НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Вологодской области от 09.08.2017 № А13-11876/16

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 августа 2017 года

г. Вологда

Дело № А13-11876/2016

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2017 года .

В полном объеме постановление изготовлено августа 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Писаревой О.Г. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,

при участии от Департамента экономического развития Вологодской области представителя Шиловой Е.С. по доверенности от 12.04.2017 № 6, от Департамента финансов Вологодской области представителя Левашевой Е.Н. по доверенности от 09.01.2017 № 10-12/6,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года по делу                                     № А13-11876/2016 (судья Коротышев Е.Н.),

установил:

Департамент экономического развития Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525235311, ОГРН 1103525001139; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к акционерному обществу «Вологодский мясокомбинат» (место нахождения: 160012, город Вологда, улица Промышленная, дом 4; ИНН 3525070130, ОГРН 1023500893657; далее - Общество) о взыскании 3 000 000 руб. субсидии.

Определением суда от 19.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области(место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 2; ИНН 3525015806, ОГРН 1023500901654; далее - Департамент финансов).

Решением суда от 18.05.2017 (с учетом определения от 14.08.2017 об исправлении опечатки) в иске отказано.

Департамент с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о том, что несоответствие сведений Общества за 2013 год обусловлены разными требованиями к указанным документам в редакциях Порядка предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам от 10.11.2014, 27.04.2015, является ошибочным, не соответствует пункту 1 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ), пункту 7.2 Порядка предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам (далее - Порядок), утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339 (далее – Постановление № 339), пункту 2.2.3.2 договора. Суд не выяснил, почему имеются расхождения в технико-экономическом обосновании (далее - ТЭО), представленном на конкурсный отбор в 2015 году, и в ТЭО, представленном на конкурсный отбор в 2014 году, по показателям «прибыль», «среднемесячная заработная плата», «объем налогов в бюджет и внебюджетные фонды». Порядок расчета значений, указанных показателей идентичен в ТЭО 2014 и 2015 годов.

Представитель Департамента и Департамента финансов в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.

Общество в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Выслушав представителей Департамента и Департамента финансов, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Департамент и Общество заключили договор о предоставлении субсидии от 21.10.2015 № ЛФ-84/2015.

Согласно пункту 1.1 предметом договора является предоставление Департаментом получателю предпринимательства части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, по договору (договорам) лизинга, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития или модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж, уплаченным получателем субсидии в течение текущего финансового года.

Пунктом 2.2.3.2 договора предусмотрено, что в случае установления факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в пунктах 3.2.1, 3.2.2, 6.1 - 6.2 Порядка, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий, нарушения условий договора о предоставлении субсидии, полученная субсидия подлежит возврату в полном объеме.

Департамент перевел Обществу денежные средства в размере                                       3 000 000 руб.

В результате внеплановой проверки деятельности Департамента по использованию средств бюджета, предусмотренных государственной программой, Департамент финансов в период с 23.12.2015 по 18.04.2016 составлен акт от 18.04.2016 о выявленных нарушениях.

Департамент финансов 02.06.2016 вынес Департаменту представление.

Согласно пункту 3 представления от 02.06.2016 № ИХ.42-2953/2016 на основании закона области от 19.02.2008 № 1758-03 «О бюджетном процессе в Вологодской области», Положением о Департаменте финансов,       утвержденном постановлением правительства области от 16.08.2005 № 882, Порядком осуществления Департаментом финансов полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением правительства области от 01.04.2014 № 265, акта проверки от 18.04.2016, Департамент финансов выставил требование Департаменту в срок до 01.09.2016 года принять меры по обеспечению возврата предоставленной Обществу субсидии в размере 3 000 000 руб.

В результате проверки Департамент финансов установил, что в ТЭО, представленном на конкурсный отбор в 2015 году, Общество указало недостоверные сведения за 2013 год по показателям прибыль,  среднемесячная заработная плата на 1 работающего, объем налогов в бюджет и внебюджетные фонды (страницы 39-40 акта проверки, приложение 7 к акту проверки). Указанные сведения не соответствуют данным ТЭО, представленной за тот же период на конкурсный отбор по предоставлению субсидии по возмещению уплаты части процентов по кредитным договорам.

Полагая, что указанные обстоятельства служат основанием для возврата полученной субсидии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 утверждена государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы». Ее ответственным исполнителем является Департамент.

В рамках принятой государственной программы, а также оказания мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Департамент на конкурсной основе предоставляет заявителям следующие виды субсидий: возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам; возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях; грантовая поддержка.

В целях реализации указанной государственной программы принят Порядок, который регламентирует  вопросы предоставления  субъектам  малого и среднего  предпринимательства  различных  видов субсидий.

В целях софинансирования расходных обязательств Вологодской области Министерство экономического развития Российской Федерации и правительство Вологодской области заключено заключили соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 12.08.2015 № 091-МБ-15.

По итогам проведенного конкурсного отбора на возмещение части затрат по лизинговым договорам Департамент и Общество заключили договор о предоставлении субсидии от 21.10.2015 № ЛФ-84/2015.

В силу части 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать, в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В рассматриваемом случае предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 установлено государственной программой и принятым в ее развитие Постановлением № 339.

Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства государственной программой и Постановлением № 339 предусмотрено предоставление субсидий из средств областного бюджета, в том числе на возмещение части затрат по лизинговым договорам.

Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по договорам лизинга в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок возврата субсидии в случаях нарушения условий, установленных при ее предоставлении, определены Порядком.

Условия проведения конкурсного отбора ТЭО установлены разделом 3 Порядка.

В силу подпункта 3.2.1 Порядка ТЭО является обязательным документом, предоставляемым заявителем на конкурсный отбор. Форма ТЭО и требования к содержанию изложены в приложении 2 к Порядку.

В разделе 6 Порядка предусмотрено проведение мониторинга за ходом реализации ТЭО.

Согласно пункту 6.1 Порядка данный мониторинг осуществляется в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии на основании представляемых в Департамент получателями субсидии анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку и отчета о реализации бизнес-проекта по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка Департамент, Департамент финансов в пределах своих полномочий осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидии.

Пунктом 7.2 Порядка  предусмотрен механизм возврата средств субсидии, предоставленных получателю, в случае установления факта представления им недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пункте 5.2 Порядка.

Согласно пункту 7.2 Порядка, в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пунктах 5.4, 5.7, 6.1 настоящего Порядка, на получение субсидии, нарушения условий, предусмотренных пунктами 1.2, 2.1, 2.2 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии, нарушения условий договора о предоставлении субсидии Департамент в течение 10 календарных дней со дня установления факта направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидий уведомление с требованием о возврате в полном объеме полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение четырнадцати календарных дней со дня получения соответствующего уведомления.

Подпунктом 5 пункта 3.2.1 Порядка предусмотрено, что ТЭО является обязательным документом, предоставляемым заявителем на конкурсный отбор.

Суд первой инстанции установил, что Общество в 2015 году представлено ТЭО с пакетом документов на конкурсный отбор.

Как следует из искового заявления, в результате проверки Департамент финансов установил, что в ТЭО, представленном на конкурсный отбор в 2015 году, Общество указало недостоверные сведения за 2013 год по показателям прибыль,  среднемесячная заработная плата на 1 работающего, объем налогов в бюджет и внебюджетные фонды (страницы 39-40 акта проверки, приложение 7 к акту проверки). Указанные сведения не соответствуют данным ТЭО, представленной за тот же период на конкурсный отбор по предоставлению субсидии по возмещению уплаты части процентов по кредитным договорам.

Согласно представленным  истцом  сведениям,  по показателю прибыль за 2013 год (факт), указанный  в ТЭО (отбор 2014 года), отмечено значение 70 637 тыс. руб.,  в ТЭО (отбор 2015 года) – 70 592 тыс. руб., по показателю  среднемесячная заработная плата на 1 работающего – в ТЭО (отбор  2014 года) -  22 872 руб., в ТЭО (отбор 2015 года) – 24 734 руб.,  по показателю  объем налогов  в бюджет  и внебюджетные  фонды – в ТЭО  (отбор 2014 года) – 94 700 тыс. руб., в ТЭО (отбор 2015 года) – 94 561 тыс. руб.

Из материалов дела видно, что Общество в суде первой инстанции пояснило, что несоответствие данных за 2013 год, представленных по отбору 2014 и 2015 годов, обусловлены разными требованиями к указанным документам в редакциях от 10.11.2014 и  27.04.2015 Постановления № 339.

Суд установил, что на конкурсный отбор представлено ТЭО 31.08.2015 с фактическими показателями за 2013 и 2014 год в соответствии с Порядком.

В данном случае, сравнив показатели за 2013 год, отраженные в ТЭО (на предоставление субсидий по возмещению процентных ставок по кредитным договорам от 17.11.2014) и ТЭО (на предоставление субсидий на возмещение в части затрат по лизинговым платежам от 31.08.2015), Департамент пришел к необоснованному выводу о том, что Общество указало недостоверные сведения   по показателям «прибыль»,   «среднемесячная   заработная   плата   на 1 работающего», «Объем налогов в бюджет и внебюджетные фонды».

В данном случае исходя из материалов дела разница по показателю «прибыль»  не могла повлиять на решение о предоставлении субсидии.

Для подтверждения показатели «прибыль» при рассмотрении дела в первой инстанции Обществом предоставлена бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение за 2013 год, где в «отчете о финансовых результатах» за 2013 год по строке  2200 «прибыль (убыток) от продаж» указано 70 593 000 руб., что подтверждает ТЭО (отбор 2015 год).

Разница по показателю «среднемесячная заработная плата на 1 работающего» в размере  1862 руб. допущена в результате применения разной методики расчета специалистом среднемесячной заработной платы.

Общество в суде первой инстанции и в отзыве на жалобу пояснило, что для расчета среднемесячной заработной платы в ТЭО (отбор 2014года) фонд оплаты труда определен без учета «премии за качество». Среднемесячная заработная плата на 1 работающего за 2013 год определена в ТЭО (отбор 2015 год). Для подтверждения в суд первой инстанции предоставлен «свод начислений и удержаний по организации за 2013 год» и расчет средней заработной платы. Среднемесячная заработная плата на 1 работающего за 2013 год определена в ТЭО (отбор 2015 год), для подтверждения предоставлен «свод начислений и удержаний по организации за 2013 год» и расчет средней заработной платы. В форме 4-ФСС  расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование за 2013 год в разделе «расчет базы для начисления страховых взносов» указана сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц больше фонда оплаты труда в связи с включением в стоку суммы выплаченных вознаграждений физическим лицам по договорам подряда.

Разница по показателю «объем налогов в бюджет и внебюджетные фонды» в размере 139 000 руб. не могла повлиять на решение о предоставлении субсидии.

Как пояснило Общество, при подготовке ТЭО (отбор 2015 год) предоставлена информация за 2013 год с учетом уточненных деклараций за 2013 год, которые откорректированы на 10 000 руб. по НДС и 714 000 руб. по налогу на имущество (в 2015 году  предоставлены уточненные декларации НДС за 2013 год и налогу на имущество за 2013 год), а также отражены в полном объеме страховые взносы, начисленные в 2013 году.

Данные пояснения Общества  подтверждены документально, документы представлены в суд первой инстанции, имеются в материалах дела.

Таким образом, выводы о недостоверных сведениях не соответствует  имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.

Довод  Департамента финансов о предоставлении недостоверных сведений на основании сравнения показателей  является необоснованным, так как при предоставлении сведений в ТЭО (2015 года)  показатели за 2013 год были актуализированы, что подтверждено документально.

 Субсидия предоставлена Обществу в соответствии с государственной программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы», на основании договора.

Суд установил, что  представленные  ответчиком документы  соответствовали требованиям, предъявляемым в рамках данной программы. Все условия и критерии предоставления субсидии ответчиком соблюдены.

При установлении, осуществлении и защите исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,  оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В данном случае факт представления недостоверных сведений не  установлен, истцом не доказан.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.

Оснований не согласиться с данными выводами у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года по делу № А13-11876/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          О.Г. Писарева

          Н.В. Чередина