены все отступления от проекта, допущенные застройщиком, подлежат отклонению, поскольку такое обстоятельство в данном решении суда не установлено. Кроме того, администрация лицом, участвующим в указанном деле, не являлась.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо отметил, что в данном случае должна быть представлена проектная документация, подтверждающая изменения спорных помещений и всего дома в целом относительно тех характеристик, которые были установлены для строительства дома и при вводе его в эксплуатацию.
Без учета этих обстоятельств не может быть принято объективного решения о переводе помещений, гарантирующего обеспечение безопасности и надежности конструкций жилого дома, в том числе его инженерных сетей, а также обеспечивающего жизнедеятельность всех жильцов, поскольку меняются качественным образом характеристики не конкретной квартиры, а фактически целого этажа дома, что не может не влиять на конструкцию как здания, так и инженерных сетей всего дома.
Решением № 1382 установлены требования, обязательные для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих свою деятельность на территории города Вологды, независимо от их организационно-правовой формы.
МНГП устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения города Вологды и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения города Вологды, установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения городского округа.
Площадь земельного участка для проектирования жилых зданий на территории жилой застройки должна обеспечивать размещение площадок, предусмотренных таблицей 4.2.11, и автостоянок, предусмотренных таблицей 4.2.12.
Расчет площади нормируемых элементов благоустройства, расположенных на земельном участке (земельных участках), на котором (на которых) размещается многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с показателями, приведенными в таблице 4.2.11 исходя из расчетных показателей удельных размеров площадок, кв. м/чел.
Согласно таблице 4.2.12 МНГП расчетное количество машино-мест для стандартного жилья – 0,5 машино-места на 1 квартиру.
Таким образом, при увеличении количества квартир в доме необходимо произвести перерасчет баланса всей территории общего пользования многоквартирного дома с учетом переводимых жилых помещений (добавляется 12 квартир).
Заявителем такая документация не представлена.
При этом ссылки заявителя на определение расчетного количества парковочных мест исходя из предполагаемого расположения на 4 этаже офисных помещений правомерно не расценены судом как достоверное, учитывая, что изначально проектная документация разработана на трехэтажный дом с чердаком, помещения, расположенные на 4 этаже дома, получили статус самостоятельного объекта права только после вступления в законную силу решения Вологодского городского суда от 28.11.2019 по делу № 2-9983/2019. При обращении заявителя в департамент помещения в качестве офисных не использовались. Таким образом, администрация правомерно исходит из необходимости перерасчета баланса территории с момента ввода дома в эксплуатацию.
Предпринимателем представлена проектная документация по переустройству нежилых помещений, расположенных в многоквартирном дом № 38 по улице Республиканская в целью их перевода в жилые помещения (квартиры), разработанная ООО «НПО «Абрис» в 2022 году.
Поскольку степень детализации проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения в многоквартирном доме не урегулирована жилищным законодательством, принимая во внимание, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований не только ЖК РФ, но и законодательства о градостроительной деятельности, проектная документация должна быть подготовлена в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение).
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в составе проектной документации подлежат представлению подразделы: «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Система электроснабжения».
Предоставленный предпринимателем с заявлениями проект на перевод не соответствовал требованиям Положения, поскольку не содержал названные подразделы.
Из представленной к заявлениям проектной документации невозможно установить, каким именно образом затрагиваются инженерные системы, их технологические схемы, правильность подбора оборудования, не отражены расчеты возможности эксплуатации данных систем и планируемого к установке оборудования.
Согласно пояснительной записке проектной документации, представленной заявителем, проектом не предусмотрено изменение (в том числе местоположение) общедомовых сетей инженерного обеспечения, в связи с чем согласие собственников помещений многоквартирного дома на проводимые работы не требуется.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) (пункт 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47).
Исходя из положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) система инженерно-технического обеспечения – это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36).
Согласно пункту 5.2.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), не допускается увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда.
В силу пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Таким образом, изменение системы инженерно-технического обеспечения, включающей в себя внутридомовые инженерные системы, предназначенные для выполнения функций водоснабжения, водоотведения, обеспечивающие подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества также включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Также в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Система вентиляции также относится к системе инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома, отнесение систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов к общему имуществу в многоквартирном доме подтверждается в частности Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Доказательств, что проектной документаций при строительстве спорного дома предусматривалось оборудование чердака инженерными сетями, материалы дела не содержат.
Разрешение на реконструкцию объекта администрацией не выдавалось.
Решением Вологодского городского суда от 28.11.2019 по делу № 2-9983/2019 обстоятельств оборудования помещения предпринимателя какими-либо инженерными сетями не установлено.
Ссылка апеллянта на передачу ему застройщиком помещения, оборудованного инженерными сетями водоснабжения, водоотведения не может быть принята в отсутствие доказательств оснований такого оборудования и их соответствия проекту в части соответствующих систем. Доводы заявителя о том, что оборудование помещения сетями произведено не предпринимателем, сами по себе обоснованность позиции заявителя не подтверждают.
Доводы заявителя о согласовании администрацией проведения перепланировки нежилого помещения с кадастровым номером 35:24:0401004:1147 по адресу: <...>, с целью его раздела и последующей приемке законченных перепланировкой нежилых помещений правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку перепланировка предполагала только монтаж и демонтаж не несущих перегородок, устройство и закладку дверных проемов строительных конструкций без вмешательства в инженерные сети многоквартирного дома. Кроме того, проверка соответствия перепланировки требованиям, установленным для жилых помещений, администрацией не осуществлялась. Иного в материалах дела не усматривается.
В отсутствие документов, которые бы раскрывали и описывали изменения как схемы, так и режимы инженерных сетей дома с момента его ввода в эксплуатацию, не имеется оснований для вывода о соответствии спорных помещений при их использовании в качестве жилых установленным законодательством требованиям.
Кроме того, решение вопроса об эксплуатации, распоряжении и использовании общего имущества, в том числе инженерных сетей, расположенных на четвертом этаже, должно решаться в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом волеизъявления собственников помещений.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Часть 2 статьи 40 ЖК РФ устанавливает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Указанное согласие заявителя с пакетом документов для перевода нежилых помещений в жилые не представлено.
Отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома на изменение схемы, нагрузки и режима работы инженерных сетей, режима эксплуатации общего имущества дома, а также придомовой территории и парковки, которые юридически с момента ввода дома в эксплуатацию не менялись и должны соответствовать техническим характеристикам на момент ввода дома в эксплуатацию, не могут быть преодолены ни экспертными заключениями, ни решением о перепланировке территории. Отсутствие такого согласия является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое в силу статей 23, 36 ЖК РФ.
Представленные заявителем дополнительно в материалы дела экспертное исследование от 01.10.2022 № 070922-ИСВ-4528 по строительно-техническому исследованию помещений по адресу: <...>, выполненное ООО «Лаборатория судебных экспертиз», и проектная документация по переустройству нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>, с целью их перевода в жилые помещения (квартиры), разработанная ООО «НПО «Абрис» в 2022 году, правомерно оценены судом как не опровергающие обоснованность оспариваемых ненормативных актов, поскольку распоряжение от 10.02.2022 принято по результатам рассмотрения соответствующих заявлений и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 23 ЖК РФ документов. Кроме того, как верно отметил суд, названный выше документ не исключает обязанности представления подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта перепланировки и переустройства переводимых помещений (в части раздела отопления и вентиляции; указания высоты переводимых помещений, расчета нагрузок по электроснабжению; перерасчета баланса территории общего пользования многоквартирного дома с учетом переводимых жилых помещений (12 квартир) в соответствии с Решением № 1382; а также согласия собственников помещений данного дома на распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Вопреки доводам жалобы, приведение в распоряжении и уведомлении от 29.12.2022 оснований для отказа в переводе (несоответствие предполагаемых жилых помещений пунктам 5.7, 5.11 СП 54.13330.2022; отсутствие информации о монтируемом оборудовании (монтаже кухонных плит и их мощности)), не указанных в распоряжении от 10.02.2022, само по себе о незаконности распоряжения и уведомления от 29.12.2022 об отказе в переводе нежилых помещений в жилые (пункт 2.7.3 Административного регламента) не свидетельствует исходя из установленной выше правомерности иных указанных департаментом оснований отказа.
При этом указание на нарушение баланса территории общего пользования многоквартирного дома в соответствии с таблицами 4.2.11, 4.2.12 МНГП, по сути, новым основанием не является, фактически раскрывая указанную в распоряжении от 10.02.2022 необходимость перерасчета баланса территории общего пользования с учетом 12 переводимых квартир.
Ввиду изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что по обоим фактам обращения заявителя у департамента имелись правовые основания для отказа в переводе нежилых помещений в жилые.
Таким образом, суд верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апеллянта в дополнении к жалобе о рассмотрении дела незаконным составом суда апелляционный суд считает необоснованными.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № 656-О, незаконным состав суда будет считаться тогда, когда в него входят лица, не имеющие в силу закона права рассматривать дело в судебном порядке в данном судебном органе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 АПК РФ судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности.
Доводы заявителя не свидетельствуют о наличии личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела либо иных обстоятельствах, которые могут вызвать сомнение в беспристрастности судьи и являются в соответствии с положениями АПК РФ основанием отвода судьи, в связи с чем ссылка на рассмотрении дела судом первой инстанции в незаконном составе отклоняется как основанная на ошибочном толковании норм процессуального права и не доказанная.
Нарушений процессуальных норм, несоблюдение которых влечет безусловную отмену принятого судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, в том числе рассмотрение дела судом в незаконном составе, принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, апелляционным судом не установлено, в связи с чем не усматривается и оснований для удовлетворения ходатайства предпринимателя о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июня 2023 года по делу № А13-1997/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |