ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
06 июля 2018 года | г. Вологда | Дело № А13-14768/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от Департамента финансов Вологодской области ФИО1 по доверенности от 09.01.2018 № 10-12/1, от Департамента строительства Вологодской области ФИО2 по доверенности от 09.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Стройнефтегаз» ФИО3 на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 апреля 2018 года по делу № А13-14768/2017 (судья Мамонова А.Е.),
у с т а н о в и л:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Стройнефтегаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – общество, ООО «Стройнефтегаз») ФИО3 обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту финансов Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – Департамент финансов), Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – УФК), государственному казенному учреждению Вологодской области «Областное казначейство» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – Областное казначейство), Департаменту строительства Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – Департамент строительства) о признании не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ) и незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 006929123, выданного на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 26 апреля 2015 года по делу № А13-1225/2014 в сумме 176 379 592 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 апреля 2018 года по делу № А13-14768/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Конкурсный управляющий общества ФИО3 с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельства дела. Полагает, что суд ошибочно указал на пропуск срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением. Ссылается также на то, что суд неправомерно отказал в принятии в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения к заявлению и исключению ненадлежащих ответчиков.
Департамент финансов и Департамент строительства в своих отзывах на апелляционную жалобу не согласились с изложенными в ней доводами и просят решение оставить без изменения.
УФК и Областное казначейство отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель, УФК и Областное казначейство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Департамент финансов и Департамент строительства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.2015 по делу № А13-1225/2014 (том 2, листы 1-12), которым с Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в пользу ООО «Стройнефтегаз» (ОГРН <***>) взыскано 176 179 592 руб. 23 коп. названным судом 02.02.2016 выдан исполнительный лист серии ФС № 006929123 (том 2, листы 34-35).
Общество обратилось в Управление Федерального казначейства по Вологодской области с заявлением от 11.04.2016 о перечислении на его банковский счет денежных средств по указанному решению суда (том 2, лист 36).
Письмом от 18.04.2016 № 30-11-27/08-2702 (том 2, листы 37-38) казначейство возвратило заявителю исполнительный лист, указав на необходимость предъявления исполнительного листа по месту открытия должнику – Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области – основного лицевого счета получателя бюджетных средств в финансовый орган субъекта Российской Федерации – Департамент финансов области (том 4, листы 78-138).
Конкурсный управляющий общества обратился в Департамент финансов области с заявлением от 13.05.2016 (вх. №42-5267/16 от 18.05.2016) о перечислении денежных средств на расчетный счет общества (том 2, лист 39).
Письмом от 27.05.2016 № их.42-2705/16 (том 2, листы 88-89) исполнительный лист возвращен взыскателю в порядке пунктов 3 и 4 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) ввиду непредставления документов, подтверждающих полномочия заявителя на момент представления исполнительного листа к исполнению в соответствии с положениями пункта 2 статьи 242.1 БК РФ.
Общество повторно обратилось в Департамент финансов области с заявлением от 01.07.2016 (вх. № 42-8796/16 от 22.08.2016) о перечислении денежных средств по исполнительному листу (том 2, листы 42, 93-99, 136-155; том 3, листы 1-31).
Заявление принято к исполнению, в связи с этим Департамент финансов области известил Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области письмом от 27.09.2016 (том 2, лист 106; том 3 лист 34) о поступлении на исполнение исполнительного листа, сообщив об отсутствии возможности финансирования расходов на исполнение в указанной сумме.
ГКУ ВО «Областное казначейство» направило в Департамент строительства уведомление от 13.09.2016 № 220 о поступлении ему исполнительного документа 12.09.2016, в котором указало на необходимость в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить документы, предусмотренные БК РФ (том 2, лист 43).
На основании постановления Губернатора Вологодской области от 25.05.2016 № 277 (том 2 листы 104-105) Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области с 01.11.2016 переименован в Департамент строительства Вологодской области.
В материалах дела также усматривается, что определением Арбитражного суда Вологодской области от 09.12.2016 (резолютивная часть определения объявлена 17.11.2016) по делу №А13-1225/2014 Департаменту строительства области предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.04.2017 (том 2, листы 46-53).
Департамент финансов области направил конкурсному управляющему письмо от 03.04.2017 (том 2 листы 54) в соответствии с требованиями абзаца третьего пункта 7 статьи 242.4 БК РФ о неисполнении Департаментом строительства области исполнительного документа серии ФС № 006929123 в течение трех месяцев со дня его поступления в Департамент финансов области.
Законом Вологодской области от 15.12.2017 № 4258-ОЗ внесены изменения в закон области от 19.12.2016 № 4071-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (том 4 листы 68-74), в связи с этим платежными поручениями от 15.12.2017 № 1134, от 18.12.2017 № 1141 (том 4, листы 75-76) денежные средства перечислены взыскателю в полном объеме.
Считая незаконным бездействие по исполнению судебного акта в установленный срок, конкурсный управляющий общества обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, для признания незаконным бездействий необходимо соблюдение двух условий несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Орган или лицо, которые допустило бездействие, обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании его незаконным, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Общие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), при этом в части 2 статьи 1 названного закона указано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Главой 24.1 БК РФ регламентирован порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 242.1 БК РФ предусмотрено, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.1 указанного Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
При этом, как верно отметил суд, статьей 242.4 БК РФ определен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 названной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
В порядке пункта 2 статьи 242.4 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.4 БК РФ должник в течение 10-ти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пунктом 4 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.4 БК РФ орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В порядке пункта 6 статьи 242.4 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пунктом 7 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документом
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10-ти дней информирует об этом взыскателя.
Таким образом, исполнение исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, обеспечивает орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации. БК РФ предусмотрены как обязанности такого уполномоченного органа, так и должника в процессе исполнения судебных актов.
Статьей 215.1 БК РФ регламентировано, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Вологодской области, утвержденного приказом Казначейства России от 27.12.2013 № 316 (том 4, листы 139-145), Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Вологодской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
В соответствии с пунктами 8 и 9 названного Положения УФК по Вологодской области осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления; соответственно, открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке открытие и ведение соответствующих лицевых счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае решением суда от 26.04.2015 по делу № А13-1225/2014 денежные средства взысканы с Департамента строительства.
Согласно пункту 1.1 Положения об этом департаменте, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 11.07.2016 № 597 (том 4, листы 31-45), Департамент строительства области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сферах строительства, жилищных отношений (за исключением регионального государственного жилищного надзора), а также региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.
В Положении указано, что Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, бюджетную смету, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области (пункт 1.4), источниками формирования имущества Департамента являются бюджетные средства, имущество, составляющее областную собственность и закрепленное за Департаментом на праве оперативного управления (пункт 4.2), бюджетное финансирование Департамента и использование им выделенных финансовых средств осуществляются по смете, утверждаемой в установленном порядке начальником Департамента по согласованию с заместителем Губернатора области, осуществляющим координацию деятельности Департамента, в пределах ассигнований, утвержденных в областном бюджете на содержание Департамента. Использование средств Департаментом производится в порядке, установленном бюджетным законодательством (пункт 4.3).
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, финансовое обеспечение деятельности Департамента строительства осуществляется за счет средств областного бюджета.
При этом УФК по Вологодской области не открывало лицевой счет Департаменту на цели, указанные в решении Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.2015 по делу №А13-1225/2014 (том 4, лист 77).
В пункте 1.1 Положения о Департаменте финансов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.08.2005 № 882 (том 3, листы 81-167; том 4, листы 1-29), определено, что Департамент финансов является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции финансового органа области как субъекта Российской Федерации, органа внутреннего государственного финансового контроля и органа контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением контроля в сфере закупок Департаментом финансов области для своих нужд.
Пунктами 3.1.2, 3.1.3, 3.1.11 названного Положения к полномочиям Департамента финансов в сфере бюджетных правоотношений отнесены организация исполнения областного бюджета, составление и ведение сводной бюджетной росписи областного бюджета, кассового плана, утверждение и внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств областного бюджета, осуществление исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства областного бюджета.
Поскольку лицевой счет Департамента строительства области открыт именно Департаментом финансов области (том 2, листы 32-33), то Департамент финансов области является финансовым органом, обеспечивающим исполнение судебного акта по делу № А13-1225/2014.
В связи с этим казначейство обоснованно возвратило исполнительный лист обществу письмом от 18.04.2016 № 30-11-27/08-2702.
Согласно Уставу ГКУ ВО «Областное казначейство», утвержденному приказом Департамента финансов области от 09.06.2012 № 401 (том 5, листы 4-17), учреждение подведомственно Департаменту финансов области и осуществляет кассовое обслуживание исполнения областного бюджета в соответствии с действующим законодательством, ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, бюджетных и автономных учреждений области, учет операций на лицевых счетах, осуществление исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства получателей средств областного бюджета, бюджетных и автономных учреждений области в целях, в частности, осуществления учета операций по исполнению областного бюджета, учета операций со средствами бюджетных и автономных учреждений области; организации санкционирования оплаты денежных обязательств.
В связи с этим, как правильно отметил суд, в рассматриваемых правоотношениях функции учреждения ограничены организацией санкционирования оплаты денежных обязательств при ведении лицевого счета получателя средств областного бюджета – Департамента строительства. Учреждение не является финансовым органом, наделенным полномочиями по исполнению судебных актов в порядке статьи 242.4 БК РФ.
Довод заявителя о то, что бездействие каждого из ответчиков не соответствует положениям пункта 6 статьи 242.2 БК РФ, правомерно отклонен судом, в связи с тем, что он основан на неправильном применении норм права и сделан без учета положений статьи 242.4 БК РФ.
Фактически позиция общества сводится к тому, что в связи с тем, что исполнительный лист принят к исполнению 22.08.2016, то должен быть исполнен в трехмесячный срок, то есть до 22.11.2016. Поскольку фактическое исполнение произведено 15.12.2017 и 18.12.2917, то со стороны ответчиков допущено незаконное бездействие по исполнению исполнительного документа.
Вместе с тем, обществом не принято во внимание следующее.
В то же время пунктом 3 части 7 статьи 36 Закона № 229-ФЗ установлено, что в сроки, указанные в частях 1 - 6 настоящей статьи, не включается время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа.
Положения Закона № 229-ФЗ подлежат применению к спорным правоотношениям с учетом пункта 1 статьи 242.1 БК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам заявления Департамента строительства от 17.10.2016 (том 5, листы 75-77), определением Арбитражного суда Вологодской области от 09.12.2016 названному департаменту предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.04.2017 (том 2, листы 46-53).
Следовательно, период с 17.10.2016 по 01.04.2017 не подлежит включению в общий трехмесячный срок исполнения судебного акта по делу №А13-1225/2014.
Таким образом, исполнительный лист серии ФС №006929123 подлежал исполнению в срок до 10.05.2017.
Несоблюдение указанного срока исполнения Департаментом финансов области и Департаментом строительства области не оспаривается.
Вместе с тем бездействие может быть признано незаконным, если не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя, влечет для него неблагоприятные последствия.
К бездействию, по своей сути, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что ответчиком совершались действия, предусмотренные бюджетным законодательством, направленные на исполнение судебного акта, в том числе направлялись запросы-требования, письма о необходимости внесения изменений в сводную бюджетную роспись в части увеличения бюджетных ассигнований, в Закон Вологодской области «Об областном бюджете на 2016 год».
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, Департаментом финансов приостанавливались операции по лицевым счетам Департамента строительства в связи с неисполнением судебного акта по делу № А13-1225/2014, в том числе в апреле 2017 года (том 3, листы 37-56, 63-64, 74-80; том 4, листы 62-67; том 5, листы 69-74, 119-121).
При оценке заявленных доводов сторон судом учтено и отсутствие источников увеличения расходов в областном бюджете, не запланированных в областном бюджете на 2016-2017 годы, недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа (том 2, листы 85-86, 102-103,106; том 3, листы 38, 63-64; том 5, листы 114-118).
Доказательств обратного, а равно и того, что у Департамента строительства области имелась реальная возможность исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 242.4 БК РФ, заявителем не приведено.
Кроме того, при обращении с рассматриваемым заявлением общество не указало в чем именно выразилось нарушение его прав и законных интересов, а также не указало способ их восстановления.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконности бездействия, определенного заявителем.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии уточнения также не может быть принята, поскольку такое уточнение, в том числе в части исключения ненадлежащих ответчиков, сделано с нарушением положений статей 47 и 49 АПК РФ и без соответствующего обоснования.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда и о пропуске обществом срока на обжалование.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено АПК РФ (части 1 и 2 статьи 117 АПК РФ).
В рассматриваемом случае ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлено.
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом (часть 1 статьи 115 АПК РФ).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 № 16228/05 также указано, что пропуск срока на обжалование при отсутствии ходатайства о его восстановлении либо отсутствии причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с этим суд не должен исследовать фактические обстоятельства и рассматривать материально-правовые основания заявленных требований.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 306-КГ16-12022 по делу № А55-24821/2015.
Заявитель последовательно ссылается на то, что срок на обращения в суд с заявленными требованиями не нарушен, поскольку бездействие по исполнению судебного акта является длящимся, и на момент обращения в суд оно не было устранено.
Вместе с тем, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок исчисляется не со дня совершения действия (бездействия), а со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
В рассматриваемом случае, исходя из позиции заявителя о незаконности бездействия, о нарушенном его праве он должен был узнать 22.11.2016, то есть когда исполнительный документ, по его мнению, должен был исполнен с учетом требований БК РФ.
Кроме того, исходя из изложенных обстоятельств дела, на момент обращения общества в арбитражный суд истек и срок, исчисляемый с предельной даты исполнения исполнительного листа, то есть 10.05.2017
Вместе с тем, с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Вологодской области конкурсный управляющий ООО «Стройнефтегаз» обратился 08.09.2017, то есть за пределами указанного срока.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ее подателем, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении от 28.04.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2018 года по делу № А13-14768/2017 заявителю предлагалось представить в канцелярию суда подлинный чек-ордер от 28.05.2018 № 39 об уплате государственной пошлины.
Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а надлежащие доказательства уплаты государственной пошлины на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не представлены, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями статьи 102 АПК РФ, считает необходимым взыскать с ООО «Стройнефтегаз» в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясьстатьями 102,269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 апреля 2018 года по делу № А13-14768/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Стройнефтегаз» ФИО3 – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройнефтегаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>) в доход федерального бюджета 1500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | О.А. Тарасова А.А. Холминов |