ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А31-2912/2007-20
22 января 2009 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прониной С.А.,
судей Синякиной Т.В., Терешиной Н.М.
при участии представителя
от ответчиков: Хасановой Т.В. по доверенности от 04.06.2008 № 10-06/14
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика – департамента
финансов Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2008,
принятое судьей Мофа В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008,
принятое судьями Губиной Л.В., Самуйловым С.В., Поляковой С.Г.
по делу № А31-2912/2007-200,
по иску открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая
компания №2», город Кострома,
к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области и
департамента социальной защиты населения,
опеки и попечительства Костромской области
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: финансового отдела администрации городского округа город Шарья,
финансового отдела администрации Шарьинского муниципального района
о взыскании 27 306 рублей 86 копеек
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ОАО «ТГК №2») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании 27 306 рублей 86 копеек убытков, возникших в результате предоставления в период с января по ноябрь 2005 года отдельным категориями граждан, проживающим на территории города Шарьи и Шарьинского района Костромской области, льгот по оплате тепловой энергии в соответствии с Законом «О ветеранах» (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями от 27.09.2007, от 26.10.2007 и от 13.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены департамент финансов Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области; финансовый отдел администрации городского округа город Шарья, финансовый отдел администрации Шарьинского муниципального района.
Определением от 21.05.2008 суд произвел замену ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области на Костромскую область в лице департамента финансов Костромской области.
Определением суда от 25.07.2008 департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда от 15.09.2008, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008, иск удовлетворен за счет казны Костромской области на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды обеих инстанций исходили из доказанности фактов предоставления истцом льгот по оплате тепловой энергии отдельным категориям граждан в спорный период, возникновения у энергоснабжающей организации убытков и принятия на себя Костромской областью обязательств по возмещению расходов от предоставления льгот.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент финансов Костромской области обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.09.2008 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.2008 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, суд, взыскав задолженность за период с января по май 2005 года, необоснованно отклонил его заявление о применении исковой давности, так как иск к Костромской области предъявлен лишь в мае 2008 года. Истец не является участником бюджетного процесса, поэтому в данном случае при определении начала течения срока исковой давности не должны применяться нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации о начале и окончании финансового года.
Департамент финансов Костромской области также считает, что размер понесенных убытков истцом не доказан.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2008 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 по делу № А31-2912/2007-20 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал изложенные в ней доводы.
ОАО «ТГК № 2» в отзыве отклонило жалобу и просило оставить в силе судебные акты, как законные и обоснованные.
Исследовав доводы сторон и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Предметом иска ОАО «ТГК №2» явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления в период с января по май 2005 и с сентября по ноябрь 2005 года гражданам, проживающим на территории города Шарьи и Шарьинского района Костромской области, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом «О ветеранах», Законом Костромской области от 27.12.2004 года № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области».
В статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
В силу пункта 1 статьи 13 и статьи 22 Закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание гарантий социальной защиты ветеранов, в том числе оплату коммунальных услуг; меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области» ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг, отопления (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленного постановлением администрации Костромской области) по нормативам потребления указанных услуг, утвержденным органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона расходы на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных в Законе Костромской области об областном бюджете на соответствующий год.
Постановлением губернатора Костромской области от 10.02.2005 года № 53 утвержден «Порядок предоставления и учета средств на предоставление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в 2005 году», согласно которому, финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в областном фонде компенсаций на 2005 год.
На основании указанных норм судами сделан правильный вывод о наличии у Костромской области обязательства по возмещению ОАО «ТГК № 2» убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате тепловой энергии в спорный период.
Установив факт недостаточного бюджетного финансирования данных расходов, суд правомерно удовлетворил иск за счет казны Костромской области.
Довод департамента финансов Костромской области о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за спорный период судом округа отклоняется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию из бюджета области затрат по предоставленным в 2005 году льготам, началось по окончании финансового года, то есть с 01.01.2006. Иск к надлежащему ответчику предъявлен в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Доводы заявителя жалобы относительно доказанности размера предъявленных ко взысканию убытков направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что не выходит в компетенцию суда округа. Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами предшествующих инстанций норм материального и процессуального права.
Нормы материального права Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебных актов, не допущено.
В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.09.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 по делу № А31-2912/2007-20 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А. Пронина
Судьи
Т.В. Синякина
Н.М. Терешина