НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.08.2022 № А39-9509/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А39-9509/2021

26 августа 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от истца: Трифоновой О.В. (доверенность от 02.08.2022),

Мяльзиной Р.А. (доверенность от 02.08.2022)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.02.2022 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022

по делу № А39-9509/2021

по иску закрытого акционерного общества «Электровыпрямитель – Завод специальных преобразователей» (ОГРН: 1021301063266, ИНН: 1325018877)

к Министерству обороны Российской Федерации

(ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)

об обязании включить при формировании базовых цен на 2019 год на производимую продукцию расходы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,84 процента,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –Фонд социального страхования Российской Федерации и государственное учреждение – региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия,

и у с т а н о в и л :

закрытое акционерное общество «Электровыпрямитель – Завод специальных преобразователей» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Министерство) об обязании включить при формировании базовых цен на 2019 год на производимую продукцию расходы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,84 процента.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) и государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – региональное отделение Фонда).

Решением от 17.02.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования.

Постановлением апелляционного суда от 06.05.2022 решение суда оставлено без изменения.

Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, а также неполно выяснили обстоятельства дела. Министерство указывает, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц оно зарегистрировано по адресу: 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19; сведения о представительствах Министерства в ЕГРЮЛ отсутствуют; 720 военное представительство не является филиалом (представительством) юридического лица, а служит структурным подразделением органа военного управления Министерства, в связи с чем дело неподсудно Арбитражному суду Республики Мордовия и подлежит передаче на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. По мнению заявителя, включение при формировании базовых цен на 2019 год на производимую Обществом продукцию затрат по уплате страховых взносов на обязательное страхование по виду деятельности «Производство оружия и боеприпасов» неправомерно, нарушает нормы действующего законодательства о государственном оборонном заказе, так как относит на государственного заказчика экономически необоснованные затраты, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество осуществляет выпуск продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа.

Основным видом деятельности Общества по сведениям в ЕГРЮЛ является «Производство оружия и боеприпасов» (код ОКВЭД 25.40).

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Обществу выдана лицензия от 21.08.2015 № М 003633 ВВТ-ОПР на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.11.2020 № 3784 Общество включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

720 военное представительство Министерства аккредитовано на Общество и контролирует производство истцом конкретного перечня военной продукции (части оборонной продукции, создаваемой и поставляемой по документации, утвержденной или согласованной государственным заказчиком государственного оборонного заказа).

При обращении в 720 военное представительство Министерства за согласованием экономических нормативов на 2019 год Общество в соответствии с требованиями пунктов 15, 17, 37 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465, предоставило сметы общехозяйственных и общепроизводственных расходов на 2019 год с расшифровками статей расходов за 2018 год.

На основании пункта 15 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334, в состав общепроизводственных расходов Общество включило статью затрат «Страховые взносы на обязательное социальное страхование», в которую вошли отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,84 процента, установленном Фондом.

Страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для Общества на 2019 год в размере 1,84 процента определен Фондом в лице регионального отделения Фонда в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524.

Вместе с тем 720 военное представительство Министерства пришло к выводу о необходимости исключения указанных затрат при формировании цены на военную продукцию из сметы затрат Общества, поскольку заявленный основной вид деятельности истца «Производство оружия и боеприпасов» (код ОКВЭД 25.40) не соответствует фактическому виду его деятельности, что влечет необоснованное завышение размера соответствующих страховых взносов и ведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета.

Заключение от 28.05.2019 № 720/324/1 послужило одним из оснований выдачи Обществу 720 военным представительством Министерства заключений от 11.06.2019 № 720/349, от 18.07.2019 № 720/462, от 18.07.2019 № 720/463, от 04.09.2019 № 720/538, установивших цену на продукцию Общества для поставок в 2019 году.

Указанные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ), Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.08.2006 № 200, Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 (далее – Порядок № 200), Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным приказом Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 (далее – Порядок № 334), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался также статьями 54, 55 ГК РФ, Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 (далее – Положение № 804), согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В статье 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено общее правило о предъявлении иска в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства (часть 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами и не могут быть правопреемниками в силу закона. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 1 Положения № 804).

Следовательно, 720 военное представительство Министерства является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, представляет его интересы и осуществляет отдельные функции, в том числе, по согласованию прогнозной цены на военную продукцию.

Заявленное в рамках настоящего дела требование вытекает из деятельности представительства Министерства, расположенного по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Пролетарская, дом 126, поэтому в данном случае подлежит применению часть 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя жалобы об обратном отклоняется, так как основан на неверном толковании норм процессуального права.

На основании части 1 статьи 10 Закона № 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством: 1) утверждения перечней продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен; 2) установления правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 3) применения различных видов цен н продукцию по государственному оборонному заказу; 4) учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию; 5) утверждения методических рекомендаций по расчету цен на продукцию по государственному оборонному заказу при заключении государственных контрактов; 6) определения минимального и максимального размеров рентабельности (прибыли) и порядка их применения при расчете цен на продукцию по государственному оборонному заказу с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, а также с учетом финансовой поддержки, оказываемой государством в целях выполнения государственного оборонного заказа; 7) обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа; 8) государственной регистрации цен на продукцию по государственному оборонному заказу; 9) ведения реестра цен на продукцию по государственному оборонному заказу; 10) осуществления государственного контроля за применением цен на продукцию по государственному оборонному заказу при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа; 11) осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.

Согласно пункту 5 Порядка № 200 расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к указанному Порядку. Группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения.

В силу пункта 8 Порядка № 200 затраты по статье калькуляции «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» включают затраты на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктом 15 Порядка № 334 в затраты по статье калькуляции «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» включаются затраты на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяемые в соответствии с тарифами, установленными статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и на плановый период. При планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетном периоде.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество осуществляет выпуск продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. Основным видом деятельности истца является «Производство оружия и боеприпасов» (код ОКВЭД 25.40).

Довод Министерства о несоответствии основного вида деятельности Общества фактическому виду его деятельности был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен как документально не подтвержденный и опровергающийся собранными по делу доказательствами и установленными обстоятельствами.

Размер страховых взносов (1,84 процента) определен в порядке, установленном законодательством. Доказательств обратного в деле не имеется.

Суды установили, что Обществом фактически понесены затраты в виде уплаты соответствующих взносов в указанном размере.

Сведений об оспаривании в установленном законом порядке уведомления от 29.10.2018 регионального отделения Фонда об установлении истцу страхового тарифа в размере 1,84 % в материалы дела не представлено.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что Общество обоснованно включило в сметы общехозяйственных и общепроизводственных расходов на 2019 год с расшифровками статей расходов отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в принятом Фондом размере 1,84 процента.

Кроме того, суды правильно учли, что в пункте 7 части 1 статьи 10 Закона № 275-ФЗ предусмотрено, что исполнителю государственного оборонного заказа обеспечивается оплата экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа.

Таким образом, исполнителю запрещено устанавливать экономически необоснованную цену на продукцию по государственному оборонному заказу и получать оплату за такую продукцию в размере, превышающем обоснованный расчет.

В рассматриваемом случае истец является предприятием оборонно-промышленного комплекса, осуществляющим производство военной продукции, в том числе поставляемой по государственному оборонному заказу, и при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции обязано предоставить заключение о цене на продукцию, подготовленное военным представительством Министерства.

Следовательно, одним из документов, обосновывающих цену на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, является заключение военного представительства по согласованию основных экономических нормативов, а определенные таким заключением основные экономические нормативы являются основополагающими при выдаче заключения по согласованию договорной цены на выпускаемую Обществом продукцию.

При этом превышение цен на продукцию, поставляемую по государственному контракту государственному заказчику, по отношению к ценам на эту продукцию является признаком запрещенного частью 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ необоснованного завышения цены на продукцию по государственному оборонному заказу.

Как видно из материалов дела, Обществу 720 военным представительством Министерства выданы заключения, установившие цену на продукцию для поставок в 2019 году, при формировании которой не учтены затраты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем Общество лишено права поставлять продукцию по цене, выше указанной в заключениях 720 военного представительства Министерства по согласованию договорной цены на указанную продукцию.

Суды верно указали, что данное обстоятельство порождает для Общества правовые последствия в виде обязанности использовать при расчете цены на производимую продукцию заниженные экономические нормативы, что не может быть признано обоснованным.

Фактов, свидетельствующих о допущенном со стороны истца злоупотреблении правом при составлении расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих уровень цены на производимую продукцию, судами не установлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности включить при формировании базовых цен на 2019 год на производимую истцом продукцию расходы по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,84 процента в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для применения к Обществу на 2019 год ставки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,7 процента суды по результатам исследования материалов дела не установили.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Учитывая, что Министерство является лицом, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу № А39-9509/2021оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

О.А. Шемякина

Т.В. Шутикова