НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.08.2023 № А39-10413/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А39-10413/2022

31 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Кислицына Е.Г.,

судей Павлова В.Ю., Чиха А.Н.,

в отсутствие участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрегионального территориального управления

Федерального агентства по управлению государственным имуществом

в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике

и Пензенской области

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023

по делу № А39-10413/2022

по заявлению федерального казенного учреждения

«Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы

исполнения наказания по Республике Мордовия»

(ОГРН: 1021300657399, ИНН: 1308079647)

к Межрегиональному территориальному управлению

Федерального агентства по управлению государственным имуществом

в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике

и Пензенской области,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, администрация Леплейского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, публично-правовая компания «Роскадастр»,

о признании недействительным решения

и у с т а н о в и л :

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – Теруправление) о признании недействительным решения, формализованного в письме от 07.10.2022 № 13/13634, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 13:08:0417001:1150, общей площадью 2105 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, поселок Леплей, улица Советская, дом 13, «для содержания и обслуживания семейного общежития» на вид разрешенного использования «многоквартирный жилой дом».

Требование основано на статьях 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы необоснованным отказом заявителю в смене вида разрешенного использования земельного участка, препятствующим Учреждению в оформлении землепользования.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Агентство), администрация Леплейского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района (далее – Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление), публично-правовая компания «Роскадастр» (далее – Компания).

Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 21.02.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023, удовлетворил требование заявителя.

На основании статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 125, 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 9, 42 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 30 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», пунктов 1 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Теруправления требованиям действующего законодательства и о нарушении им прав и законных интересов Учреждения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Заявитель полагает, что суд ошибочно усмотрел правовые основания для удовлетворения заявленного иска, поскольку оспариваемый акт соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов Учреждения; сослался на отсутствие у Теруправления полномочий для принятия решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 15 минут 25.08.2023 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства иные участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установили суды, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 13:08:0417001:1150, площадью 2105 квадратных метров, местоположение: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, поселок Леплей, улица Советская, дом 13, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для содержания и обслуживания семейного общежития» (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 01.11.2021 № 13:08:0417001:1150-13/065/2021-1).

Участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 17.11.2021 № 13:08:0417001:1150-13/035/2021-2).

На участке расположено здание – общежитие для сотрудников и работников Учреждения, в котором производится капитальный ремонт, а также планируется произвести газораспределение.

Учитывая, что собственником земельного участка является Российская Федерация, Учреждение 05.09.2022 направило в Терправление письмо № исх-14/ТО/49/2-6748 об изменении вида разрешенного использования земельного участка – с «для содержания и обслуживания семейного общежития» на вид разрешенного использования «многоквартирный жилой дом».

Теруправление письмом от 07.10.2022 № 13/13634 отказало Учреждению в изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, указав, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительного строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учетом положений части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются. В адрес Теруправления Управлением Росреестра по Республике Мордовия 07.09.2021 направлена информация о необходимости предоставления правового акта, изданного уполномоченным органом для изменения вида разрешенного использования объекта. В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 460, у Теруправления отсутствуют функции по принятию решений об изменении вида разрешенного использования, поэтому до внесения изменений в вышеуказанное положение, у Теруправления нет правовых оснований для издания правовых актов, изменяющих вид разрешенного использования объектов.

Посчитав, что решение Теруправления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 9 статьи 1 и пунктов 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (часть 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из приведенных норм права следует, что в целях использования земельного участка в соответствии с установленным для них целевым назначением собственнику земельного участка надлежит предпринимать меры по изменению вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.

В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее – Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

К полномочиям Росимущества относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8 Положения).

На основании пункта 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 № 453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.

Пунктом 4 раздела II Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 460, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность.

Согласно пункту 1 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.01.2014 № 08 «О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом» территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

В силу приведенных правовых норм именно Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 13:08:0417001:1150 и принимает соответствующий акт об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, который в соответствии с требованиями указанной нормы он обязан направить в регистрирующий орган.

Довод Теруправления об отсутствии у него полномочий на изменение вида разрешенного использования земельного участка, суд округа не принял во внимание, как противоречащий приведенным нормам права.

Теруправление в целях надлежащего оформления землепользования и в силу действующего законодательства обязано совершить действия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка, а именно: издать соответствующий акт и обратиться в уполномоченный орган для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В связи с приведенными обстоятельствами суды пришли к правильным выводам о несоответствии оспариваемого решения требованиям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушении им прав и законных интересов Учреждения, поэтому обоснованно удовлетворили заявленное требование.

Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.

Нарушения норм процессуального права, предусмотренные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущены.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с ответчика за подачу кассационной жалобы не рассматривался, так как он в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу № А39-10413/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.Г. Кислицын

Судьи

В.Ю. Павлов

А.Н. Чих