АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А29-266/2014 |
26 февраля 2015 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В. ,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 02.10.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (представитель в Республике Коми – Управление Федерального казначейства по Республике Коми)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014,
принятое судьей Токаревым С.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,
по делу № А29-266/2014
по иску Комитета лесов Республики Коми
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (представитель в Республике Коми – Управление Федерального казначейства
по Республике Коми)
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании убытков,
третьи лица – Федеральное агентство лесного хозяйства, Государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр»,
и у с т а н о в и л :
Комитет лесов Республики Коми (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице его представителя в Республике Коми – Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее – Управление, Минфин России) о взыскании 126 112 000 рублей убытков.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз), Государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» (далее – Учреждение).
На основании пункта 1 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве соистца Министерство финансов Республики Коми (далее – Минфин РК), которое просило взыскать из средств казны Российской Федерации в пользу республиканского бюджета Республики Коми 126 112 000 рублей убытков, причиненных в результате недофинансирования полномочий Российской Федерации, переданных по тушению лесных пожаров на территории Республики Коми в 2013 году.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014 заявленные требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Республики Коми (в доходную часть республиканского бюджета Республики Коми) взыскано 118 102 000 рублей убытков; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Комитет не доказал наличия совокупности условий, необходимых для возложения на Управление гражданско-правой ответственности в виде возмещения убытков. Кроме того, Управление утверждает, что спор в отношении потерь бюджета, возмещение которых должно производится в порядке и с соблюдением процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, неподведомственен арбитражному суду.
Подробно доводы Управления приведены в кассационной жалобе.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Рослесхоз в отзыве на кассационную жалобу согласился с доводами Управления; заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Минфин России, Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет обратился в Рослесхоз с заявкой
(письмо от 12.11.2013 № 01/4124) о выделении дополнительного финансирования в размере 127 773 рублей 90 копеек за счет средств нераспределенного резерва на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в Учреждении в связи с недостаточностью первоначально выделенных средств на оплату мероприятий по охране лесов от пожаров, необходимость выполнения которых возникла в 2013 году.
Согласно письму от 25.12.2013 № АБ-05-27/13224 Рослесхоз указал, что с учетом дефицита федерального бюджета вопрос погашения кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров за 2013 год за счет средств федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации не рассматривался. Рослесхоз предложил Комитету определить источники финансирования кредиторской задолженности из средств регионального бюджета Республики Коми.
В связи со сложной пожароопасной обстановкой и большим количеством лесных пожаров в Республике Коми, а также в целях недопущения снижения эффективности работ по охране лесов от пожаров и обеспечения своевременности оплаты подрядным организациям и физическим лицам, привлеченным к тушению пожаров, Глава Республики Коми обратился в Рослесхоз с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании Республики Коми в размере 60,5 миллиона рублей (письмо от 10.07.2013 № 1508-03-1-35).
В ответ на данное обращение Рослесхоз указал, что комиссией Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период Комитету на 2013 согласованы все объемные и финансовые показатели, предусмотренные Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Рослесхоз предложил решить вопрос дополнительного финансирования на мониторинг пожарной безопасности и тушение лесных пожаров за счет оптимизации бюджетных расходов, установленных Комитету на период с 2013 – 2015 (письмо от 19.08.2013 № ВЛ-05-27/8216), а также за счет средств республиканского бюджета.
В связи с критической ситуацией, складывающейся в пожароопасном сезоне
2013 года (по состоянию на 03.09.2013 на территории Республики Коми зафиксировано 563 лесных пожара общей площадью 32,5 тысячи гектаров), и невозможностью приостановления работ по ликвидации пожаров по причине отсутствия финансирования (фактические расходы по тушению пожаров составили 213,3 миллиона рублей), а также в связи с тем, что кредиторская задолженность перед Лесопожарным центром, авиакомпаниями, организациями и физическими лицами, задействованными на тушение пожаров, составила 111,2 миллиона рублей, а также по причине отказа Рослесхоза в дополнительном финансировании, Глава Республики Коми обратился к председателю Правительства Российской Федерации ФИО2 с просьбой о рассмотрении возможности выделения дополнительного финансирования республиканскому бюджету Республики Коми для погашения сложившиеся кредиторской задолженности по обнаружению и тушению лесных пожаров.
Рассмотрев по поручению Правительства Российской Федерации обращение Главы Республики Коми, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) в письме от 23.10.2013 № 06-16-29/20699 сообщает, что на основании Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений Рослесхозом определены Республике Коми субвенции на 2013 год в сумме 487,9 миллиона рублей, а также нераспределенные субвенции в сумме 1 025,1 миллиона рублей. Минприроды России указывает, что осуществление мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров в 2013 году на территории Республики Коми следует осуществлять в пределах указанных средств. В данном письме Минприроды России отмечает также, что проведенный Рослесхозом анализ действий органов исполнительной власти Республики Коми в области лесных отношений свидетельствует о несвоевременности принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах, а именно: недостаточное количество задействованных сил и средств, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории республики; несвоевременное введение чрезвычайных ситуаций в случаях возникновения лесных пожаров; недостоверность предоставляемой информации о лесных пожарах; несвоевременность обнаружения лесных пожаров. Несвоевременность принятия указанных мер способствовала увеличению затрат на тушение лесных пожаров. Вопрос выделения дополнительных средств из нераспределенного резерва на обеспечение расходов, связанных с обнаружением и тушением лесных пожаров на территории Республики Коми в 2013 году будет рассмотрен с учетом указанных обстоятельств и расчетов, подтверждающих дополнительное финансирование, в соответствии с приказом Рослесхоза от 16.05.2011 № 176.
Глава Республики Коми в ответ на письмо Минприроды России от 23.10.2013
№ 06-16-29/20699 направляет предложения Правительства Республики Коми, направленные на обеспечение эффективности своевременного обнаружения и на принятие своевременных мер для предотвращения пожаров и их ликвидацию, а также для решения вопроса погашения кредиторской задолженности и увеличения размера субвенций из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров (письмо от 30.12.2013 № 1508-03-1-35). Кроме того, в данном письме Глава Республики Коми опровергает мнение Минприроды России о неэффективности действий органов исполнительной власти Республики Коми по несвоевременности принимаемых мер для обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Республики Коми в 2013 году осуществлялось Лесопожарным центром на основании государственного задания, утвержденного приказом Комитета от 24.06.2013 № 675 в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 512 «О формировании государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Коми и финансовом обеспечении выполнения государственного задания....».
Согласно справке ФГБУ «Северное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала «Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми» от 11.11.2013 № 04-14/159 с мая по сентябрь 2013 года на территории Республики Коми сложившиеся климатические погодные условия способствовали критическому росту количества лесных пожаров.
По сведениям, представленным Главным управлением МЧС России по Республике Коми в органы дознания Государственного пожарного надзора Республики Коми, в 2013 поступило 584 сообщения о лесных пожарах на территории Республики Коми.
Согласно реестрам лесных пожаров, представленных Лесопожарным центром, за период с 31.01.2013 по 31.12.2013 на территории Республики Коми ликвидировано всего 597 лесных пожаров с площадью возгорания 32 676,61 гектара, в том числе 591 лесной пожар с площадью возгорания 32 412, 41 гектар по государственному лесному фонду Республики Коми.
В связи с увеличением численности действующих пожаров на территории ряда муниципальных образований Республики Коми (МР «Сосногорск», ГО «Усинск», МР «Усть-Куломский», МР «Печора», МР «Ижемский») был введен режим чрезвычайной ситуации.
Для ликвидации (тушения) пожаров Лесопожарный центр привлек 169 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 2272 физических лица.
По итогам завершения пожароопасного периода 2013 года, а также в связи с наличием непогашенной кредиторской задолженности в субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Коми в размере 127,60 миллиона рублей, Рослесхоз обратился в Министерство финансов Российской Федерации с предложением предусмотреть дополнительные средства из федерального бюджета на погашение субъектам Российской Федерации кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (письмо от 09.04.2014 № ВЛ-05-30/3883).
Письмом от 26.05.2014 № АЖ-05-30/6041 Рослесхоз направил Минфину России сведения о кредиторской задолженности по затратам на тушение лесных пожаров в 2013 году. В данном письме Рослесхоз сообщил, что за счет средств Республики Коми погашена кредиторская задолженность по затратам на тушение лесных пожаров при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах в 2013 году в сумме 118,1 миллиона рублей. Кроме того, имеется непогашенная кредиторская задолженность, подтвержденная документально, в сумме 8 миллионов рублей.
Посчитав, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящему бюджету финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточном объеме таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание данных средств в виде убытков должно осуществляться с Российской Федерации, Комитет обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 51, 52, 53.4, 83 Лесного кодекса Российской Федерации
(далее – ЛК РФ), статьями 28, 31, 84, 85, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 9, статьей 65, пунктом 1 статьи 66, статьей 105, пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Коми от 03.02.2012 № 25 «О Комитете лесов Республики Коми», пунктами 3, 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 1, пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), Положением о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2011 № 649, Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование частично. При этом суд пришел к выводу о доказанности всей совокупности фактов, необходимых для взыскания 118 102 000 рублей убытков.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации
(далее – ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно части 2 статьи 51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В пункте 1 постановления Правительства Республики Коми от 03.02.2012 № 25 «О Комитете лесов Республики Коми» (далее – Положение № 25) предусмотрено, что Комитет лесов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Положения № 25 Комитет лесов исполняет следующие государственные функции:
– федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) в рамках переданных полномочий Российской Федерации;
– федеральный государственный пожарный надзор в лесах в рамках переданных полномочий Российской Федерации;
– исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере лесных отношений на территории Республики Коми.
В пункте 6 Положения № 25 предусмотрено, что Комитет лесов осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми в сфере лесных отношений.
Постановлением Правительства Республики Коми от 04.07.2011 № 292 «О создании государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Коми региональный лесопожарный центр» создано соответствующее Учреждение.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава Учреждения, утвержденного приказом руководителя Комитета лесов от 05.07.2011 № 507, учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Комитет лесов.
В пункте 2.1 Устава Учреждения предусмотрено, что предметом и целями деятельности Учреждения являются организация и выполнение работ по осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров в лесном фонде на территории Республики Коми.
Согласно пункту 1 статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя следующие этапы:
– обследование лесного пожара;
– доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
– локализацию лесного пожара;
– ликвидацию лесного пожара;
– наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
– предотвращение процесса возобновления лесного пожара.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»
(далее – Правила № 417) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя следующие действия: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ (пункт 7 Правил № 417).
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В пункте 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно частям 3 – 6 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий от Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 85 БК РФ установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2011 № 649 (далее – Положение № 649), Министерство финансов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, размещение государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков Республики Коми путем проведения торгов, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах.
В пункте 27 Положения № 649 предусмотрено, что Минфин Республики Коми организует исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики Коми, обеспечивает контроль над исполнением республиканского бюджета Республики Коми главными распорядителями, распорядителями и получателями средств республиканского бюджета Республики Коми.
Минфин Республики Коми представляет интересы Республики Коми по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета Республики Коми, в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти Республики Коми, органах местного самоуправления, судебных органах (пункт 43 Положения № 649).
Как следует из материалов дела и установили суды, в 2013 году из федерального бюджета Российской Федерации в республиканский бюджет Республики Коми по платежным поручениям перечислено и поступило 109 096 рублей 60 копеек субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров.
По результатам заседания комиссии Рослесхоза (протокол от 28.10.2013
№ АБ-13/451-пр) по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми из федерального бюджета Российской Федерации за счет средств нераспределенного резерва выделено дополнительное финансирование в виде субвенций на тушение лесных пожаров в сумме 1 661 рубля
90 копеек.
Бюджетные средства в сумме субвенций, а также в сумме дополнительного финансирования были в полном объеме израсходованы в соответствии с целевым назначением, что подтверждено документально.
Согласно пункту 5 статьи 83 ЛК РФ порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837
(далее – Правила № 837).
В соответствии с пунктом 7.4 Правил № 837 при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Согласно абзацу 2 пункта 7.3 Правил № 837 в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 Правил № 837 из-за того, что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление указанных мероприятий, и уточненные целевые прогнозные показатели на текущий финансовый год.
В пункте 7.5 Правил № 837 предусмотрено, что основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок от даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом положений статей 84, 85 БК РФ, пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, статьи 83 ЛК РФ, финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Республики Коми переданных Российской Федерации полномочий, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Таким образом, передача Российской Федерации субъектам Российской Федерации отдельных полномочий должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждается состав убытков, причиненных Республике Коми: факт причинения имущественного ущерба республиканскому бюджету Республики Коми; противоправное бездействие со стороны Управления, в результате которого причинен ущерб; наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действием Управления; размер убытков.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Комитетом требование.
Суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу № А29-266/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (представитель в Республике Коми – Управление Федерального казначейства по Республике Коми) − без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | Д.В. Тютин | |
Судьи | О.В. Александрова Н.Ш. Радченкова |