НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 19.05.2022 № А82-4431/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-4431/2021

25 мая 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федерального казначейства по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022

по делу № А82-4431/2021

по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования

Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)

о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства

по Ярославской области (ИНН: 7604032150, ОГРН: 1027600685320)

и у с т а н о в и л :

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее – Казначейство) от 02.03.2021 № 71-14-02/34/722 в части пунктов 1 – 4 6, 8 – 10 и требования об их исполнении.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2021 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Казначейство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы указал на законность пунктов 1 – 4, 5, 8 – 10 оспариваемого предписания от 02.03.2021 № 71-14-02/34/722.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в соответствии с приказом от 06.11.2020 № 344 Управление провело плановую камеральную проверку Фонда, в ходе которой выявила нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе:

- в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) произведена оплата расходов, являющаяся обязательством страховых медицинских организаций, в размере 92 166 рублей без предъявления требования об их возмещении (пункт 1 представления);

- в нарушение статьи 162 БК РФ, части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 7 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.03.2019 № 54 (далее – Порядок № 54), произведена оплата расходов в размере 27 900 325 рублей 95 копеек на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования на основании судебных решений, вынесенных в отношении страховых медицинских организаций (пункт 2 представления);

- в нарушение пункта 4.6.1 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2018 № 3, заключенного со страховой медицинской организацией – ООО «Капитал Медицинское страхование», произведена оплата расходов на ведение дела в размере 5501 рубля 25 копеек, финансирование которых предусмотрено бюджетной классификацией «Дополнительное финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации» (целевая статья 73 1 00 70280), за счет средств, предусмотренных на «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (Реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования)» (целевая статья 73 1 00 50931) (пункт 3 представления);

- в нарушение статьи 162 БК РФ средства остатка субвенции 2018 года, возвращенные Фондом, и предоставленные на реализацию Плана мероприятий 1 квартала 2019 года, в размере 963 675 рублей использованы на оплату соглашений, заключенных с медицинскими организациями в апреле, мае 2019 года (пункт 4 представления);

- в нарушение статей 34 и 162 БК РФ произведена оплата судебных издержек по исполнительным листам в размере 379 633 рублей 69 копеек (пункт 6 представления);

- в нарушение пункта 162 Правил осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н, не оплачены в установленный срок услуги за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, при наличии денежных средств, что привело к необоснованному образованию задолженности в размере 39 344 234 рублей 40 копеек (пункт 8 представления);

- в нарушение части 6 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) не выставлены требования об уплате пеней за нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, услуг на сумму 26 049 рублей 60 копеек (пункт 9 представления);

- в нарушение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» при направлении требования об уплате неустойки за несвоевременную поставку товара неправильно исчислено количество дней просрочки, что повлекло занижение суммы пеней на 18 905 рублей 50 копеек (пункт 10 представления).

По результатам проверки Казначейство составило акт от 31.12.2020 и вынесло Фонду представление от 02.03.2021 № 71-14-02/34/722, содержащее требование о необходимости рассмотреть информацию об указанных в пунктах 1 – 8 нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 31.03.2021; об устранении нарушения, указанного в пункте 9 представления, и принятии мер ко взысканию неустоек (штрафов пени) в размере, предусмотренном действующим законодательством, в срок до 31.03.2021; об устранении нарушения, указанного в пункте 10 представления, и осуществлении перерасчета, а также принятии мер к взысканию неустоек (штрафов пени) в срок до 31.03.2021.

Фонд, полагая, что пункты 1 – 4, 6, 8 – 10 описательной части и резолютивная часть представления не соответствуют закону и нарушают его права, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 34, 162, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 408, 708, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 16, 20, 12 – 14, 15, 26, 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), статьями 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правилами использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 № 332 (далее – Правила № 332), Арбитражный суд Ярославской области признал недействительным представление Казначейства в оспариваемой части и удовлетворил заявленное требование.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).

В силу статьи 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В пункте 1 представления Фонду вменено нарушение статьи 162 БК РФ, выразившееся в оплате расходов, являющихся обязательством страховых медицинских организаций в силу пункта 2.18 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере 92 166 рублей без предъявления требования об их возмещении.

Судами установлено, что пунктом 2.18 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенных Фондом со страховыми медицинскими организациями, предусмотрено, в частности, что страховая медицинская организация обязуется принимать меры по возмещению средств, затраченных на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Между тем, в соответствии с пунктом 11 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд, осуществляя полномочия страховщика, вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.

Таким образом, Фонд вправе самостоятельно предъявлять иски к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов, а включение в договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования обязанности страховой медицинской организации принимать меры для возмещения расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица такого права Фонда не лишает.

Кроме того, принятыми по результатам рассмотрения таких исков судебными актами расходы по уплате государственной пошлины возложены на ответчиков, в связи с чем в результате исполнения вступивших в законную силу судебных актов уплаченная Фондом государственная пошлина будет возмещена.

С учетом изложенного суды правомерно признали пункт 1 представления незаконным.

В пункте 2 представления содержится указание на нарушение Фондом статьи 162 БК РФ, части 6 статьи 26 Закона № 326-ФЗ, пункта 7 Порядка № 54, выразившееся в оплате расходов в размере 27 900 325 рублей 95 копеек на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования на основании судебных решений, вынесенных в отношении страховых медицинских организаций.

В силу пункта 1 части 6 статьи 26 Закона № 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

В случае превышения установленного в соответствии со статьей 38 Закона № 326-ФЗ для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту на цели, установленные подпунктом 1 пункта 6 настоящего Порядка, используются средства нормированного страхового запаса. Территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих на оплату медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса (пункт 7 Порядка № 54).

Из приведенных положений не следует невозможность использования средств нормированного страхового запаса на дополнительное финансовое обеспечение страховых медицинских организаций на основании судебных решений.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В рассматриваемом случае вступившими в законную силу судебными актами в рамках рассмотренных арбитражных дел подтверждена обязанность страховой медицинской организации по оплате медицинским организациям оказанных застрахованным лицам медицинских услуг.

При этом финансирование бесплатной медицинский помощи застрахованному лицу осуществляется при участии страховой медицинской организации за счет средств, предоставленных территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Иных источников для оплаты оказанных медицинских услуг страховая медицинская организация не имеет.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным пункт 2 представления.

В пункте 3 представления Фонду вменено нарушение пункта 4.6.1 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2018 № 3, выразившееся в оплате расходов на ведение дела в размере 5501 рубля 25 копеек, финансирование которых предусмотрено бюджетной классификацией «Дополнительное финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации» (целевая статья 73 1 00 70280) за счет средств, предусмотренных на «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (Реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования)» (целевая статья 73 1 00 50931).

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.

В части 18 статьи 38 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд предоставляет страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с нормативом, предусмотренным договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию устанавливается законом о бюджете территориального фонда в едином размере для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.

Законом Ярославской области от 20.12.2018 № 81-з «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2019 год» для страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, установлен норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в размере 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Аналогичный норматив установлен договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным Фондом со страховой медицинской организацией.

В соответствии с разделом 1 «Стоимость территориальной программы по источникам финансового обеспечения на 2019 год» приложения 11 к постановлению Правительства Ярославской области от 28.12.2018 № 979-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы формируется из двух источников: субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; прочие поступления.

Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области включает в себя: стоимость медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам; затраты на ведение дела страховой медицинской организацией.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно пункту 4.6.1 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования Фонд обязуется перечислять страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела, - ежемесячно одновременно с предоставлением средств на оплату медицинской помощи по заявке на авансирование и заявке на получение целевых средств по обязательному медицинскому страхованию по нормативу в размере 1 процента в соответствии с частью 18 статьи 38 Закона № 326-ФЗ.

При этом деление стоимости медицинской помощи и затрат на ведение дел по источникам средств ни законом, ни договором не установлено, отдельный код бюджетной классификации для расходов на ведение дел не предусмотрен, в связи с чем средства на ведение дел могут перечисляться как с КБК 73 1 00 70280, так и КБК 73 1 00 50931.

Судами установлено, что в целом средства, предназначенные на ведение дела, перечислены страховой медицинской организации по нормативу в размере 1 процента.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное требование Фонда по данному эпизоду, признав незаконным пункт 3 оспариваемого представления.

В пункте 4 представления Казначейство указало на нарушение Фондом статьи 162 БК РФ, выразившееся в том, что средства остатка субвенции 2018 года, возвращенные Фондом, и предназначенные на реализацию Плана мероприятий 1 квартала 2019 года, в размере 963 675 рублей использованы на оплату соглашений, заключенных с медицинскими организациями в апреле, мае 2019 года.

В силу пункта 7.1 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования установлен Правилами № 332.

В пункте 3 Правил № 332 установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год;

б) включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Остатки средств для финансового обеспечения мероприятий, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели (пункт 13 Правил № 332).

Суды установили и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае остаток субвенции 2018 года в размере 963 675 рублей возвращен Фонду на реализацию мероприятий 1 квартала 2019 года – приобретение компьютеризированной системы для электроэнцефалографии с картированием головного мозга для ГУЗ ЯО «ГДБ», электрокоагулятора хирургического для ГБУЗ ЯО «Областная детская клиническая больница», автоматического анализатора газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы для ГУЗ ЯО «ГДБ».

Данные мероприятия не были реализованы в 1 квартале 2019 года и включены в план мероприятий 2 квартала того же года.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что средства использованы в соответствии с их целевым назначением, что не противоречит требованиям Правил № 332.

На основании изложенного суды правомерно признали пункт 4 представления Казначейства незаконным.

В пункте 8 представления Фонду вменено нарушение пункта 162 Правил осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила № 108н), выразившееся в неоплате в установленный срок медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, при наличии денежных средств, что привело к необоснованному образованию задолженности в размере 39 344 234 рублей 40 копеек.

Согласно пункту 162 Правил № 108н (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) территориальные фонды осуществляют расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, в объеме, установленном базовой программой (далее – межтерриториальные расчеты), за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда.

В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 6 статьи 26 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с частью 6.5 статьи 26 Закона № 326-ФЗ федеральный фонд и территориальные фонды ведут раздельный учет по направлениям расходования средств нормированного страхового запаса.

Объем средств нормированного страхового запаса включается в общий объем средств финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования, за исключением средств нормированного страхового запаса, направляемых на цели, установленные в подпункте 2, подпунктах 3 и 4 пункта 6 настоящего Порядка (пункт 5 Порядка № 54).

Согласно подпункту 2 пункта 6 Порядка № 54 в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.

Установив, что по состоянию на 01.01.2020 у Фонда отсутствовал остаток средств нормированного страхового запаса, который не входит в общий объем средств финансового обеспечения территориальной программы, суды правомерно признали, что имевшиеся на 01.01.2020 у заявителя средства не могли быть направлены на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицом за пределами субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного суды правомерно признали пункт 8 оспариваемого представления незаконным.

В пункте 9 представления Фонду вменено нарушение части 6 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в не выставлении требований об уплате пеней за нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, услуг на сумму 26 049 рублей 60 копеек.

В пункте 10 представления Фонду вменено нарушение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», выразившееся в неправильном исчислении количества дней просрочки при направлении требования об уплате неустойки за несвоевременную поставку товара, что повлекло занижение пеней на сумму 18 905 рублей 50 копеек.

По смыслу пункта 1 статьи 314 и пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день, а надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Исходя из положений пункта 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Срок выполнения работы необходимо отличать от срока приемки выполненной работы, который является самостоятельным и может быть установлен в договоре подряда (пункт 1 статьи 720 ГК РФ). Названные сроки разведены в ГК РФ как терминологически, так и с точки зрения применения последствий их нарушения.

При этом, как правило, соблюдение срока выполнения работы зависит от подрядчика, срока приемки - от подрядчика и заказчика.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Иное может быть установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Приемка осуществляется в отношении выполненной работы, т.е. по ее завершении, и проводится по общему правилу заказчиком с участием подрядчика. Юридические последствия приемки работы связаны с правомочием заказчика провести проверку качества выполненных работ и применения последствий обнаружения недостатков (пункты 1 - 5 статьи 720 ГК РФ), а также перенесения рисков случайной гибели результата работ, возникновения у подрядчика права требовать оплаты выполненных работ или продажи результата работ при уклонении заказчика от приемки (пункт 1 статьи 711, пункты 6, 7 статьи 720 ГК РФ).

С учетом изложенного условие контракта о том, что датой исполнения обязательств исполнителя является дата утверждения акта приемки выполненного этапа работ, может быть истолковано как условие о приемке работы без недостатков.

Условие контракта, определяющее дату исполнения обязательств как дату подписания заказчиком акта сдачи выполненного этапа работ, не должно ставить период ответственности исполнителя за нарушение сроков выполнения работ в зависимость от усмотрения заказчика.

Право заказчика осуществлять приемку в течение установленного контрактом срока после поступления отчетной документации не отменяет обязанность исполнителя выполнить работу в течение предусмотренного контрактом срока и предъявить работу к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку работ.

Таким образом, при расчете пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов такой приемки.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что государственным контрактом от 28.11.2019 № 0271100000119000041 установлен срок его исполнения в течение семи рабочих дней, то есть последний срок исполнения – 09.12.2019. По условиям данного контракта исполнитель в день окончания поставки товара уведомляет заказчика об окончании выполнения обязательств по контракту и представляет товарно-транспортную накладную, счет, счет-фактуру (пунктом 6.1); приемка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты уведомления исполнителя (пункт 6.2). Направленная исполнителем товарная накладная от 09.12.2019 № 1179 подписана заказчиком 23.12.2019.

Государственным контрактом от 27.08.2019 № 01712000019119001153 установлен срок выполнения работ – 06.12.2019 (пункт 3.8). Исполнитель в соответствии с пунктом 4.1 контракта письменно уведомил заказчика о готовности к сдаче выполненных работ 06.12.2019, представив результат работ, а также акт выполненных работ; заказчик приступил к приемке работ и подписал акт 19.12.2019 с соблюдением установленного контрактом десятидневного срока приемки работ.

Государственным контрактом от 25.02.2019 № 0171200001918001868 срок исполнения определен в течение 270 календарных дней с даты заключения контракта, то есть до 22.11.2020. Исполнитель в соответствии с условиями контракта письменно уведомил о готовности к сдаче выполненных работ, представив результат работ и акт приемки от 22.12.2020; заказчик в установленный десятидневный срок приступил к приемке работ, по итогам которой подписан акт сдачи-приемки 06.12.2019.

По государственному контракту от 25.02.2019 № 0171200001918001869 срок исполнения установлен до 22.11.2019. Исполнитель уведомил о готовности к сдаче выполненных работ 06.12.2019, то есть с нарушением установленного контрактом срока. Заказчик приступил к приемке выполненных работ, по итогам которой подписал акт приемки-сдачи 20.12.2019. За нарушение срока выполнения работ исполнителю начислены и предъявлены к взысканию пени в сумме 15 437 рублей 50 копеек.

При таких обстоятельствах, учитывая условия контрактов о сроках исполнения, процедуры уведомления исполнителя о готовности работ и срока для приемки работ заказчиком, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для начисления пеней по контрактам от 28.11.2019 № 0271100000119000041, от 27.08.2019 № 01712000019119001153, от 25.02.2019 № 0171200001918001868; пени по контракту от 25.02.2019 № 0171200001918001869 начислены Фондом правильно.

На основании изложенного суды правомерно признали незаконными пункты 9, 10 оспариваемого представления Казначейства.

Доводы заявителя кассационной жалобы относительно законности пункта 5 представления не подлежит рассмотрению судом кассационной инстанции, так как Фондом данный пункт представления не оспаривался и не был предметом исследования в нижестоящих судах.

Кассационная жалоба Казначейства не содержит доводов о нарушении судами каких-либо норм права либо указаний на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, которые являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А82-4431/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.Е. Бердников

О.А. Шемякина