НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 26.10.2010 № А28-3264/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-3264/2010

29 октября 2010 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2010.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Базилевой Т.В., Масловой О.П.

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского

областного территориального фонда обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2010,

принятое судьей Серегиным Р.В.,

по делу № А28-3264/2010

по заявлению государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения

Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования

о взыскании с администрации Омутнинского района пеней по страховым взносам

на обязательное медицинское страхование неработающего населения

и у с т а н о в и л :

государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с администрации Омутнинского района (далее – Администрация) 2 411 636 рублей 38 копеек пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Омутнинский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее – Служба судебных приставов).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Фонд не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статьи 8, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статью 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.01.1993 № 4543-1, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», заявитель жалобы считает, что пени в сумме 2 411 636 рублей 38 копеек, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000–2003 годы, рассчитаны законно и обоснованно и подлежат взысканию с Администрации в полном объеме.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Учреждения, просила оставить жалобу без удовлетворения.

Фонд и Администрация заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Служба судебных приставов отзыв на кассационную жалобу в суд не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000–2003 годы Фонд начислил Администрации пени в общей сумме 2 411 636 рублей 38 копеек, в том числе: на задолженность 2000 года – за период с 01.07.2004 по 20.09.2006, на задолженность 2001 года – за период с 01.07.2004 по 31.12.2009, на задолженность 2002 года – за период с 01.07.2004 по 27.03.2008, на задолженность 2003 года – за период с 01.07.2004 по 31.03.2009.

В адрес Администрации Учреждение направило требование от 04.02.2010 № 3, в котором предложило уплатить указанную сумму в срок до 05.03.2010.

В связи с неисполнением Администрацией требования в добровольном порядке Фонд обратился за взысканием задолженности в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 3, 48, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год», пунктами 3, 5, 7, 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.01.1993 № 4543-1, Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что Фонд пропустил срок для взыскания с должника пеней в спорной сумме.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 (далее – Положение).

Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Положением и иными специальными актами не установлен срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007, далее – Кодекс) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи. Правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Кодекса).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее – решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 статьи 46 Кодекса (в редакции, действовавшей с 01.01.2007) решение о взыскании принимается по истечении срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения статьи 46 Кодекса применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункт 9 статьи 46 Кодекса).

Проверка соблюдения Фондом срока давности взыскания пеней осуществляется в отношении каждого дня просрочки. При этом общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании пеней в суд, исчисляется исходя из трех составляющих: срок для предъявления требования (три месяца), срок для добровольного исполнения требования и срок для предъявления заявления о взыскании в суд (шесть месяцев).

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Администрация уплатила страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения: за 2000 год – 20.09.2006, за 2001 год – 03.08.2007, за 2002 год – 37.03.2008, за 2003 год – 31.03.2009.

Пени за 2001 год за период с 04.08.2007 по 31.12.2009 начислены Администрации на задолженность в сумме 2828 рублей 72 копеек, которая взыскана по решению Арбитражного суда Кировской области от 11.01.2002 по делу № А28-6519/01-279/16. Постановление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением данного решения суда вынесено 21.12.2004. Таким образом, пени за период с 04.08.2007 по 31.12.2009 на задолженность, взысканную в 2004 году, начислены неправомерно.

Исходя из даты обращения Фонда в суд – 02.04.2010 – установленные Кодексом сроки для взыскания пеней, начисленных за период с 01.07.2004 по 31.03.2009, истекли. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока Учреждение не заявляло.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Фонду в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 08.07.2010 по делу № А28-3264/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Т.В. Базилева

О.П. Маслова