НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.01.2010 № А17-5941/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород Дело № А17-5941/2009

25 января 2010 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Каширской Н.А.,

судей Ногтевой В.А., Синякиной Т.В.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

администрации муниципального образования «Каминское сельское поселение»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.10.2009,

принятое судьей Ильичевой О.А.,

по делу № А17-5941/2009

по иску общества с ограниченной ответственностью «Энергосетевая компания»

к администрации муниципального образования «Каминское сельское поселение»

о взыскании 160 031 рубля 03 копейки

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Энергосетевая компания» (далее – Компания) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к администрации муниципального образования «Каминское сельское поселение» (далее – Администрация) о взыскании 160 031 рубля 03 копеек расходов, понесенных истцом при введении ограничения и последующем восстановлении режима потребления электрической энергии в отношении объектов ответчика.

Руководствуясь пунктами 161 (подпунктом «ж»), 172, 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530), и пунктом 6.3 договора на поставку электроэнергии от 01.01.2007 № 3451эР, суд первой инстанции решением от 05.10.2009 удовлетворил заявленные требования в полном объеме, исходя из доказанности истцом факта несения им затрат, связанных с отключением и подключением объектов ответчика.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.

По мнению лица, подавшего жалобу, по смыслу пунктов 171, 179 Правил № 530, предусматривающих возможность появления инициатора введения ограничений и восстановления режима потребления электроэнергии в качестве субъекта правоотношений лишь в случае нарушения обязательств, составляющих содержание процесса снабжения электроэнергией, Компания не является таким инициатором, вследствие чего применение судом пункта 179 названных Правил в рассматриваемой ситуации (в отсутствие инициатора) необоснованно.

Заявитель жалобы указывает, что в предмет договора от 01.01.2007 № 3451эР включена не только продажа электроэнергии, но и оказание иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией, в связи с этим, ссылаясь на положения пункта 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, и правовую позицию, отраженную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 № 6949/08, Администрация настаивает на необходимости включения стоимости услуг по выключению и включению абонентов в структуру тарифов на последующий расчетный период регулирования, но не возложении на ответчика бремени несения данных расходов.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 05.10.2009 по делу № А17-5941/2009 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Компания (поставщик) и Администрация (покупатель) заключили договор на поставку электроэнергии от 01.01.2007 № 3451эР (с протоколом разногласий от 01.01.2007), по условиям которого поставщик обязался поставлять покупателю электрическую энергию для нужд объектов уличного освещения, как одноставочному потребителю, в точки поставки (точкой поставки и границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности являются контактные соединения на расчетных приборах учета электроэнергии, указанных в приложении № 4 к договору), в объемах согласно приложению № 1, а покупатель – принимать в точках поставки и оплачивать электрическую энергию по тарифу, утвержденному в установленном порядке, и на условиях, установленных договором.

Администрация 05.05.2008 обратилась в Компанию с заявкой № 91 на отключение уличного освещения на территории муниципального образования «Каминское сельское поселение» с 12.05.2008, гарантировав при этом оплату соответствующих услуг.

На основании указанной заявки Компания направила ООО «Ивановская управляющая электросетевая компания» (далее – ООО «ИУЭК») – сетевой организации – заявку от 12.05.2008 № 349-Род на введение ограничения режима потребления электрической энергии с 08 часов 00 минут 13.05.2008 в отношении трех объектов Администрации (уличное освещение с. Каминский ТП-103, ТП-104, МТП-105) и заявку от 13.05.2008 № 355-Род на введение ограничения режима потребления электрической энергии с 08 часов 00 минут 13.05.2008 в отношении 13 объектовАдминистрации (уличное освещение д. Никульское, д. Тайманиха, д. Сенниково, д. Большая Ширяиха, д. Андрониха, д. Мостищи, д. Шубино, д. Тезинка, с. Кощеево, д. Мельниково).

ООО «ИУЭК» произвело отключение 16-и объектов Администрации от снабжения электрической энергией и выставило Компании счета от 04.07.2008 № 209, от 04.07.2008 № 212 на общую сумму 80 015 рублей 51 копейку.

Впоследствии Администрация представила Компании заявку от 07.08.2008 № 161 о возобновлении уличного освещения с 18.08.2008, сославшись на гарантию оплаты произведенных работ.

Компания направила в ООО «ИУЭК» заявку от 11.08.2008 № 834-Род на возобновление режима потребления электрической энергии с 18.08.2008 в отношении 16-и объектов Администрации (уличное освещение с. Каминский, д. Никульское, д. Тайманиха, д. Сенниково, д. Большая Ширяиха, д. Андрониха, д. Мостищи, д. Шубино, д. Тезинка, с. Кощеево, д. Мельниково).

ООО «ИУЭК» произвело подключение 16-и объектов Администрации к электрической энергии и выставило Компании счет от 10.09.2008 № 417 на сумму 80 015 рублей 52 копейки.

Стоимость оказанных ООО «ИУЭК» (сетевой организацией) услуг по введению ограничения и восстановлению режима потребления электрической энергии составила 160 031 рубль 03 копейки и была оплачена Компанией платежными поручениями от 02.04.2009 № 1367, от 02.04.2009 № 1366 и от 02.04.2009 № 1365.

Неоплата Администрацией оказанных ей услуг послужила основанием для обращения Компании на основании статей 15, 309, 310, 546, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 78, 161, 172, 179 Правил № 530 в арбитражный суд с настоящим иском.

Основания и порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии предусмотрены Правилами № 530.

Правила розничных рынков являются императивными и при исполнении договора на поставку электроэнергии 01.01.2007 № 3470эР стороны обязаны руководствоваться ими.

Согласно пункту 160 Правил № 530 полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям в случае наступления предусмотренных разделом XIII Правил обстоятельств.

В подпункте «ж» пункта 161 Правил № 530 предусмотрено, что основанием для ограничения режима потребления является в том числе наличие обращения потребителя.

В силу пункта 172 Правил № 530 фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения: о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; об основаниях введения ограничения режима потребления; о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Как следует из материалов дела и установил суд, Компания 12.05.2008, 13.05.2008 и 11.08.2008 направила сетевой организации – ООО «ИУЭК» – заявки, содержащие сведения, необходимые в соответствии с пунктом 172 Правил № 530, то есть выступила инициатором введения ограничения.

В пункте 179 Правил № 530 закреплено право инициатора введения ограничения на компенсацию потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

Аналогичное условие согласовано сторонами в пункте 6.3 договора от 01.01.2007 № 3451эР, по которому поставка электрической энергии возобновляется по соглашению сторон с возмещением покупателем поставщику затрат на ограничение, прекращение и повторное возобновление поставки покупателю электрической энергии.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные в дело доказательства (заявки Администрации на отключение и подключение уличного освещения на территории муниципального образования «Каминское сельское поселение» по 16-и объектам, калькуляции сетевой организации по отключению от 12.05.2008 и по подключению от 14.08.2008, пояснительные записки к ним, содержащие перечень затрат, связанных с прекращением и возобновлением поставки электрической энергии на объекты ответчика, платежные поручения по оплате стоимости оказанных сетевой организацией услуг) по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о подтвержденности факта несения истцом затрат, связанных с отключением и подключением объектов ответчика, о доказанности размера стоимости работ по отключению и подключению объектов энергоснабжения от электрической энергии, об отсутствии их оплаты со стороны ответчика и правомерно в полном объеме удовлетворил исковые требования.

Доводы заявителя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, о компенсации расходов истца, понесенных в связи с введением ограничения и с восстановлением режима потребления электрической энергии путем их учета в тарифе на услуги по передаче электроэнергии и компенсации посредством оплаты услуг по передаче электроэнергии, основаны на неправильном толковании норм материального права, в частности пункта 179 Правил № 530 и пункта 6.3 договора на поставку электроэнергии от 01.01.2007 № 3451эР, предусматривающих обязанность потребителя по компенсации затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и с восстановлением режима потребления.

Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.10.2009 по делу № А17-5941/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Каминское сельское поселение» – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Н.А. Каширская

Судьи В.А. Ногтева

Т.В. Синякина