НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волгоградской области от 01.08.2007 № А12-25222/05

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ       

      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции  по проверке законности и

обоснованности решений  арбитражного суда, не вступивших  в

       законную силу

г. Волгоград                                                                       

«01» августа 2007г.                                          Дело № А12-25222/05-С6-5/С34

Апелляционная коллегия арбитражного суда Волгоградской области в составе:

председательствующего:       Пятерниной Е.С.

судей:                                       Загоруйко Т.А., Аниськовой И.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Пятерниной Е.С.

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель ФИО1 по доверенности №21-07/1 от 21.06.07г.;

от ответчиков:

Департамента финансов Администрации Волгограда – представитель ФИО2, по доверенности от 14.02.2007 г. № 12-05/369, ФИО3 по доверенности №12-05/696 от 15.03.07г.;

Администрации Волгограда –  представитель ФИО4 по доверенности № 05-ИД/35 от 31.05.2007 г.,

от третьих лиц:

Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Красноармейского района –  представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Кировского района – представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Советского района – представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Ворошиловского района – представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Центрального района – представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Дзержинского района – представитель ФИО5 по доверенности №21 от 10.01.07г.;

МУ ЖКХ Краснооктябрьского района – представитель не явился, извещен;

МУ ЖКХ Тракторозаводского района – представитель не явился, извещен;

ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» - представитель ФИО6 по доверенности № 4452/и от 29.12.2006 г.;

Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области – представитель не явился, извещен;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца ОАО «Волгоградские коммунальные системы» на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28.05.07г. по делу №А12-25222/05-С6, принятое в составе: председательствующего судьи Наумовой М.Ю., арбитражных заседателей ФИО7, ФИО8

                                               У С Т А Н О В И Л А:

Открытое акционерное общество «Волгоградские коммунальные системы» (далее - ОАО «ВКС») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации г. Волгограда, Департаменту финансов администрации г. Волгограда о взыскании  убытков в размере 51 159 425 руб., образовавшихся в результате предоставления истцом гражданам г. Волгограда коммунальных услуг по сниженным тарифам за период с 01.04.2004 г. по 31.12.2004 г.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, к участию в деле привлечены Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации г. Волгограда, МУ ЖКХ Красноармейского района, МУ ЖКХ Кировского района, МУ ЖКХ Советского района,  МУ ЖКХ Ворошиловского района,  МУ ЖКХ Центрального района,  МУ ЖКХ Дзержинского района,  МУ ЖКХ Краснооктябрьского района,  МУ ЖКХ Тракторозаводского района, ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.06.2006 г. в удовлетворении исковых требований на суму 51 159 425 руб. отказано.

Постановлением Федерального арбитражного  суда Поволжского округа от 03.08.2006 г. решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

           При новом рассмотрении дела до вынесения решения истец увеличил заявленные требования и просил взыскать с ответчиков убытки в размере 112 553 599 руб. 55 коп.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28.05.07г. в удовлетворении иска отказано.

            С данным решением не согласился истец и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой  инстанции отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права, вынести новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах, изложенных в жалобе.

Представители ответчиков, а так же МУ ЖКХ Дзержинского района, ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» в судебном заседании высказали мнение о законности и обоснованности, состоявшегося судебного акта. Просили решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации г. Волгограда, МУ ЖКХ Красноармейского района, МУ ЖКХ Кировского района, МУ ЖКХ Советского района,  МУ ЖКХ Ворошиловского района,  МУ ЖКХ Центрального района,  МУ ЖКХ Краснооктябрьского района,  МУ ЖКХ Тракторозаводского района, Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В силу статьи 156 АПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей вышеуказанных участников процесса в данном судебном заседании по имеющимся в деле доказательствам.

Повторно рассмотрев материалы дела, оценив доводы  апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены судебного акта.

Как видно из материалов дела и установлено судом, между  Департаментом  муниципального имущества Администрации г. Волгограда и ОАО «ВКС» заключен договор от 25.02.2004 г. № 1  о краткосрочной аренде муниципального имущества. В соответствии с договором истцу передано в аренду на срок  до 25.01.2005 г. имущество, относящееся к водопроводно-канализационному, теплосетевому, электросетевому хозяйству г. Волгограда.

           В связи с получением  указанного имущества в аренду, истец с 01.04.2004 г.  стал оказывать потребителям, в том числе гражданам, услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории г. Волгограда. Указанное обстоятельства лицами, участвующими в деле,  не оспаривается.

В целях  обеспечения единства тарифов на территории г. Волгограда  Администрацией  Волгограда  принято постановление  от 01.04.2004 г. №  390, в соответствии с которым на ОАО «ВКС» распространено действие постановлений Администрации  Волгограда от 03.02.2003 г. № 141 «О тарифах на оплату жилья и коммунальных услуг для граждан г. Волгограда» и № 801 от 17.07.2002г. «О единых тарифах по оплате услуг на водоснабжение, водоотведение и тепловую энергию для прочих потребителей».

            Постановлением Администрации Волгограда от 31.08.2004 г. № 1249 в постановление от 03.02.2003 г.  № 141 внесены изменения, согласно которым  с 01.09.2004 г. тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению для населения г. Волгограда были снижены на 17%, а постановлением  от 05.10.2004 г. № 1523  снижена полная стоимость коммунальных услуг.            

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной политики» оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде, независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» определены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты коммунальных услуг. Предусмотрено, что при распределении средств федерального бюджета Правительство Российской Федерации будет исходить из показателей уровня платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг в 2002 году установлена в размере 90%, в 2003 году - 100%. При этом предусмотрено, что органы местного самоуправления сохраняют право самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан. Однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения бюджетных средств.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» также предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. Установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения бюджетных средств.

Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаются правила содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методика перерасчета оплаты жилья коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного, а также ненадлежащего качества.

Пунктом 4 Постановления от 25.08.2003 № 522 Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 г.» органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях постановлено исходить из необходимости обеспечения 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан.

Судом установлено, что в период с 1 апреля 2004г. по 31 декабрь 2004г. общество оказывало населению города Волгограда коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению.

Оплата услуг производилась населением по соответствующим тарифам с учетом регионального и местного уровней платежей граждан, установленных администрацией Волгоградской области и органом местного самоуправления города Волгограда.

Материалы дела свидетельствуют о том, что из муниципального бюджета в качестве компенсации понесенных обществом затрат в результате оказания граждан коммунальных услуг за период с 01.04.04г. по 31.12.04г. было перечислено 310 175 072, 37 рублей.

Данное обстоятельство подтверждается соответствующими платежными документами, приобщенными к материалам дела,  не оспаривается сторонами.

Материалами дела подтверждается довод истца о том, что тарифы установленные органами местного самоуправления г. Волгограда на 2004г., не обеспечивают 100 процентного возмещения затрат ОАО «ВКС» на предоставление коммунальных услуг.

Вместе с тем, как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 № 887, установление на муниципальном уровне предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения бюджетных средств.

Постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.10.2002г. №761 «Об областных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» областной стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 90% их стоимости.

Пунктом 4 вышеназванного постановления предписано главам муниципальных образований, предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для финансирования организаций жилищно-коммунального хозяйства сверх областного стандарта при сохранении уровня платежей граждан ниже установленного областного стандарта.

Изложенное означает, что муниципальное образование, наделенное полномочиями по формированию тарифов на коммунальные услуги, должно было предусмотреть в местном бюджете денежные средства, достаточные для возмещения истцу разницы между величиной этих тарифов и реальной долей платежей населения.

Доводы финансового управления об отсутствии в муниципальном бюджете денежных средств, достаточных для возмещения межтарифной разницы за спорный период, судом апелляционной инстанции не принимаются. Отсутствие (недостаточность) в местном бюджете средств на компенсацию затрат, оказанных истцом, не может служить основанием для неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанности по их возмещению.

При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу об обязанности муниципального образования в лице казны муниципального образования возместить истцу разницу между полной стоимостью оказанных коммунальных услуг населению и установленными администрацией города Волгограда тарифами.

Отменяя ранее состоявшееся решение суда по данному делу, кассационная инстанция в своем постановлении от 03.08.2006г. указала, что при оценке расчета суммы иска необходимо рассмотреть вопрос о назначении бухгалтерской  экспертизы.

В силу ч.2 ст. 289 АПК РФ указания кассационной инстанции обязательны для арбитражного суда вновь рассматривающего дело.

Во исполнение указаний кассационной инстанции в рамках дела № А12-25222/05-С6 проведена судебная бухгалтерская экспертиза.

Для проведения экспертизы ОАО «ВКС» были приобщены к материалам дела калькуляция себестоимости отпущенной воды, калькуляция себестоимости отвода сточных вод, отчетная калькуляция себестоимости отпущенной теплоэнергии, содержащие информацию об объемах коммунальных услуг, оказанных им населению г. Волгограда в период с апреля по декабрь 2004 г., а так же сведения ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», осуществляющее в спорный период функции единого расчетно-кассового центра.

По результатам проведенной экспертизы установлена полная стоимость услуг, оказанных ОАО «ВКС» в период с апреля по декабрь 2004 года, стоимость услуг, исходя из тарифов, установленных Администрацией г. Волгограда, а также разница между вышеназванными величинами составившая 422 728 671 руб. 42 коп.

В случае не согласия с выводами, изложенными в экспертном заключении, участники процесса могли воспользоваться своим правом и заявить ходатайство о назначении дополнительной либо повторной экспертизы.

Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленного Департаментом финансов администрации Волгограда ходатайства о назначении повторной судебно-бухгалтерской экспертизы, не лишало последнего на основании ч.3 ст. 268 АПК РФ обратиться с аналогичным ходатайством в суд апелляционной инстанции.

Однако, ответчики с таким ходатайством в суд апелляционной инстанции не обращались.

У суда апелляционной инстанции нет оснований для признания выводов, изложенных в заключение эксперта, недостоверными. Доказательств обратного ответчиками не представлено.

Заявляя к взысканию суммы убытков в размере 112 553 599, 55 рублей, истцом была учтена сумма в размере 310 175 072, 37 рублей, которая была оплачена. Представленный истцом расчет суммы иска ответчиками не опровергнут, контррасчет отсутствует.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьей 64 и 71 АПК РФ доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у муниципального образования г. Волгограда обязанности по возмещению обществу ОАО «ВКС» 112 553 599, 55 рублей, составляющих разницу между реальной стоимостью услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и фактически оплаченной.

При таких обстоятельствах, решение суда первой  инстанции подлежит отмене  с принятием  судебного акта об  удовлетворении требований  истца.

На основании ст. 106-110 АПК РФ судебные расходы относятся на ответчиков.Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации    органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины только в случае их  обращения в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов. Оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия,

П О С Т А Н О В И Л А:

Апелляционную жалобу ОАО «Волгоградские коммунальные системы» удовлетворить. Решение суда от 28.05.07г. отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Взыскать с муниципального образования г. Волгограда за счет казны в лице Департамента финансов администрации Волгограда в пользу ОАО «Волгоградские коммунальные системы» убытки в размере 112 553 599 руб. 55 коп., расходы по оплате госпошлины по иску в размере 100 000 руб.,  по апелляционной жалобе в размере  1000 руб.

Взыскать с муниципального образования г. Волгограда за счет казны в лице Департамента финансов администрации Волгограда в пользу ООО «Аудиторская фирма «Аудит-Альянс» судебные издержки, подлежащие выплате эксперту, в размере 150 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                              Е.С. Пятернина

Судьи                                                                                                          Т.А. Загоруйко

                                                                                                          И.И. Аниськова