НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 24.11.2010 № А82-4145/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-4145/2010

24 ноября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации

в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2010,

принятое судьей Розовой Н.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010,

принятое судьями Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

по делу № А82-4145/2010

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

о признании недействительным письма государственного учреждения – Управления

Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском

муниципальном районе Ярославской области

и у с т а н о в и л :

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании
 недействительным письма государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области (далее – Управление, Фонд) от 04.05.2010 № 22-49/8454, в части возложения на него обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное медицинское страхование.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2010 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое письмо Управления признано недействительным в части возложения на Предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами в удовлетворенной части заявленного Предпринимателем требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы полагает, что суды неправильно применили статью 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статью 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», применили не подлежащие применению определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О «По запросам мирового судьи судебного участка № 2 города Калуги и мирового судьи
 судебного участка № 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
 Федерации», а также жалобам граждан ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 – 3 статьи 28 названного Федерального закона», и от 12.04.2005
 № 164-О «По жалобе гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 – 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не применили подлежащие применению пункт 6 статьи 3 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции Федерального
 закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 758-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». По его мнению, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, обязаны с 01.01.2010 уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку военнослужащие при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации
 от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; законодателем устранены обстоятельства, послужившие основанием для освобождения данной категории граждан от уплаты данных платежей.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов Управления, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1
, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является военным пенсионером и получает государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет (копия удостоверения серии А
 № 459049 от 12.01.1994).

Предприниматель 03.03.2010 обратился в Управление с запросом о наличии у него с 01.01.2010 обязанности, в том числе, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с введением в действие Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В ответ на данный запрос Управление направило ФИО1 письмо
 от 04.05.2010 № 22-49/8454, в котором разъяснило, что за период с 24.05.2005 по 31.12.2009 он был освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2005 № 223-О и с принятием Федерального закона
 от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, не производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года в соответствии с тарифами, установленными статьей 57 Федерального закона № 212-ФЗ. В указанном законе отсутствует норма, освобождающая индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Индивидуальные предприниматели обязаны
 уплатить за 2010 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 392 рублей, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 571 рубль 56 копеек, в ТФОМС – 1039 рублей 20 копеек в срок до 25.12.2010.

Дополнительно Управление в указанном письме сообщило Предпринимателю, что в срок до 01.03.2011 ему необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование. В приложении к ответу Управления указаны квитанции на оплату страховых взносов на 2010 год (3 экз.) и памятка на 2010 год.

Посчитав, что данное письмо Управления незаконно возлагает на него обязанность по уплате страховых взносов, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование в данной части, пришел к выводу, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.05.2005 № 223-О правовая позиция о признании неконституционным положений законодательства о возложении на военных пенсионеров, получающих государственное пенсионное обеспечение, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется и на правоотношения по уплате указанными лицами страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил принятое решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
 Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В силу статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного
 года.

Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд
 Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 № 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2
 статьи 14 и пунктов 1 – 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, – в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П,
 от 03.06.2004 № 11-П, от 23.12.2004 № 19-П и в настоящем Определении, – утрачивают
 силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как
 не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона
 от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
 Федерации», введенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», введенной Федеральным законом от 22.07.2008
 № 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе № 212-ФЗ.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в оспариваемой Управлением части подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а кассационная жалоба – удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 326
 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.07.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу № А82-4145/2010 в части признания недействительным письма государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области от 04.05.2010 № 22-49/8454 относительно возложения на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отменить.

В удовлетворении заявленного индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования о признании недействительным письма государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области от 04.05.2010
 № 22-49/8454 в части возложения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отказать.

Арбитражному суду Ярославской области произвести поворот исполнения решения от 30.07.2010 в части взыскания с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 200 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Т.В. Базилева

О.Е. Бердников