НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 20.10.2022 № А28-11073/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-11073/2021

27 октября 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е. ,

судей Александровой О.В., Шемякиной О.А. ,

при участии представителей

от заявителя: Ворожцова С.Г. (доверенность от 05.10.2022),

Жгулевой А.А. (доверенность от 12.01.2022),

Патрушевой С.С. (доверенность от 05.10.2022),

от заинтересованного лица: Погудина А.В. (доверенность от 09.01.2020),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федерального казначейства по Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2022  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022

по делу № А28-11073/2021

по заявлению Министерства здравоохранения Кировской области

(ИНН: 4347010475, ОГРН: 1034316505178)

о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области от 22.07.2021 № 40-23-09/53,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,–

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Правительство Кировской области,

и   у с т а н о в и л :

Министерство здравоохранения Кировской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 требования представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее – УФК по Кировской области, Казначейство) от 22.07.2021 № 40-23-09/53 в части принятия мер по устранению причин и условий выявленных нарушений, указанных в пунктах 1 и 3 описательной части представления, а также о признании недействительным пункта 2 требования представления.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России) и Правительство Кировской области (далее – Правительство).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2022 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 решение суда оставлено без изменения.

УФК по Кировской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 6, 28, 34, 38, 130, 132, 162, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Правила предоставления и распределения субсидий на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 (далее – Правила № 1640), Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила № 999), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оспариваемое предписание Казначейства от 22.07.2021 № 40-23-09/53 является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы Министерства. Факт совершения Министерством нарушений, указанных в пунктах 1, 3 и 4 описательной части представления, надзорным органом доказан. Министерство, как орган, уполномоченный на обеспечение исполнения соглашения о предоставлении субсидии и государственной программы, обязан также принимать меры по устранению несоответствий между таким соглашением и нормативным правовым актом. Относительно нарушения, обозначенного в пункте 3 описательной части представления, Казначейство указывает, что принцип экономного расходования бюджетных средств не требует обязательной дополнительной регламентации в специальных нормах; отсутствие требований по расчету потребности в лекарственных средствах, объем предоставленных межбюджетных трансфертов не снимают с получателя бюджетных средств обязанность, закрепленную статьей 34 БК РФ, а именно –  эффективность использования бюджетных средств; поставленные перед получателем задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что расходование Министерством средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на обеспечение лекарственными препаратами, на возмещение части затрат (недополученных доходов) аптечных организаций, осуществляющих продажу лекарственных препаратов пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Казначейства.

Минздрав России и Правительство отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 13.10.2022 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 45 минут 20.10.2022.

Представители Казначейства и Министерства в судебных заседаниях 13.10.2022 и 20.10.2022 поддержали позиции по делу.

Минздрав России и Правительство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.10.2022 произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Александрову О.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.10.2022 произведена замена судьи Когута Д.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации . После замены судьи 20.10.2022 рассмотрение кассационной жалобы Казначейства начато с начала.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», целями которой являются снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тысяч населения; в 2020 году – 419 на 100 тысяч населения; снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тысяч населения; в 2020 году – 525 на 100 тысяч населения; снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тысяч населения; в 2020 году – 197 на 100 тысяч населения; снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тысячу родившихся живыми; в 2020 году – 5,2 на 1 тысячу родившихся живыми.

Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 744-П утверждена государственная программа Кировской области «Развитие здравоохранения».

Подпрограммой «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения» государственной программы Кировской области предусмотрена реализация регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Кировской области», включающая в себя: обеспечение граждан, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания, лекарственными препаратами в амбулаторных условиях в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Кировской области; предоставление аптечным организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами, субсидий на возмещение части затрат, связанных с льготным лекарственным обеспечением граждан, страдающих болезнями системы кровообращения, в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Кировской области.

Минздрав России и Правительство заключили соглашение от 22.12.2019 № 056-09-2020-079, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020 – 2022 годах бюджету Кировской области субсидии на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минздраву России как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 056, раздел 09, подраздел 02, целевая статья 01 К № 2 55860, вид расходов 521, в рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение» подпрограммы «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640.

Согласно пункту 2.2 соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Кировской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 99 процентов, составляет в 2020 году не более 148 264 900 рублей.

УФК по Кировской области провело плановую выездную проверку Министерства по вопросу осуществления расходов федерального бюджета на реализацию федеральных проектов «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями» в рамках национального проекта «Здравоохранение» за 2019 – 2020 годы, результаты которой отразило в акте от 25.05.2021.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:

1. В нарушение пункта 1 статьи 179 БК РФ, подпункта «в» пункта 7 Правил № 1640, подпункта «ж» пункта 10 Правил № 999 в предмете соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 указан нормативно-правовой акт (постановление Кировской области от 28.12.2012 № 189/830), на выполнение мероприятий программы которого выделена субсидия и действие которого заканчивается 01.01.2020, а нормативно-правовой акт – постановление Кировской области от 30.12.2019 № 744-П – внесен дополнительным соглашением от 24.12.2020, в результате чего в 2020 году средства субсидии из федерального бюджета в размере 148 242 039 рублей 95 копеек выделены и израсходованы на осуществление мероприятий по программе, которая на момент предоставления и расходования субсидии в соглашении от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 не указана (пункт 1 представления).

2. В нарушение пункта 10 статьи 130, пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в 2020 году закупка лекарственных препаратов осуществлялась Министерством без расчета и анализа потребности в лекарственных препаратах пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в результате чего выдача лекарственных препаратов пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями составила 15,92 процента от всех поступивших лекарственных препаратов, приобретенных за счет субсидии по коду БК 09 09 011 № 255860, что повлекло за собой наличие остатков лекарственных препаратов по состоянию на 31.12.2020 в размере 118 704 883 рублей 8 копеек (средства федерального бюджета – 117 517 834 рубля 96 копеек), то есть Министерство обеспечило лекарственными препаратами 4386 человек из 6594 (процент охвата – 67), состоящих на диспансерном наблюдении после острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения и операций на сердце, на общую сумму 22 483 601 рубль 15 копеек (средства федерального бюджета – 22 258 765 рублей 14 копеек), или необходимость лекарственными препаратами пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями завышена в четыре раза, что в соответствии со статьей 34 БК РФ является неэффективным использованием средств субсидии, выделенных за счет федерального бюджета (пункт 3 представления).

3. В нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н, пунктов 1, 2 Правил № 1640 в 2020 году субсидии, выделенные из федерального бюджета на обеспечение лекарственными препаратами пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, в размере 8 551 034 рубля 08 копеек (средства федерального бюджета – 8 465 523 рубля 74 копейки) израсходованы Министерством на возмещение аптечным организациям, осуществляющим продажу лекарственных препаратов пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров при наличии лекарственных препаратов на складах аптечных организаций и КОГУП «Аптечный склад», что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета (пункт 4 представления).

По итогам проверки Казначейство вынесло представление от 22.07.2021              № 40-23-09/53, в котором заявителю адресовано требование по нарушениям, указанным в пунктах 1, 3 описательной части представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления; по нарушению, указанному в пункте 4 описательной части представления, – возвратить средства субсидии, предоставленные из федерального бюджета на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, и израсходованные на возмещение части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров аптечным организациям, осуществляющим продажу лекарственных препаратов пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, по КБК 056 2 18 2558601 1002 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» в срок до 31.12.2021 включительно в общей сумме 8 465 523 рубля 74 копейки, использованные не по целевому назначению.

Посчитав пункт 1 требования представления надзорного органа от 22.07.2021              № 40-23-09/53 в части принятия мер по устранению причин и условий выявленных нарушений, указанных в пунктах 1, 3 описательной части представления, а также пункт 2 требования представления незаконными, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34, 38, 130, 132, 162, 179, 270.2, 306.1, 306.4 БК РФ, Правилами № 1640, Правилами № 999 и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что представление Казначейства в обжалуемой части является незаконным и нарушает права и законные интересы Министерства, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В статье 28 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает, в том числе, результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

На основании статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что в пункте 1 представления Казначейства от 22.07.2021 № 40-23-09/53 Министерству вменено, что в нарушение пункта 1 статьи 179 БК РФ, подпункта «в» пункта 7 Правил № 1640, подпункта «ж» пункта 10 Правил № 999 в предмете соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 указан нормативно-правовой акт (постановление Кировской области от 28.12.2012 № 189/830), на выполнение мероприятий программы которого выделена субсидия и действие которого заканчивается 01.01.2020, а нормативно-правовой акт – постановление Кировской области от 30.12.2019 № 744-П, внесен дополнительным соглашением от 24.12.2020, в результате чего в 2020 году средства субсидии из федерального бюджета в размере 148 242 039 рублей 95 копеек выделены и израсходованы на осуществление мероприятий по программе, которая на момент предоставления и расходования субсидии в соглашении от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 не указана.

Как определено в пункте 1 статьи 179 БК РФ, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Правил № 1640 одним из условий предоставления субсидии является заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил № 999.

В подпункте «ж» пункта 10 Правил № 999 установлено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать реквизиты правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия (при наличии такого акта).

Суды установили, что сторонами соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 являются Минздрав России и Правительство.

На момент подписания соглашения действовало постановление Правительства от 28.12.2012 № 189/830 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2021 годы», в связи с чем его реквизиты указаны в пункте 1.2 соглашения.

На основании пункта 7.3 соглашения изменение соглашения осуществляется по инициативе сторон в случаях, предусмотренных пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, а также в случаях, установленных Правилами предоставления субсидии, и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему соглашению, которое является его неотъемлемой частью.

Минздрав России и Правительство подписали дополнительное соглашение от 24.12.2020 № 056-09-2020-079/1 к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 22.12.2019 № 056-09-2020-079, которым в соглашение вместо постановления Правительства от 28.12.2012 № 189/830 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2021 годы» включено постановление Правительства от 30.12.2019 № 744-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения».

С учетом изложенного, установив, что Министерство стороной соглашения от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 не является, какие-либо изменения вносить в него не уполномочено, и на Министерство возложены функции только по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности (пункт 6.1.1 соглашения), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали неправомерным вменение заявителю нарушения, указанного в пункте 1 представления от 22.07.2021 № 40-23-09/53.

Доводы Казначейства об обратном противоречат условиям соглашения от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 и являются ошибочными.

Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что в пункте 3 представления от 22.07.2021 № 40-23-09/53 Казначейство вменило Министерству нарушение статьи 34, пункта 10 статьи 130, пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, выразившееся в том, что в 2020 году закупка лекарственных препаратов осуществлялась Министерством без расчета и анализа потребности в лекарственных препаратах пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в результате чего выдача лекарственных препаратов пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями составила 15,92 процента от всех поступивших лекарственных препаратов, приобретенных за счет субсидии по коду БК 09 09 011 № 255860, что повлекло за собой наличие остатков лекарственных препаратов по состоянию на 31.12.2020 в размере 118 704 883 рублей 8 копеек (средства федерального бюджета – 117 517 834 рубля 96 копеек), то есть Министерство обеспечило лекарственными препаратами 4386 человек из 6594 (процент охвата – 67), состоящих на диспансерном наблюдении после острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения и операций на сердце, на общую сумму 22 483 601 рубль 15 копеек (средства федерального бюджета – 22 258 765 рублей 14 копеек), или необходимость лекарственными препаратами пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями завышена в четыре раза, что в соответствии со статьей 34 БК РФ является неэффективным использованием средств субсидии, выделенных за счет федерального бюджета.

Как определено в пункте 10 статьи 130 БК РФ, распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях осуществления единовременных денежных выплат, установленных федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, после подтверждения уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в таких межбюджетных трансфертах, осуществляется на основании заявок, представляемых указанными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Суды установили, что в 2020 году за счет субсидии Министерством приобретено лекарственных препаратов на общую сумму 141 188 484 рубля 95 копеек, в том числе: в январе – 529 000 рублей, в феврале – 0 рублей, в марте – 0 рублей, в апреле – 5 203 219 рублей 06 копеек, в мае – 2 971 526 рублей 58 копеек, в июне – 7 943 792 рубля 28 копеек, в июле – 22 118 775 рублей 72 копейки, в августе – 28 406 757 рублей 04 копейки, в сентябре – 32 315 465 рублей 89 копеек, в октябре – 14 895 663 рубля 71 копейка, в ноябре – 11 170 080 рублей 35 копеек, в декабре – 15 574 204 рубля 32 копейки.

Лицам, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и которым выполнено аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, выдано лекарственных препаратов на 22 483 601 рубль 15 копеек, в том числе: в январе – 11 930 рублей, в феврале – 75 171 рубль, в марте – 113 234 рубля, в апреле – 111 135 рублей 44 копейки, в мае – 502 771 рубль 38 копеек, в июне – 1 289 310 рублей 43 копейки, в июле – 4 070 626 рублей 24 копейки, в августе – 4 662 070 рублей 94 копейки, в сентябре – 4 261 380 рублей 06 копеек, в октябре – 3 237 671 рубль 14 копеек, в ноябре – 2 058 097 рублей 08 копеек, в декабре – 2 090 203 рубля 44 копейки.

Остаток лекарственных препаратов по состоянию на 31.12.2020 составил 118 704 883 рубля 80 копеек.

В соответствии с соглашением от 22.12.2019 № 056-09-2020-079 целью приобретения лекарственных препаратов являлось обеспечение ими не менее 50 процентов от количества человек, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, и которым выполнено аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний.

По данным Управления Министерство обеспечило лекарственными препаратами 67 процентов лиц, состоящих на диспансерном наблюдении после острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения и операций на сердце; по данным Минздрава России показатель обеспеченности лекарственными препаратами лиц, находящихся на диспансерном наблюдении, по Кировской области по состоянию на 01.01.2021 составил 90 процентов.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что все закупленные лекарственные препараты были приобретены для достижения цели обеспечения профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, в 2020 году и были доступны для лиц, имеющих право на их получение; действующее законодательство не возлагало на субъект Российской Федерации (соответствующий уполномоченный орган) в рассматриваемый период обязанность при закупке лекарственных препаратов на средства субсидии осуществлять анализ и расчет потребности в лекарственных препаратах пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также приняв во внимание отсутствие доказательств осведомленности Министерства о том, что на момент приобретения новых лекарственных препаратов закупленных ранее лекарственных препаратов было достаточно для обеспечения не менее 50 процентов человек, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, и которым выполнено аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, суды пришли к выводу, что при данных фактических обстоятельствах наличие остатка лекарственных препаратов, которые были закуплены за счет средств субсидий, однако не востребованы в 2020 году в полном объеме пациентами, нельзя признать нарушением, выразившимся в неэффективном расходовании средств субсидии.

Вывод судов основан на материалах дела, не противоречит им. Доводы жалобы вывод судов по данному эпизоду не опровергают.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали неправомерным вменение заявителю нарушения, указанного в пункте 3 представления от 22.07.2021 № 40-23-09/53.

Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что в пункте 4 представления от 22.07.2021 № 40-23-09/53 Казначейство вменило Министерству нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 БК РФ, Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н, пунктов 1, 2 Правил № 1640, выразившееся в том, что в 2020 году субсидии, выделенные из федерального бюджета на обеспечение лекарственными препаратами пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, в размере 8 551 034 рублей 08 копеек (средства федерального бюджета – 8 465 523 рубля 74 копейки) израсходованы Министерством на возмещение аптечным организациям, осуществляющим продажу лекарственных препаратов пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров при наличии лекарственных препаратов на складах аптечных организаций и КОГУП «Аптечный склад».

Постановлением Правительства от 30.12.2019 № 745-П утвержден Порядок обеспечения лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания, лекарственными препаратами в амбулаторных условиях (далее – Порядок № 745-П), согласно пункту 2 которого профилактика сердечно-сосудистых заболеваний осуществляется путем обеспечения пациентов в течение одного года в амбулаторных условиях по льготной стоимости лекарственными препаратами, предусмотренными перечнем лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета на обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В 2020 году Министерство расходовало средства субсидии как на закупку лекарственных препаратов по Перечню № 1н с последующей их выдачей гражданам через аптечные организации, так и на предоставление аптечным организациям субсидии в целях возмещения части затрат (недополученных доходов) в связи с реализацией лекарственных препаратов по льготной стоимости.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом анализа положений государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Правил № 1640, подпрограммы «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения» государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения», Порядка № 745-П, а также соглашения о предоставлении субсидии от 22.12.2019 № 056-09-2020-079, приняв во внимание, что действовавшее в проверяемом периоде законодательство в сфере рассматриваемых правоотношений не предусматривало ограничений формы расходования субсидии, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае расходование средств субсидии на предоставление аптечным организациям субсидии в целях возмещения части затрат (недополученных доходов) в связи с реализацией лекарственных препаратов по льготной стоимости не противоречит целям, определенным в правовых актах и соглашении, являющихся основанием для предоставления указанных средств.

Кроме того, суды обоснованно отметили, что на основании подпункта «а» пункта 7 приложения № 11 Правил № 1640 условием предоставления субсидии является наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. К числу таких нормативных правовых актов, действовавших на территории Кировской области, относится постановление Правительства от 30.12.2019 № 744-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения», которое закрепило в качестве мероприятия в рамках реализации регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Кировской области» предоставление аптечным организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами, субсидии на возмещение части затрат, связанных с льготным лекарственным обеспечением граждан, страдающих болезнями системы кровообращения, в соответствии с порядком, утвержденным Правительством, а также Порядок № 745-П, согласно которому профилактика сердечно-сосудистых заболеваний осуществляется путем обеспечения пациентов в течение одного года в амбулаторных условиях по льготной стоимости лекарственными препаратами, предусмотренными перечнем лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали неправомерным вменение заявителю данного нарушения.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 22.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу № А28-11073/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области – без удовлетворения.          

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

О.В. Александрова

О.А. Шемякина