АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-31003/2022
30 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью «ГАСК-НН»:
ФИО1 (доверенности от 10.01.2023 и от 20.04.2023) и
ФИО2 (протокол от 19.09.2018 № 29, доверенность от 10.01.2023),
от министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области: ФИО3 (доверенность от 30.05.2023 № 406-03-01-07/87),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –
общества с ограниченной ответственностью «ГАСК-НН»
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2023,
принятое судьей Мясниковой Е.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023,
принятое судьями Кастальской М.Н., Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
по делу № А43-31003/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГАСК-НН»
(ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
о признании незаконными действий министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Институт развития агломерации Нижегородской области» по включению в градостроительные планы земельных участков сведений о расположении земельных участков в границах городских лесов и наличии соответствующих ограничений использования земельных участков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, –
министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, администрация города Нижний Новгород, муниципальное казенное учреждение «Нижегородское городское лесничество»,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «ГАСК-НН» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, требования которого уточнены в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее – Минград) и государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Институт развития агломерации Нижегородской области» (далее – Институт) по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 678, 681, 685, 687 и 689, в которых (в том числе чертежах) отражено их расположение в границах городских лесов (Нижегородское городское лесничество, Нижегородский лесхоз, Автозаводское лесничество) и соответствующие ограничения использования земельных участков. В качестве восстановительной меры Общество просило суд обязать Минград и Институт в течение 14 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу выдать ему градостроительные планы названных земельных участков без указания в них информации о расположении земельных участков в границах городских лесов и соответствующих ограничениях использования земельных участков.
Заявленные требования основаны на статьях 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 7, 91 и 116 Лесного кодекса Российской Федерации, 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», 34 и 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Требования мотивированы тем, что действия Минграда и Учреждения, по мнению заявителя, противоречат закону и судебному акту по делу № А43-14482/2021 Арбитражного суда Нижегородской области, в котором суд установил отсутствие городских лесов на спорных земельных участках.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее – Минлесхоз), администрация г. Нижнего Новгорода (далее – Администрация), муниципальное казенное учреждение «Нижегородское городское лесничество» (далее – Лесничество).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 25.04.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказал. Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент подготовки и выдачи спорных планов, равно как и на момент рассмотрения спора, информация об изменении границ Нижегородского городского лесничества в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области (далее – ГИСОГД НО) отсутствовала; у Минграда и Учреждения нет полномочий по включению или исключению из градостроительных планов информации о границах лесничества.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и удовлетворить требования. По мнению заявителя, Минград и Учреждение обязаны были обеспечить достоверность и актуальность сведений, содержащихся в градостроительных планах земельных участков (далее – ГПЗУ), поскольку судебным актом по делу № А43-14482/2021 установлено отсутствие лесов на спорных участках, поэтому названные лица должны были учесть этот судебный акт. Кассатор отмечает, что суды не приняли во внимание сложившуюся судебную практику по аналогичным спорам, в которой суды отмечали обязанность проверять достоверность и соответствие законодательству информации, включаемой в ГПЗУ, даже при наличии в информационной системе информации о пересечении земельного участка с границами лесничества; законность включения информации о границах лесничества судами не проверена; бездействие уполномоченных органов в части актуализации сведений ГИСОГД НО не должно влечь негативные последствия для заявителя; дело рассмотрено судами формально. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнениях к ней и поддержаны представителями в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
Представитель Минграда в судебном заседании не согласился с доводами заявителя, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Общества – без удовлетворения.
Институт, Минлесхоз, Администрация и Лесничество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, а также установлено в деле №А43-14482/2021, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 678, 681, 685, 687 и 689, расположенных по адресу: <...>. Исходным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:398, на который 27.05.2015 зарегистрировано право собственности Общества. При получении Обществом информации о возможных пересечениях границ земельных участков выяснилось, что земельные участки 52:18:0040575:678, 681, 685 и 689 расположены на земельном участке, относящемся к категории защитных лесов – городские леса квартала № 29 Автозаводского участкового лесничества имеют пересечения границ городских лесов квартала № 29 Автозаводского участкового лесничества с земельными участками с кадастровыми номерами 52:18:0040575:660, 674, 678, 679, 681, 685, 687, 689 и 1367.
В этой связи Общество 19.03.2021 обратилось в Минлесхоз и Лесничество с заявлениями об исключении из государственного лесного реестра (ГЛР) сведений о лесных участках (городские леса квартала № 29 Автозаводского участкового лесничества Нижегородского городского лесничества) в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении названных земельных участков, но получило отказ, который был обжалован Обществом в рамках дела № А43-14482/2021.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 30.09.2021, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021, признал решение Лесничества от 26.03.2021 № 234 и решение Минлесхоза от 16.04.2021 об отказе в исключении сведений из ГЛР незаконными. Суд обязал Минлесхоз Нижегородской области в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из ГЛР сведения о лесных участках (городские леса квартала №29 Автозаводского участкового лесничества) в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении спорных земельных участков.
Общество 28.01.2022 обратилось в Минлесхоз с просьбой исключить из ГЛР сведения о лесных участках в части несоответствия сведениям ЕГРН в отношении земельных участков заявителя, и направить информацию об исключении сведений из ГЛР Лесничеству в целях исключения указанной информации из ГИСОГД НО.
Минлесхоз в письме от 22.02.2022 № Исх-331-76791/22 сообщил Обществу об изменении документированной информации ГЛР по Автозаводскому участковому лесничеству, в подтверждение чего представил акт от 21.02.2022 № 1.
Общество в письме от 05.03.2022 № 40 уведомило Лесничество об исключении из ГЛР сведений о лесных участках, приложив письмо Минлесхоза от 22.02.2022 № Исх331-76791/2.
Учреждением 03.08.2022 подготовлены и выданы Обществу ГПЗУ с кадастровыми номерами 52:18:0040575:674, 678, 681, 685, 687 и 689. В текстовой части данных ГПЗУ отражено, что земельные участки имеют ограничения использования, связанные с частичным расположением в границах городских лесов. Согласно чертежам ГПЗУ границы земельных участков пересекаются с границами городских лесов.
Посчитав, что действия Минграда и Учреждения противоречат закону, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителей Общества и Минграда, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В соответствии со статьей 57.3 (частями 1 – 3, 5 – 7, 9 и 10) Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ЕГРН, ФГИС территориального планирования, ГИС обеспечения градостроительной деятельности, информация о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (кроме сетей электроснабжения) (далее ГИСОГД).
В ГПЗУ содержится информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.
В целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения участка. Орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его заявителю. ГПЗУ выдается заявителю без взимания платы. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По общему правилу, информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении срока использование информации, указанной в ГПЗУ, в данных целях не допускается.
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр.
Градостроительный план по своей природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, содержащиеся в перечисленных в части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниках информации. Градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 18-КА19-3).
В соответствии с требованиями раздела VII Порядка раздел 5 ГПЗУ «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, расположенного, в том числе частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для объектов, в отношении которых установлены такие зоны.
Информация раздела включает: а) наименование ограничения (обременения) земельного участка и реквизиты акта, установившего соответствующие ограничения (обременения); б) площадь территории земельного участка, ограниченной в использовании, в том числе в границах зон с особыми условиями использования территорий. В случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в строке пишется «Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет «N» кв. м» или иная информация, соответствующая установленным ограничениям (обременениям); в) содержание ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом.
Одним из обязательных источников для целей составления ГПЗУ является ГИСОГД.
В силу статьи 56 (частей 1, 3, 4, 7.1) Градостроительного кодекса Российской Федерации, ГИСОГД субъектов Российской Федерации – создаваемые и эксплуатируемые информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. Целью ведения ГИСОГД является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности. ГИСОГД субъектов Российской Федерации включают в себя, в том числе, сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и их характеристиках, ограничениях использования земельных участков в границах таких зон; положение об особо охраняемой природной территории, лесохозяйственные регламенты лесничества, расположенного на землях лесного фонда; иные сведения, документы, материалы.
Законом субъекта Российской Федерации может быть установлена возможность создания и ведения ГИСОГД с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, позволяющей осуществлять подготовку, согласование, утверждение, в числе прочего, градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с Правилами ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279) ведение информационной системы осуществляется в электронной форме путем:
а) сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения в электронной форме сведений, документов, материалов, предусмотренных частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) подготовки, согласования и утверждения документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) осуществления иных полномочий в области градостроительной деятельности с использованием информационной системы.
Сведения, документы, материалы размещаются в информационной системе органом, осуществляющим ведение информационной системы, в срок, установленный частями 2, 2.1 и 3 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В статье 31 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-З «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» определено, что ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области (ГИСОГД НО) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в сфере градостроительной деятельности (подведомственным ему государственным бюджетным учреждением), органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органа исполнительной власти, органов местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведений, документов и материалов в государственной информационной системе в соответствии с частями 1.2 и 1.3 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществления иных полномочий в области градостроительной деятельности с использованием государственной информационной системы.
Правительством Нижегородской области постановлением от 17.06.2021 № 510 утверждено Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области (далее – Положение).
Согласно Положению орган, осуществляющий ведение ГИСОГД НО: органы исполнительной власти Нижегородской области; оператор информационной системы; уполномоченные органы местного самоуправления городских округов, уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных округов и районов Нижегородской области, подведомственные им муниципальные учреждения (подпункт «д» пункта 1.4).
Внесение сведений, документов и материалов в ГИСОГД НО осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области, оператором информационной системы и органами местного самоуправления согласно распределенным полномочиям в соответствии с Приложением 2 к Положению (пункт 3.2).
Сведения, документы, материалы размещаются в ГИСОГД НО органом, осуществляющим ведение информационной системы, в течение: 5 рабочих дней со дня получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, принявших, утвердивших, выдавших сведения, документы, материалы, подлежащие размещению в ГИСОГД НО; пяти рабочих дней со дня получения из федеральных государственных информационных систем сведений, документов, материалов, подлежащих размещению в ГИСОГД НО; десяти рабочих дней со дня утверждения, принятия, согласования или выдачи органом, уполномоченным на ведение ГИСОГД НО, документов и материалов, подлежащих размещению (пункт 3.5).
Органы, осуществляющие ведение ГИСОГД НО, при размещении в информационной системе сведений, документов, материалов, содержащих информацию о местоположении объектов адресации, обеспечивают актуализацию, обработку и систематизацию такой информации путем внесения ее в форме векторных пространственных данных в адресный план объектов недвижимости (пункт 3.8).
Из раздела 16 Положения следует, что направление сведений о лесничествах для размещения в ГИСОГД осуществляет Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, размещение – органы местного самоуправления, а предоставление документов из ГИСОГД – Институт, то есть государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Институт развития агломерации Нижегородской области».
Первоначально границы Нижегородского городского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.03.2020 № 309. С принятием Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу в основной части 01.01.2022, принятие решений о создании, упразднении лесничеств, участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ отнесено к полномочиям не органов государственной власти Российской Федерации, а уже к полномочиям органов местного самоуправления. С указанной даты изменения в границы Нижегородского городского лесничества внесены постановлениями Администрации от 19.09.2022 № 4937, от 24.04.2023 № 2570 и от 13.10.2023 № 7362.
Из вышеприведенных положений следует, что заинтересованные лица – Минград и Учреждение, чьи действия оспаривает Общество, не являются уполномоченными на направление или внесение сведений в ГИСОГД НО, равно как и не уполномочены на их самостоятельное изменение в названной системе. Институт не имеет полномочий по изменению, самостоятельной актуализации сведений из ГИСОГД НО; ГПЗУ лишь воспроизводит сведения, содержащиеся в перечисленных в статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниках информации. В настоящее время внесение изменений в ГИСОГД НО в части лесничеств осуществляет Лесничество (раздел 16 приложения к Регламенту, утвержденному постановлением Администрации от 24.11.2022 № 6443.
Административный регламент департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области по выдаче ГПЗУ (приказ от 27.09.2018 № 01-03/90) также не указывает на возможность игнорирования информации, полученной из ГИСОГД.
Таким образом, как верно указали суды двух инстанций, действия Минграда и Инстиута по указанию в ГПЗУ сведений о нахождении городских лесов на земельных участках на момент выдачи планов по этим участкам не могут быть признаны незаконными.
Вопреки позиции заявителя, законность, необходимость включения информации о границах лесничества не входит в предмет рассмотрения по настоящему спору. Как указано выше, нахождение этой информации в ГИС прямо предусмотрено пунктом 13 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Суд округа отклонил довод заявителя о необходимости учета заинтересованными лицами по настоящему делу решения суда по делу № А43-14482/2021 на основании статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заинтересованные лица участниками названного дела не являлись и на них решением по делу № А43-14482/2021 не возложены никакие обязанности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд установит, что оспариваемое действие органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По приведенным мотивам суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя. С учетом разъяснений, данных Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», государственная пошлина за подачу кассационной жалобы по данной категории дел составляет 1500 рублей. Общество при подаче кассационной жалобы уплатило 3000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу № А43-31003/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГАСК-НН» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГАСК-НН» из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, уплаченную им по платежному поручению от 13.10.2023 № 528.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Н. Голубева
Судьи
Е.Г. Кислицын
В.Ю. Павлов