195/2023-153774(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А28-10010/2021 22 ноября 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023
по делу № А28-10010/2021,
по заявлению администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Управлению Федерального казначейства по Кировской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании недействительным представления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
и у с т а н о в и л :
администрация Лебяжского муниципального округа Кировской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее – Казначейство) от 23.06.2021 № 40-24-09/42.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства,
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – Министерство).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Казначейство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что мероприятия по созданию (обустройству), реконструкции автомобильных парковок (стоянок) не относятся и не могли относиться к мероприятиям по благоустройству, средства субсидии израсходованы с нарушением целей, определенных при предоставлении средств. Суд дал расширительное толкование понятию «благоустройство». В нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), части 1 статьи 10, части 1 статьи 13Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий паук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), пунктов 31, 34 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), в 2020 году Администрация не приняла к бюджетному учету по счету 101.00 «Основные средства», а отнесла на финансовый результат текущей деятельности учреждения по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года» расходы по созданию и реконструкции автомобильной парковки, что привело к составлению и представлению недостоверной бюджетной отчетности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, постановлением администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 01.12.2017 № 243 утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на 2018-2020 годы» (далее – Муниципальная программа).
Постановлениями администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 26.12.2018 № 242, от 01.11.2018 № 195, от 01.11.2019 № 195 внесены изменения в Муниципальную программу.
Разделом II «Основные характеристики текущего состояния дворовых территорий и мест массового отдыха населения, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы» Муниципальной программы в редакции постановления от 01.11.2019 определено, что на территории поселка отсутствуют оборудованные в соответствии с условиями ГОСТа парковки общего пользования. Парковка общего пользования – атрибут современного городского пространства, так как пользование транспортным средством – вынужденная
необходимость общества. Автомобильная парковка будет располагаться вдоль домов 2 и 4, на участке, расположенном между зданиями районного суда и районного Дома культуры, напротив здания администрации района. Общая площадь автомобильной парковки – 1323 кв. м, возможно будет расположить до 50 автомобилей, что очень актуально в условиях отсутствия на территории поселка других оборудованных парковочных мест. Благоустройство автомобильной парковки предполагает укладку асфальтобетонного покрытия с устройством основания из щебня, нанесение разметки, установку дорожных знаков, в том числе с соблюдением условий физической, пространственной информационной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, замена бордюрных камней.
Приложением № 10 к Муниципальной программе в редакции постановления от 01.11.2019 является адресный перечень общественных территорий, на которых планируется благоустройство в 2018–2024 годах, в рамках указанной программы, который включает работы по обустройству парковки общего пользования в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами 2 и 4, от дома 5 до пересечения с ул. Комарова, а также работы по благоустройству общественного пространства в пгт. Лебяжье, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 741-П утверждена государственная программа Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах» (далее – Государственная программа). В адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2020 году, была включена улица Комсомольская (между домами 4 и 2, от дома 5 до перекрестка с ул. Комарова).
Между Министерством и Администрацией заключено соглашения о предоставлении субсидии на поддержку формирования современной городской среды из бюджета Кировской области местному бюджету от 22.01.2020 № 33621151-1-2020-001 (далее – Соглашение).
Пунктом 1.1 Соглашения предусмотрено предоставление субсидии на поддержку формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» Государственной программы.
В силу пункта 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по Муниципалитету согласно приложениям 1 и 2 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 01.12.2017 № 243 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2020 годы».
В приложениях 1 и 2 к Соглашению определен результат регионального проекта: «Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды с типом результата: «Благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества».
Постановлением Правительства Кировской области от 27.11.2020 № 646-П, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 23.04.2020, в Государственную программу внесены изменения. В адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2020 году, включена автомобильная парковка: Кировская обл., Лебяжский р-н, пос. Лебяжье, ул.
Комсомольская (между д. 2 и д. 4, от д. 5 до перекрестка с ул. Комарова), пешеходная зона: Кировская обл., Лебяжский р-н, пос. Лебяжье, перекресток ул. Советская (у д. 69 по ул. Советская) и пер. Больничного.
В рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды на территории Лебяжского городского поселения Администрацией (заказчик) и непубличным акционерным обществом «Карьер Приверх» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству автомобильной парковки общего пользования в пгт. Лебяжье, ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова от 05.05.2020 № 034020000332004400-001 (далее – контракт от 05.05.2020).
Работы по контракту от 05.05.2020 осуществлялись на основании локальносметного расчета «Обустройство автомобильной парковки общего пользования в пгт. Лебяжье ул. Комсомольская между домами 2 и 4, от дома 5 до пересечения с ул. Комарова», составленного в ценах на 1 квартал 2020 год, на сумму 1 069 030, 80 рублей в соответствии с дефектной ведомостью, утвержденной главой Администрации 27.12.2019.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 15.09.2020 № 1 в рамках контракта от 05.05.2020 подрядчиком выполнены следующие работы: разборка бортовых камней; снятие деформированных асфальтобетонных покрытий; устройство бортовых камней; устройство нового асфальтобетонного покрытия; нанесение линии горизонтальной дорожной разметки; нанесение линии поперечной дорожной разметки; демонтаж светильников с лампами накаливания; установка светильников с лампами люминисцентными; установка дорожных знаков; цветочница.
Актом приемки законченных работ от 15.09.2020 подтверждается принятие указанного участка в эксплуатацию.
Работы по обустройству автомобильной парковки общего пользования оплачены за счет целевых средств, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы, платежным поручением от 27.10.2020 № 577 в сумме 1 069 031, 00 рубль (из них средства федерального бюджета в сумме 1 047 757, 28 рублей, средства областного бюджета – 10 583, 41 руб., средства местного бюджета – 10 690, 31 рублей).
В рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды на территории Лебяжского городского поселения Администрацией (заказчик) и непубличным акционерным обществом «Карьер Приверх» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству общественного пространства на перекрестке ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье от 24.05.2020 № 0340200003320005069-001 (далее – контракт от 24.05.2020).
Работы по контракту осуществлялись на основании локально-сметного расчета «Благоустройство общественного пространства на перекрестке ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье», составленного в ценах на 1 квартал 2020 год на сумму
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 15.09.2020 № 1 в рамках контракта от 24.05.2020 подрядчиком выполнены следующие работы: по площадке: устройство основания из щебня; устройство щебеночного основания; устройство бортовых камней; устройство нового асфальтобетонного покрытия; нанесение разметки проезжей части; установка дорожных знаков; цветочница; по тротуарам: устройство асфальтобетонных покрытий; устройство бортовых камней; установка малых архитектурных форм (скамейка, урна).
Стоимость работ по устройству площадки для стоянки автомобилей, выполненных на объекте «Благоустройство общественного пространства на перекрестке ул. Советская у
д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье» составила 375 658, 00 рублей средства федерального бюджета – 368 182, 41 рубля, средства областного бюджета – 3719, 01 рублей, средства местного бюджета – 3756, 58 рублей.
УФК в отношении Администрации проведена выездная плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Проверенный период: с 1 января 2020 года по истекший период 2021 года.
В ходе контрольного мероприятия выявлены, в том числе следующие нарушения:
границах населенных пунктов в общей сумме 368 182,41 руб., что в свою очередь в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 11.05.2021 и вынесено представление от 23.06.2021 № 40-24-09/42.
По нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления и возвратить средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, на лицевой счет Министерства, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 069 2 18 25555 01 1002 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на реализацию программ формирования современной городской среды из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» в срок до 31.12.2021 включительно в общей сумме 1 349 536,94 рубля, использованных не по целевому назначению.
По нарушению, указанному в пункте 3 представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления.
Полагая, что представление не соответствует закону и нарушает права Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 158, 162, 264.1, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами № 1710, Арбитражный суд Кировской области признал оспариваемое предписание Казначейства незаконным и удовлетворил заявленное требование. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
На основании пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, помимо прочего, следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
На основании пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий
населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Основания и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды регулируются Правилами № 1710, являющимися приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Согласно пункту 2 Правил № 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:
а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее – субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами «б», «д» пункта 11 Правил № 1710 муниципальная программа должна предусматривать адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, а также мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления.
В статье 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что представительный орган местного муниципального образования утверждает правила благоустройства территории соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 1.2 Правил благоустройства территории Лебяжского муниципального округа Кировской области, утвержденных решением Думы Лебяжского муниципального округа Кировской области от 25.02.2022 № 113 (далее – Правила благоустройства), к объектам благоустройства относятся: площади, дороги, проезды, внутридворовые территории, придомовые территории, парки, скверы и иные территории (в том числе озелененные); фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора и иные внешние элементы зданий, строений, сооружений; урны, контейнерные площадки, контейнерные баки, павильоны, киоски, палатки; иные объекты.
Таким образом, субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, могут расходоваться соответствующими муниципальными образованиями, в том числе на благоустройство общественных территорий, в состав которых включаются, в том числе улицы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что включение Администрацией парковки общего пользования в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами 2 и 4, от дома 5 до пересечения с ул. Комарова, общественного пространства в пгт. Лебяжье, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный в перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, с выполнением мероприятий по их благоустройству и последующее финансирование выполненных на основании заключенных контрактов от 05.05.2020 и от 24.05.2020 соответствующих работ за счет средств субсидии, предоставляемой в рамках в рамках реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», не противоречит целям и условиям предоставления субсидии, предусмотренным пунктом 2 Правил № 1710, Соглашением, Государственной и Муниципальной программами.
Таким образом, расходы на оплату работ по реконструкции парковки общего пользования, примыкающей к участку проезжей части, в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская, по созданию парковки общего пользования, примыкающей к участку проезжей части, в пгт. Лебяжье по пер. Больничный в сумме 1 349 536,94 рубля не являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Отклоняя довод ответчика, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ответчик однозначно не доказал необходимость принятия к бюджетному учету по счету 101.00 «Основные средства» в полном объеме вышеназванные расходы по реконструкции автомобильной парковки, которая примыкает к автомобильной дороге ул. Комсомольская пгт. Лебяжье (на общую сумму 1 009 080 рублей), и расходы по созданию автомобильной парковки, которая примыкает к автомобильной дороге по пер. Больничному пгт. Лебяжье (в общей сумме 375 658 рублей).
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. Планы счетов бюджетного учета и инструкции по их применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 27 Инструкции № 157н предусмотрено, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
В силу пункта 38 Инструкции № 157н счет 10100 «Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями Федерального стандарта бухгалтерского учета
для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее – Стандарт Основные средства), а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды.
Пунктом 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, определено, что основные средства – это являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
К основным средствам не относятся: а) непроизведенные активы; б) имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом; в) материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, а также материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений; г) биологические активы.
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования. В силу пункта 70 Инструкции № 157н к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 31 Инструкции № 162н учет операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в объекты имущества казны, в объекты учета права пользования нематериальными активами при их приобретении (в том числе в сумме затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытноконструкторских, технологических работ), в объекты учета финансовой аренды отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», а также с
кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010711310, 010731310) в случае приобретения объектов основных средств по аккредитиву при переходе права собственности на указанные объекты в момент их отгрузки поставщиком.
Принятие к учету законченных вложений в объекты нефинансовых активов, в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010100000 «Основные средства» (010111310 - 010113310, 010115310, 010118310, 010131310 - 010136310, 010138310), 010230000 «Нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения», 010300000 «Непроизведенные активы», 010500000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (пункт 34 Инструкции № 162н).
Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017
№ 305-КГ16-21236 по делу № А41-22756/2015 указано, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится, а соответственно названную автостоянку нельзя признать самостоятельным объектом недвижимости.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016
№ 308-КГ16-3285 по делу № А53-7041/2015 следует, что укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены, асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 01.09.2008 № 9626/08 по делу № А08-7744/06-5 разъяснено, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Материалы, из которых изготовлено покрытие (асфальт, щебень), при их переносе не теряют качеств, которые необходимы для его дальнейшего использования.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Администрацией требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи
288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023 по делу № А28-10010/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.Ш. Радченкова
Судьи О.В. Александрова
Н.Н. Домрачева