НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.06.2022 № А29-8410/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-8410/2021

04 июля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Новикова Ю.В., Толмачёва А.А.,

при участии представителя

от истца: Лакеевой Е.М. (доверенность от 28.12.2021 № 128)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022

по делу № А29-8410/2021

по иску государственного учреждения – Регионального отделения Фонда

социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми»

(ИНН: 1106014140, ОГРН: 1021100895760),

бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница»

(ИНН: 3526008576, ОГРН: 1023502693664)

о взыскании ущерба,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усинская центральная районная больница»,

и у с т а н о в и л :

государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Общество) и бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Великоустюгская центральная районная больница» (далее – БУЗ Вологодской области «Великоустюгская ЦРБ», Больница) о взыскании 92 905 рублей 79 копеек излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности за период с 28.11.2020 по 26.01.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усинская центральная районная больница» (далее –

ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ»).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2021 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 решение суда оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в рассматриваем случае отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении иска Фонда. Вина Общества и БУЗ Вологодской области «Великоустюгская ЦРБ» в причинении убытков доказана. Листок нетрудоспособности № 910054583766, выданный работнику Общества Акжигитову А.А., оформлен Больницей с нарушениями. Общество, владея информацией о допущенном нарушении при оформлении листка нетрудоспособности, не предприняло должные меры для его устранения. При принятии реестров сведений для назначения и выплаты пособий Фонд не имеет возможности проверить достоверность указанных страхователем данных в реестре.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Фонда.

Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили в суд округа.

Общество, БУЗ Вологодской области «Великоустюгская ЦРБ» и ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Сосногорского районного суда Республики Коми.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2022 произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Толмачёва А.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» 30.12.2020 представило в Фонд электронный реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Акжигитову А.А. по листку нетрудоспособности № 910047912768 за период с 18.09.2020 по 27.11.2020 с указанием кода «021». Расчет пособия произведен Обществом исходя из МРОТ в сумме 35 217 рублей 39 копеек, то есть с пониженной оплатой.

На основании представленного Обществом электронного реестра Фонд произвел начисление и выплату застрахованному лицу Акжигитову А.А. пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности № 910047912768 в сумме 35 217 рублей 39 копеек.

Общество 12.02.2021 представило в Фонд электронный реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Акжигитову А.А. по листку нетрудоспособности № 910054583766 (продолжение листка нетрудоспособности № 910047912768) за период с 28.11.2020 по 26.01.2021 без указания кода «021». Расчет пособия произведен Обществом исходя из МРОТ в сумме 31 293 рубля 40 копеек, то есть с пониженной оплатой.

На основании представленного Обществом электронного реестра Фонд произвел начисление и выплату застрахованному лицу Акжигитову А.А. пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности № 910054583766 за период с 28.11.2020 по 26.01.2021 в сумме 138 082 рублей 20 копеек.

Поскольку в представленных работодателем сведениях по листку нетрудоспособности № 910054583766 отсутствовал код «021», расчет пособия по временной нетрудоспособности произведен Фондом без снижения размера пособия в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Общество 18.02.2021 предоставило Фонду письмо, в котором просило внести изменения в реестр оплаты по листку нетрудоспособности № 910054583766 и проставить код «021».

Фонд произвел перерасчет пособия по листку нетрудоспособности № 910054583766 за период с 28.11.2020 по 26.01.2021, сумма начисленного пособия составила 31 293 рубля 41 копейка.

Таким образом, в результате перерасчета возникла переплата по выплате пособия по временной нетрудоспособности в общей сумме 92 905 рублей 79 копеек.

Фонд 06.05.2021 направил Обществу требование с просьбой возместить излишне перечисленные суммы пособия.

Неисполнение Обществом требования Фонда от 06.05.2021 послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 8, 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 1, 1.1, 2, 4.2, 8, 14, 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294, Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии вины Общества и БУЗ Вологодской области «Великоустюгская ЦРБ» в излишней выплате пособия, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ).

В подпункте 5 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона № 165-ФЗ).

Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Закона № 165-ФЗ застрахованные лица обязаны своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет, в частности, листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу пункта 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н, в листке нетрудоспособности в строке «Причина нетрудоспособности» в ячейках «доп. код» дополнительный трехзначный код «021» указывается при заболевании или травме, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

На основании части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730 (часть 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (часть 5 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Закона № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

В части 2 статьи 8 Закона № 255-ФЗ установлено, что при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, – со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, – за весь период нетрудоспособности.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату, в том числе, излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее – Положение № 294).

Республика Коми участвует в реализации пилотного проекта с 01.01.2020.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, которое вступило в силу с 01.01.2021 (далее – Положение № 2375).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 16 Положения № 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 19 Положения № 2375 также установлено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ являются убытками, понесенными Фондом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176).

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили, что листок нетрудоспособности № 910054583766 являлся продолжением листка нетрудоспособности № 910047912768, в котором был указан код «021».

Следовательно, расчет пособия по листку нетрудоспособности № 910054583766 также должен быть произведен с учетом коэффициента, понижающего оплату, что и сделало Общество.

Вместе с тем Фонд не учел данное обстоятельство и рассчитал и перечислил пособие по временной нетрудоспособности без понижающего коэффициента.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что факт наступления документально подтвержденного страхового случая Фонд не оспаривает; доказательства неправомерных действий Общества по предоставлению недостоверной информации не представлены; неуказание Больницей в листке нетрудоспособности № 910054583766 дополнительного кода «021» не должно было повлечь начисление пособия по временной нетрудоспособности в завышенном размере, поскольку данный листок нетрудоспособности являлся продолжением к ранее выданным листкам нетрудоспособности, в совокупности с которыми составлял единый страховой случай; Фонд, в свою очередь, являясь органом контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых страхователями, своевременно не выявил несоответствие сведений, отраженных в более поздних документах по сравнению с ранее выданными взаимосвязанными документами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует вино Общества и Больницы в излишней выплате спорного пособия.

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А29-8410/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

Ю.В. Новиков

А.А. Толмачёв