ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А28-11113/2008-300/28
19 июня 2009 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Терешиной Н.М.
судей Каширской Н.А., Чигракова А.И.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –
Министерства финансов Российской Федерации
в лице управления федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2009,
принятое судьей Прозоровой Е.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009,
принятое судьями Поляшовой Т.М., Самуйловым С.В., Тетерваком А.В.,
по делу № А28-11113/2008-300/28
по иску открытого акционерного общества «Вятско-Полянская автоколонна № 1322»,
город Киров,
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов
Кировской области
о взыскании 1 422 600 рублей
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Вятско-Полянская автоколонна № 1322» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) и к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании 1 422 600 рублей убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в 2007 году льгот по оплате проезда в транспорте общего пользования на городских маршрутах (с учетом уточнения иска в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса).
Признав доказанными факт наличия у истца убытков от предоставления льгот и размер убытков, руководствуясь статьями 15, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд решением от 10.03.2009 удовлетворил иск: взыскал с субъекта Российской Федерации «Кировская область» 676 900 рублей и с Российской Федерации – 745 700 рублей убытков.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 решение оставлено без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания убытков с Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Кировской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает, что убытки, понесенные транспортной организацией, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, к исключительной компетенции которого относится право издания нормативных актов по предоставлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте, и, как следствие, за ним закрепляется обязанность по финансированию льгот путем предоставления субвенций муниципальным образованиям для возмещения расходов. Российская Федерация не принимала на себя расходные обязательства по установлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте и не передавала таких полномочий и средств на осуществление этих полномочий в виде субвенций субъектам Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации оспаривает выводы суда относительно доказанности размера понесенных убытков.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не направили представителей в суд кассационной инстанции. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Общество и Департамент финансов Кировской области финансов в отзыве отклонили жалобу и просили оставить в силе судебные акты, как законные и обоснованные. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2009 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 по делу № А28-11113/2008-300/28 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с последней из названных норм проверка правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права произведена, исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно жалобы.
Исследовав доводы сторон и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления.
Федеральным законом 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Распоряжениями службы по ценовому регулированию Кировской области от 05.09.2006 № 181 «Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрифицированным транспортом в городском и междугороднем сообщении на территории Кировской области» установлен перечень категорий пассажиров, имеющих право на льготы по оплате проезда в общественном транспорте, к числу которых относятся участники, инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны труда, труженики тыла, граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, пенсионеры, достигшие общеустановленного пенсионного возраста и иные граждане.
Общество в 2007 году на основании заключенных с администрацией города Вятские Поляны договоров на транспортное обслуживание населения города Вятские Поляны от 29.12.2006 № 14, от 01.08.2007 № 271 осуществляло перевозку автобусами по маршрутам № 1, 2, 3, «Сады «Рассвет» пассажиров, имеющих право на льготы по оплате проезда в общественном транспорте.
В связи с неполным возмещением расходов от предоставления льгот Общество обратилось в суд с иском о взыскании убытков от реализации льгот из федерального бюджета в размере 745 700 рублей, из бюджета субъекта Российской Федерации – 676 900 рублей.
Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального закона Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 и 29.12.2004) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735,2 тысячи рублей, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено: если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Объем переданных средств не покрыл расходы предприятия по предоставлению льгот по перевозке граждан на городских, пригородных и междугородных маршрутах, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, поэтому, проверив правомерность расчета суммы завяленных исковых требований, суд правомерно на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил иск в сумме 745 700 рублей за счет казны Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.03.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2009 по делу № А28-11113/2008-300/28 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Кировской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М. Терешина
Судьи
Н.А. Каширская
А.И. Чиграков