АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 июля 2019 года | Дело № | А13-11684/2018 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года. Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2019 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Асмыковича А.В., Малышевой Н.Н., при участии от индивидуального предпринимателя Емельянова А.В. – Поливанова М.И. (доверенность от 20.11.2018), рассмотрев 11.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.12.2018 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу № А13-11684/2018, у с т а н о в и л: Некоммерческое партнерство «Перевозчики пассажиров г. Вологда», место нахождения: 160026, г. Вологда, ул. Преображенского, д. 28, ОГРН 1063500026072, ИНН 3525172887 (далее - Партнерство), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к департаменту городского хозяйства администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 6а, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент), о признании недействительным оформленного протоколом от 28.06.2018 открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования «Город Вологда» № 29 Областная детская больница – Поликлиника – Берег по нерегулируемым тарифам и применении последствий недействительности сделки, путем признания недействительными и прекратившими действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 29 Областная детская больница – Поликлиника – Берег серии ГВ-35 № 000090 и карт маршрута регулярных перевозок № 29 Областная детская больница – Поликлиника – Берег серии ГВ-35 № 001450, 001451, 001452, 001453, 001454, 001455, 001456, 001457. К участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Емельянов Александр Валентинович, ОГРНИП 304501330300019, ИНН 501303588002, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование «Город Вологда» (далее – Муниципальное образование) в лице его администрации, место нахождения: 160035, г. Вологда, ул . Каменный Мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее – Администрация). Решением от 26.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2019, иск удовлетворен. В кассационной жалобе Партнерство просит исключить из обжалуемых судебных актов вывод о правомерности включения в конкурсную документацию такого критерия оценки участников, как средний срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок. В отзывах на кассационную жалобу Департамент и Администрация указывают на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. В судебном заседании представитель предпринимателя Емельянова А.В. возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Из материалов дела усматривается, что решением Вологодской городской Думы от 28.10.2004 № 132 в редакции изменений от 21.09.2017 № 1273 утверждены Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории Муниципального образования (далее – Положение № 132) и Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории Муниципального образования по нерегулируемым тарифам (далее – Положение о конкурсе). В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 132 организация транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Муниципального образования осуществляется Администрацией в лице заказчика пассажирских перевозок. В силу пункта 2.2 Положения № 132 пассажирские перевозки транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении по нерегулируемым тарифам осуществляются перевозчиком на основании свидетельства и карт маршрута, выданных заказчиком пассажирских перевозок. Пунктами 1.3 и 1.4 Положения о конкурсе предусмотрено, что организатором конкурса является орган Администрации, уполномоченный в сфере городского хозяйства; конкурс проводится в целях повышения качества транспортного обслуживания населения, отбора перевозчиков независимо от организационно-правовых форм, способных обеспечить наиболее комфортные и безопасные условия перевозки пассажиров. В мае 2018 года Департаментом проведен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 29 «Областная детская больница – Поликлиника – Берег» по нерегулируемым тарифам. В соответствии с протоколом от 28.06.2018 на участие в конкурсе заявки подали Партнерство, индивидуальные предприниматели Емельянов А.В., Завиялова Елена Александровна, общество с ограниченной ответственностью «Лидер»; победителем конкурса признан предприниматель Емельянов А.В. Партнерство, не согласившись с результатами конкурса, в том числе и с критериями оценки его участников, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. По мнению Партнерства, предприниматель Емельянов А.В. допущен к участию в конкурсе незаконно, так как в нарушение пункта 8 извещения о проведении конкурса не представил документа об отсутствии у него задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период; в Положение о конкурсе незаконно включен критерий «Средний срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, предпринимателем или участником простого товарищества» (пункт 3.6 приложения № 5 к извещению о проведении конкурса), следовательно, Департамент оценивая участников конкурса по данному критерию необоснованно; если бы данного критерия не было, победителем конкурса стал бы истец; предпринимателю Емельянову А.В. конкурсной комиссией неправомерно начислены баллы по критерию «Количество (совокупное количество) дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, предпринимателя, участника простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении участников конкурса в течение года, предшествующего дате конкурса» (пункт 1 приложения № 5 к извещению о проведении конкурса), так как Емельянов А.В. зарегистрирован и осуществлял свою деятельность в г. Жуковском Московской обл., тогда как конкурсная комиссия запросила сведения по Вологодской области. Суды, признав иск обоснованным и законным, удовлетворили его. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок. Закон № 220-ФЗ предусматривает проведение открытого конкурса для осуществления перевозок по маршрутам. В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующим критериям: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником; 3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок; 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. При этом согласно части 4 статьи 24 Закона № 220-ФЗ шкала для оценки вышеуказанных критериев устанавливается муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий. Согласно статье 3 Закона № 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок, относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики. На территории Муниципального образования критерии оценки участников открытого конкурса и порядок присвоения баллов каждому участнику определены в приложении № 6 к Положению о конкурсе. Так как перечень критериев оценки, определенный Законом № 220-ФЗ, не является исчерпывающим и устанавливается в зависимости от местных условий, органы местного самоуправления установили критерий оценки «Средний срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, предпринимателем или участником простого товарищества для осуществления регулярных перевозок», который является качественной характеристикой транспорта, позволяющей оценить транспорт, которым перевозчик приступит к осуществлению перевозок непосредственно после получения свидетельства. При таком положении суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. При рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу № А13-11684/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | М.Г. Власова | |||
Судьи | А.В. Асмыкович Н.Н. Малышева | |||