НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 30.11.2023 № А38-486/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А38-486/2023

04 декабря 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2023).

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.В.,

судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,

при участии представителя

от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 20.12.2022)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства промышленности, экономического развития и торговли

Республики Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023

по делу № А38-486/2023

по заявлению Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл о признании недействительным представления Государственной счетной палаты Республики Марий Эл от 08.11.2022 № 01-33/832,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Министерство спорта и туризма Республики Марий Эл,

и у с т а н о в и л :

Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Минэкономразвития, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Государственной счетной палате Республики Марий Эл (далее – счетная палата, контролирующий орган) от 08.11.2022 № 01-33/832.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и туризма Республики Марий Эл (далее – Министерство спорта).

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 решение суда оставлено без изменения.

Минэкономразвития не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельства дела. По его мнению, основания для отказа в удовлетворения заявленного требования у судов отсутствовали.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Министерство спорта в письменном отзыве поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Минэкономразвития представило ходатайство о рассмотрении спора без участия его представителей.

Счетная палата в письменном отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Марий Эл.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии с пунктом 2.2 плана деятельности на 2022 год Счетная палата провела контрольное мероприятие: проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных Министерству спорта в 2019 году на строительство объектов «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола», «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г.Козьмодемьянске», предусмотренных государственной программой Республики Марий Эл «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл на 2023-2025 годы», и законности включения указанных объектов в Республиканскую адресную инвестиционную программу.

Проверка установила, что Министерство нарушило порядок формирования федеральной адресной инвестиционной программы, адресной инвестиционной программы субъекта Российской Федерации, муниципального образования (пункт 1.1.21 Классификатора):

– в нарушение пункта 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 9.1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 № 410 «О порядке формирования и исполнения республиканской адресной инвестиционной программы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл» (далее – Положение о РАИП), не соблюден порядок формирования РАИП на 2019 год, а именно: в качестве предложения о включении в РАИП на 2019 год Минэкономразвития рассмотрело письмо Министерства спорта от 08.02.2019 № 665/И-02 о выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл при отсутствии бюджетной заявки и пакета документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП. Заседание Межведомственной комиссии проведено 12.02.2019 (протокол № 2), в то время как определенный названной нормой пакет документов Министерство спорта направило в адрес Министерства письмом от 22.02.2019 № 958/И-02 (подпункт 1.1 пункта 1);

– в нарушение пунктов 1, 2 статьи 79 БК РФ, пунктов 1, 2 статьи 54 Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл», пунктов 2, 3, 5, 9.1, 16 Положения о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 № 410, не соблюден порядок формирования РАИП на 2019 год, а именно: принято и рассмотрено предложение Министерства спорта о включении в РАИП капитального ремонта существующих спортядер Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска», при этом предложение Министерства спорта предусматривало капитальный ремонт объекта муниципальной собственности. В результате в РАИП на 2019 год в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл включены объекты с объемом бюджетных инвестиций на сумму 21547,6 тысячи рублей, по которым предусмотрены работы по капитальному ремонту, не относящиеся к капитальным вложениям, в том числе, по объекту муниципальной собственности. Площадка ФОКОТ в г. Козьмодемьянске включена в РАИП на 2019 год в раздел «1. Объекты государственной собственности Республики Марий Эл», в то время как бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности выделяются отдельно в разделе "Объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований Республики Марий Эл". Указанное нарушение создало риски нецелевого использования бюджетных средств (подпункт 1.2 пункта 1).

Также Счетная палата установила следующие недостатки в деятельности Минэкономразвития:

– Минэкономразвития при исполнении функций, предусмотренных подпунктами 5, 13 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 49, не приняло исчерпывающих мер по проверке представленных Министерством спорта документов в отношении площадок ФОКОТ в целях определения соответствия Положению о РАИП (пункт 1. Раздела «Недостатки»);

– в действиях Минэкономразвития имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части обеспечения сохранности архивных документов за 2019 год: бюджетных заявок, предложений органов исполнительной власти по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований, в том числе, представленных в их составе документов Министерства спорта в отношении площадок ФОКОТ (пункт 2. Раздела «Недостатки»).

Счетная палата выявила следующие проблемы нормативного правового регулирования в сфере формирования РАИП: в Положении о РАИП отсутствует детальное описание порядка внесения изменений в РАИП в части включения в течение текущего финансового года нового объекта капитального строительства, отсутствовавшего в ранее поданной органом исполнительной власти бюджетной заявке; Положением о РАИП не установлено требование о предоставлении органами исполнительной власти в составе бюджетной заявки копий правоустанавливающих документов на земельный участок, предоставленный для строительства объекта капитального строительства.

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 26.08.2022.

По результатам проверки Счетная палата в соответствии со статьей 22 Закона Республики Марий Эл «О Государственной счетной палате Республики Марий Эл» выдала представление от 08.11.2022 № 01-33/832, которым Министерству предложено принять меры по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков; в срок до 20.02.2023 уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам выполнения представления мерах с приложением копий документов, подтверждающих принятые меры.

Посчитав представление контролирующего органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Минэкономразвития обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл», Положением о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 №410, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из того, что контролирующий орган доказал законность и обоснованность оспариваемого представления.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 54 Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Марий Эл, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, а также предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Марий Эл в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой. Порядок формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.

В силу пункта 5 Положения о РАИП данная программа формируется Минэкономразвития на очередной финансовый год и на плановый период в порядке, предусмотренном разделом II указанного Положения, и утверждается решением Правительства Республики Марий Эл. В РАИП отдельно выделяются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и мероприятия в отношении данных объектов капитального строительства и в объекты капитального строительства муниципальной собственности и мероприятия в отношении данных объектов капитального строительства.

Из подпунктов 5, 13 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2018 № 49 (далее – Положение о Министерстве) следует, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами рассматривает в установленном порядке инвестиционные проекты с использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл; разрабатывает ежегодную республиканскую адресную инвестиционную программу и осуществляет контроль за ее реализацией; вносит в Правительство Республики Марий Эл предложения по внесению изменений в утвержденную Правительством Республики Марий Эл республиканскую адресную инвестиционную программу.

В соответствии с пунктом 8 органы исполнительной власти для целей формирования РАИП представляют в Министерство бюджетные заявки, содержащие перечень объектов финансирования, включая объекты капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности по форме согласно приложению № 1.

Одновременно с бюджетной заявкой органы исполнительной власти представляют по каждому объекту капитального строительства Республики Марий Эл и муниципальной собственности и мероприятию документы, приведенные в названном пункте, в том числе, пояснительные записки с расчетом интегральной оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, копию задания на проектирование (в случае, если средства республиканского бюджета Республики Марий Эл предоставляются на разработку проектной документации), документ, содержащий реквизиты решения о заключении в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, государственного контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае, если государственным заказчиком предполагается заключение такого государственного контракта (пункт 9 Положения о РАИП).

Непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 9, является основанием для отказа в рассмотрении бюджетной заявки по данному объекту капитального строительства. В этом случае Министерство письменно уведомляет органы исполнительной власти об отказе в рассмотрении бюджетной заявки по объекту капитального строительства (пункт 9.1 Положения о РАИП).

Утвержденная решением Правительства Республики Марий Эл РАИП является основанием для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса РФ (пункт 19 Положения о РАИП).

Суды установили, и материалам дела не противоречит, что Министерство спорта письмом от 08.02.2019 № 665/И-02 обратилось в Министерство о выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках РАИП на 2019 год на разработку проектно-сметной документации и проведение государственной экспертизы по объектам «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» и «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске». В указанном письме отражено, что пакет документов, предусмотренный Положением о РАИП для включения в инвестиционную программу не готов; в письме отсутствует ссылка на направление адресату бюджетной заявки по предлагаемым объектам.

По итогам рассмотрения письма Министерства спорта от 08.02.2019 № 665/И-02 о выделении бюджетных ассигнований, представленного с нарушением пункта 9 Положения о РАИП, по протоколу от 12.02.2019 № 2 Межведомственная комиссия приняла решение о выделении лимитов капитальных вложений.

На основании данного протокола Министерству спорта выделены лимиты капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках РАИП на 2019 год на проведение проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг по объектам: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» в размере 550 тысяч рублей; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» в размере 550 тысяч рублей.

Пакет требуемых пунктом 9 Положения о РАИП документов Министерство спорта представило в Министерство 22.02.2019, то есть после вынесения Межведомственной комиссией решения от 12.02.2019 о выделении ассигнований, принятого при отсутствии указанных документов.

В соответствии с пунктом 6.1 протокола межведомственной комиссии от 12.02.2019 № 2 Правительство Республики Марий Эл издало распоряжение от 18.03.2019 № 104-р «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл», которым предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл Министерству спорта.

Министерство спорта и АО «Марийскгражданпроект» заключили государственный контракт от 23.04.2019 № 30 на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола»; «Строительства площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске», реестровый номер в реестре контрактов, заключенных заказчиками № 2121502463819000003.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.05.2019 № 145 в РАИП в подраздел 1.1 «Строительство» раздела 1 «Объекты государственной собственности Республики Марий Эл» включены затраты на проектные работы на площадках ФОКОТ.

С учетом изложенного орган финансового контроля пришел к выводу о несоблюдении Министерством порядка формирования РАИП, а именно: рассмотрение Межведомственной комиссией с принятием положительного решения от 12.02.2019 письма Министерства спорта от 08.02.2019 № 665/И-02 о выделении бюджетных ассигнований при отсутствии на дату принятия решения бюджетной заявки и пакета документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП.

На основании решения Межведомственной комиссии от 12.02.2019 Министерству спорта перераспределены бюджетные средства на реализацию РАИП, оно осуществило закупку проектных работ до утверждения РАИП и государственный контракт от 23.04.2019 № 30 на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола»; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» на сумму 1100 тысяч рублей заключен до включения постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.05.2019 № 145 объектов в РАИП на 2019 год.

Довод заявителя о том, что при проведении заседания Межведомственной комиссией в порядке пункта 15 Положения о РАИП не требуется обязательного представления документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Положения, что пунктом 5.1 протокола заседания Межведомственной комиссии от 12.02.2019 № 2 органам исполнительной власти предложено представить указанные документы в срок до 22.02.2019, признан судами несостоятельным, поскольку проведение в течение финансового года заседания Межведомственной комиссии по вопросам внесения изменений в РАИП в части включения в нее объекта капитального строительства не исключает применение правил раздела II Положения о РАИП, в том числе, связанных с необходимостью для рассмотрения комиссией указанных вопросов представления бюджетной заявки и документов, приведенных в пункте 9 Положения.

Разделом II Положения о РАИП императивно определен единый порядок формирования указанной программы, который не может различно применяться в зависимости от того, когда проводится заседание Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с формированием РАИП.

Изменение указанного порядка решением Межведомственной комиссии (протоколом заседания комиссии от 12.02.2019 № 2) Положением о РАИП не предусмотрено.

Как видно из материалов дела, Министерство спорта письмом от 02.07.2019 № 3708/И-07 обратилось в Министерство о дополнительном выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл в рамках РАИП на 2019 год на строительство объектов ФОКОТ. На момент поступления названного письма отсутствовали документы, предусмотренные пунктом 9 Положения о РАИП, в том числе, документы об утверждении проектно-сметной документации в соответствии с законодательством РФ, положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Вместе с тем Минэкономразвития приняло заявление Министерства спора в качестве предложения о перераспределении бюджетных средств и представило на рассмотрение Межведомственной комиссии.

В протоколе Межведомственной комиссии от 19.07.2019 № 5 предусмотрено увеличение лимитов капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 20 447,62 тысячи рублей, в том числе, на объекты: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» – 9905,59 тысячи рублей; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» – 10542 рубля 03 копейки.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.07.2019 № 41 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2019 № 32» объекты по строительству площадок включены в РАИП на 2019 год в раздел «Иные объекты» и были укрупнены до мероприятия по строительству площадок для установки оборудования ФОКОТ с лимитом капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 20447,62 тысячи рублей.

Из информации об исполнении государственного контракта от 23.04.2019 № 30 на выполнение проектно-изыскательских работ следует, что проектная документация принята по акту сдачи-приемки выполненных работ от 15.08.2019.

Положительные заключения о достоверности определения сметной стоимости площадок ФОКОТ датированы 08.08.2019.

В письме Министерства от 04.07.2022 № 06-5358 указано, что после представления Министерством спорта недостающих документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21.11.2019 № 359 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2019 № 32» лимит капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренный на мероприятие, вновь детализирован на объекты: «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола» на 10455,59 тысячи рублей, в том числе, на проведение проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг – 550,0 тысячи рублей»; «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» на 11092,03 тысячи рублей, в том числе на проведение проектных и изыскательских работ, иных работ и услуг – 550,0 тысячи рублей.

Положительные заключения о достоверности определения сметной стоимости площадок ФОКОТ в пунктах 1.2 содержат указание на проведение «капитального ремонта» существующих спортядер.

Из письма АО «Марийскгражданпроект» от 22.12.2020 № 975 следует, что в ходе исполнения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола», «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске (реестровый номер в реестре контрактов, заключенных заказчиками № 2121502463819000003) при проведении экспертизы проектных документаций в техническое задание на проектирование Министерство спорта внесло изменения: вид «строительство» заменен на «капитальный ремонт».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.11.2021 по делу № А38-3443/2021 установлено, что письмом от 08.07.2019 Министерство спорта согласовало изменение вида строительства по объекту в г. Йошкар-Оле на «капитальный ремонт». Администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» также согласовала вид разрешенного строительства по объекту в г. Козьмодемьянске. Таким образом, установлено, что изменение вида разрешенного строительства произведено «Марийскгражданпроект» с согласия Министерства спорта.

Из пункта 2 Положения о РАИП следует, что РАИП – это перечень инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности. Капитальный ремонт объектов капитального строительства не включается в РАИП.

На основании раздела проектной документации № 1 – пояснительной записки «Строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске» отведенный участок под строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ расположен на территории существующего стадиона школы № 3 по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 12:17:0101003:53, который является собственностью муниципального образования городской округ «Город Козьмодемьянск» и находится в постоянном (бессрочном) пользовании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянск» (12-12/004-12/004/002/2015-451/1 от 12.03.2015).

В связи с тем, что земельный участок, на котором выполнены работы, профинансированные за счет средств республиканского бюджета, находится в собственности муниципального образования, площадка ФОКОТ в г. Козьмодемьянске не была включена в реестр государственного имущества Республики Марий Эл; на основании распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 25.06.2021 № 314-р право оперативного управления Министерства спорта на указанный объект прекращено, он передан безвозмездно в муниципальную собственность ГО «Город Козьмодемьянск».

Счетная палата установила, что построенные площадки для создания ФОКОТ не обладают статусом объекта капитального строительства; кадастровый учет и государственная регистрация права собственности в отношении построенных площадок не осуществлялась.

Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Марий Эл (письмо Мингосимущества РМЭ от 29.06.2022 № 06-3660), объект «Площадка для установки оборудования ФОКОТ для училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Оле» числится как объект особо ценного движимого имущества. Распоряжением администрации ГО «Город Козьмодемьянск» от 29.06.2021 № 284 объект «Площадка для установки оборудования ФОКОТ в г. Козьмодемьянске принят в казну ГО «Город Козьмодемьянск» как движимое имущество.

При таких обстоятельствах орган финансового контроля пришел к выводам о том, что Министерством не соблюден порядок формирования РАИП на 2019 год, а именно: при отсутствии документов, требуемых пунктом 9 Положения о РАИП, принято и рассмотрено с принятием Межведомственной комиссией положительного решения предложение, содержащееся в письме Министерства спорта от 02.07.2019 № 3708/И-07, о включении в РАИП работ, связанных со строительством (капитальным ремонтом) существующих спортядер Училища олимпийского резерва в г. Йошкар Ола и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянск». В результате приведенных действий постановлением Правительства РМЭ от 29.07.2019 № 241 объекты по строительству указанных площадок при отсутствии данных документов включены в РАИП.

В представленных в последующем положительных заключениях от 08.08.2019 о достоверности определения сметной стоимости площадок ФОКОТ указано на проведение капитального ремонта, работы по которому не подлежат включению в РАИП; Министерство спорта в задании на проектировании заменило «строительство» на «капитальный ремонт». Таким образом, документы, представленные в последующем в Министерство для обоснования уже принятого с нарушением установленного порядка формирования РАИП решения о выделении финансирования, содержали противоречивые данные о виде и характере работ, выполняемых в рамках указанной программы. При этом работы по капитальному ремонту по нормам Положения о РАИП не подлежат включению в указанную программу.

Объект муниципальной собственности площадка ФОКОТ в г. Козьмодемьянске включена в РАИП на 2019 год в раздел «1. Объекты государственной собственности Республики Марий Эл», тогда как бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности выделяются отдельно в разделе «Объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований Республики Марий Эл».

Минэкономразвития и Министерство спора утверждают, что согласно государственному контракту от 23.04.2019 № 30, акту от 15.08.2019 № 1, платежному поручению от 21.08.2018 № 832326 Министерство спорта заказывало, принимало у подрядчика АО «Марийскгражданпроект» и оплачивало ему проектно-изыскательские работы на новое строительство, а не на капитальный ремонт. Площадки для установки оборудования ФОКОТ включены как объекты строительства в Перечень объектов капитального строительства, проектов государственно-частного партнерства с участием Республики Марий Эл, реализуемых в рамках государственной программы Республики Марий Эл «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл» на 2013 – 2025 годы.

На основании заключений эксперта-строителя ООО «Стройэксперт» ФИО2 от 08.08.2022, от 10.08.2022 работы, выполненные в отношении спортивных площадок для установки оборудования ФОКОТ для Училища олимпийского резерва в г. Йошкар-Ола, спортядра школы № 3 г. Козьмодемьянска, относятся к новому строительству, что свидетельствует о том, что работы по объектам носили характер именно нового строительства, поэтому обоснованно включены в РАИП.

Суды указали, что приведенные обстоятельства не опровергают установленное Счетной палатой нарушение, связанное с передачей Министерством на рассмотрение Межведомственной комиссии письма Министерства спорта от 02.07.2019 № 3708/И-07 о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в рамках РАИП при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП; последующем представлении этих документов с взаимоисключающими сведениями о характере работ; включении объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в раздел РАИП, содержащий сведения об объектах государственной собственности.

Позиция Минэкономразвития, что оно не может нести ответственность за содержание заявки на финансирование и документов, представленных Министерство спорта, что последнее не извещало его об изменении в задании на проектирование характера работ, не свидетельствует о необоснованности выводов Счетной палаты.

В силу возложенных на Министерство полномочий по рассмотрению инвестиционных проектов, разработке РАИП, контролю за ее реализацией, внесению в Правительство Республики Марий Эл предложений по ее изменению, предварительная оценка комплектности и содержания документов, представляемых на рассмотрение Межведомственной комиссии, относится именно к компетенции Министерства.

Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений Положения о РАИП; напротив, вынесение им на рассмотрение комиссии предложений о выделении финансирования по данной программе при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 9 Положения о РАИП, свидетельствует о грубом пренебрежении действующими правилами формирования РАИП, поэтому изложенные в представлении предложения об устранении и предупреждении выявленных в ходе проверки нарушений правильно адресованы Министерству, как государственному органу, обладающему надлежащими полномочиями по их исправлению.

В связи с установлением Счетной палатой нарушений, связанных с несоблюдением Министерством порядка формирования РАИП, которые выразились в вынесении на рассмотрение Межведомственной комиссией предложений Министерства спорта о выделении по указанной программе бюджетного финансирования при отсутствии документов, требуемых пунктом 9 Положения о РАИП, орган финансового контроля пришел к обоснованному выводу о наличии в деятельности заявителя недостатка, связанного с непринятием исчерпывающих мер по проверке представленных Министерством спорта документов в отношении площадок ФОКОТ в целях определения соответствия Положению о РАИП.

Суды установили, и материалам дела не противоречит, что письмом от 20.06.2022 № 01-33/501 Счетная палата запросила у Министерства спорта пакет документов, направленный последним в Минэкономразвития для включения объектов в РАИП.

Министерство спорта письмом от 01.07.2022 № 3834/И-07 сообщило, что указанного комплекта документов в его делах не имеется. Документы для включения объектов в РАИП на 2019 год сформированы в одном экземпляре и направлены в Министерство сопроводительным письмом от 22.02.2019 № 958/И-02. В данном сопроводительном письме не указаны объекты, пакеты документов на которые направлялись в Министерство, также отсутствует перечень направляемых документов.

На запрос Счетной палаты от 20.06.2022 № 01-33/502 Министерство письмом от 04.07.2022 № 06-5358 не представило бюджетную заявку Министерства спорта и приложенные к ней документы.

По пояснениям Министерства данная бюджетная заявка в составе документов «Лимиты бюджетных обязательств на реализацию РАИП (предложения министерств, ведомств, муниципальных образований, организаций) на 2019 год» уничтожена по акту от 25.12.2020 как не имеющая научно-исторической ценности и утратившая практическое значение, что подтверждается актом от 25.12.2020 № 1 о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.

В названном акте Министерства указано, что документы Минэкономразвития отобраны к уничтожению на основании приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

Вместе с тем указанный приказ признан утратившим силу с 18.02.2020 в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 17.12.2019 № 1964 «О признании утратившим силу приказа Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» и внесенного в него изменения».

С 18.02.2020 вступил в силу приказ Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения».

Сроки хранения документов, установленные названным Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве, в том числе до 18.02.2020, за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до 18.02.2020.

Пунктом 244 указанного Перечня установлено, что лимиты бюджетных обязательств подлежат постоянному хранению. По пункту 254 Перечня документы (справки, сведения, расчеты, расходные расписания, заявки, переписка) о финансовом обеспечении всех направлений деятельности подлежат хранению в течение пяти лет.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе, документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 указанного закона.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии в деятельности Министерства недостатка в виде нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части обеспечения сохранности архивных документов за 2019 год, а именно бюджетных заявок, предложений органов исполнительной власти по распределению предельных объемов бюджетных ассигнований, в том числе, представленных в их составе документов Министерства спорта в отношении площадок ФОКОТ.

Письмом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 30.11.2022 № 8534 подтверждено, что, исходя из представленной Счетной палатой информации, Минэкономразвития не были соблюдены сроки хранения архивных документов, установленные Перечнем, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236, что является нарушением требований части 1 статьи 17 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

В силу подпункта 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта РФ в рамках возложенных на него основных полномочий проводит анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте РФ, в том числе, подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ.

В соответствии с приведенными полномочиями Счетной палатой выявлены следующие проблемы нормативного правового регулирования а сфере формирования РАИП: в Положении о РАИП отсутствует детальное описание порядка внесения изменений в РАИП в части включения в течение текущего финансового года нового объекта капитального строительства, отсутствовавшего в ранее поданной органом исполнительной власти бюджетной заявке; в Положении о РАИП не установлено требование о предоставлении органами исполнительной власти в составе бюджетной заявки копий правоустанавливающих документов на земельный участок, предоставленный для строительства объекта капитального строительства.

Поскольку в соответствии с подпунктами 5, 13 пункта 9 Положения о Министерстве оно осуществляет полномочия по разработке РАИП, внесению в Правительство Республики Марий Эл предложений по ее изменению, Счетная палата предложила ему принять меры по совершенствованию нормативного регулирования в сфере формирования РАИП, необходимые для устранения данных проблем.

Счетная палата указала, что отсутствие в Положении о РАИП отмеченных нормативных правил влечет риски включения в РАИП работ и объектов, не соответствующих целям использования бюджетных инвестиций. В частности, в результате проверки установлено, что в РАИП включены затраты на проектирование площадки ФОКОТ в г. Козьмодемьянске на территории муниципальной школы вопреки тому, что не допускается финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл затрат по разработке проектной документации по объектам капитального строительства муниципальной собственности.

Письмом от 19.05.2023 № 06-4147 в адрес Счетной палаты Министерство сообщило о принятии мер по устранению нарушений, указанных в представлении от 08.11.2022 № 01-33/832. Соответственно, 31.05.2023 Счетная палата письмом № 01-03/279 уведомила Министерство о снятии с контроля оспариваемого представления.

Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что у Счетной палаты имелись основания для выдачи Министерству представления.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А38-486/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.В. Соколова

Судьи

О.А. Шемякина

Т.В. Шутикова