НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.03.2016 № А11-11495/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А11-11495/2014

25 марта 2016 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Каширской Н.А. ,

судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П. ,

при участии представителей истца:

ФИО1 (доверенность от 15.10.2016) и

ФИО2 (доверенность от 18.11.2015)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ‒

муниципального образования город Владимир

в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.08.2015,

принятое судьей Андриановым П.Ю.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015,

принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Долговой Ж.А.,

по делу № А11-11495/2014

по иску публичного акционерного общества «Т Плюс»

в лице филиала «Владимирский»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к товариществу собственников жилья «Чайковского, д. 25-А»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

муниципальному образованию город Владимир

в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ‒ Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

и   у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» (далее ‒ Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к товариществу собственников жилья «Чайковского, д. 25-А» (далее ‒ Товарищество), муниципальному образованию город Владимир в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира (далее ‒ Управление) о взыскании 21 823 рублей                  61 копейки задолженности за тепловую энергию, отпущенную с июля по декабрь 2013 года в рамках исполнения договора от 27.11.2012 № ВФ-11-Г-183 и соглашения от 29.07.2013              № 96/11.

   Исковые требования Общества основаны на статьях 11, 12, 307, 309, 310 и 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условиях соглашения № 96/11 «О порядке возмещения организации коммунального комплекса расходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам в виде адресной помощи по оплате коммунальных услуг организациями ‒ исполнителями коммунальных услуг», постановлении губернатора Владимирской области от 19.07.2013 № 835 и мотивированы неисполнением ответчиками обязанности по компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде адресной помощи гражданам по оплате услуги за отопление и горячее водоснабжение.

   Арбитражный суд Владимирской области решением от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015, удовлетворил исковые требования: взыскал с Управления 21 823 рубля 61 копейку задолженности и отказал в удовлетворении требований к Товариществу.

   Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение от 06.08.2015 и постановление от 26.11.2015 и принять по делу новый судебный акт.

   Заявитель жалобы выражает несогласие с признанием судами Управления лицом, виновным в возникновении у истца убытков, причиненных невозмещением расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде адресной помощи гражданам, поскольку настаивает на следующем: источником финансирования мер социальной поддержки гражданам, связанных с недопущением роста платы за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 года более чем на 12 процентов по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года является областной бюджет; возложение на муниципальное образование обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлениям органами государственной власти своих полномочий, не допускается; орган местного самоуправления не утверждал льготный тариф для населения и не вводил меры социальной поддержки для населения; денежные средства на предоставление истцу субсидии из областного бюджета в бюджет города не поступали; Управление не является стороной договора теплоснабжения, следовательно, оно не имеет обязательств по оплате поставленной тепловой энергии перед Обществом; истец нарушил сроки предоставления сводных реестров получателей адресной помощи.

   В отзыве на кассационную жалобу Общество отклонило доводы заявителя, считает обжалованные судебные акты законными и обоснованными, попросило оставить решение и постановление без изменения, а жалобу ‒ без удовлетворения.

   Законность оспоренных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество (теплоснабжающая организация) и Товарищество (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 27.11.2012 № ВФ-11-Г-183.

   Управление, Общество (организацей) и Товарищество (контрагентом) заключили соглашение от 19.07.2013 № 96/11 «О порядке возмещения организации коммунального комплекса расходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам в виде адресной помощи по оплате коммунальных услуг организациями ‒ исполнителями коммунальных услуг», предметом которого является определение порядка возмещения организации из бюджета муниципального образования город Владимир расходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам в виде адресной помощи по оплате коммунальных услуг, расчет которых производят организации ‒ исполнители коммунальных услуг, предусмотренных постановлением губернатора Владимирской области от 19.07.2013 №835 «О предоставлении гражданам дополнительных мер социальной поддержки, связанных с недопущением роста платы за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 года более чем на двенадцать процентов» (пункт 1.1 соглашения).

   В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 соглашения организация (истец) выставляет контрагенту (Товариществу) счет на оплату предоставленных коммунальных услуг (ресурса) на основании утвержденных тарифов за минусом суммы, подлежащей возмещению адресной помощи (то есть в размере, не превышающем 12-процентный рост по сравнению с тарифом, действующим по состоянию на 01.12.2012), принимает от контрагента до пятого числа месяца, следующего за расчетным Реестр получателей адресной помощи, связанной с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам; ежемесячно, в срок не позднее восьмого числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Управление сводный реестр получателей адресной помощи по контрагентам; при отсутствии возражений со стороны Управления по представленному сводному реестру направляет в Управление счет на оплату и акт оказанных услуг.

   Согласно пунктам 2.5, 2.6 соглашения контрагент ежемесячно по каждому лицевому счету производит расчет в размере предоставленных дополнительных мер социальной поддержки гражданам в соответствии с постановлением № 835, ежемесячно предоставляет в Организацию в срок до пятого числа месяца, следующего за отчетным, реестр получателей адресной помощи.

   В силу пункта 2.8 соглашения Управление ежемесячно осуществляет возмещение расходов, связанных с предоставлением адресной помощи гражданам в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города Владимира от 23.07.2013 № 2572 на основании сводного реестра получателей адресной помощи, на расчетный счет организации, указанный в пункте 7 соглашения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

   Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами, действует до исполнения сторонами своих обязательств, распространяет действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2013 (пункты 5.1, 5.2 соглашения).

   Общество с июля по ноябрь 2013 года поставило Товариществу тепловую энергию на сумму 1 551 486 рублей 50 копеек, которая частично оплачена Товариществом  в сумме 1 529 602 рублей 89 копеек. Разница в размере 21 823 рублей 61 копейки является адресной помощью жителям Товарищества, предоставленной истцом.

   Невозмещение адресной помощи послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.

   Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.

   Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

   Размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

   Правительство Российской Федерации в постановлении от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установило федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

   Из статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.

   В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

   Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

   В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что, рассматривая иски, предъявленные, согласно статье 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного, в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

   Суды обеих инстанций установили факт оказания услуг по теплоснабжению населения, объем и стоимость оказанных услуг, возникновение у истца выпадающих доходов в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки путем недопущения роста платы за коммунальные услуги выше предельного уровня, направление предусмотренных соглашением документов, неисполнение Управлением обязанности по возмещению в полном объеме убытков. Расчет выпадающего дохода проверен судами и признан обоснованным.

   При таких обстоятельствах суды правомерно сочли доказанным состав деликтного правонарушения и удовлетворили иск.

   Доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку, оснований для иной оценки выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имелось.

   Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

   Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

   Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 по делу № А11-11495/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования город Владимир в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира ‒ без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Н.А. Каширская

Судьи

В.А. Ногтева

В.П. Прыткова