610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-4464/2023 |
18 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2023 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2023 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Копыловой Е.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми , ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.05.2023 по делу № А29-4464/2023
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН: 1121003135, ОГРН: 1021101121194)
об обязании предоставить отчеты,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – истец, заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением об обязании акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – ответчик, Общество, АО «Монди Сыктывкарский ЛПК») предоставить годовые отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов по договорам №18 от 06.08.2007, №31 от 29.01.2021, № С0990520/01/20-А3 от 31.03.2020 в форме электронного документа в требуемом формате XML через единый портал государственных услуг.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.05.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, требуемые отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении необходимо предоставлять исключительно в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг в формате XML, предоставление годовых отчетов о воспроизводстве лесов и Лесоразведении, отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов в формате XLS через Единый портал государственных услуг является недопустимым.
На предоставленных годовых отчетах об охране лесов от пожаров по договорам аренды № 18 от 06.08.2007, № 31 от 29.01.2021, № С0990520/01/20 – А3 от 31.03.2020 отсутствует электронная подпись, в связи с чем данные документы являются недействительным и являются проектами отчетов.
Министерство отмечает, что файл XLS является электронной таблицей. Документы данного формата могут редактироваться любыми пользователями, что указывает на ненадежность хранения соответствующей информации. Таким образом, документ данного формата не может являться официальным электронным документом.
Истец также обращает внимание, что уже имеются заочные решения суда общей юрисдикции, решение по делу №А29-3743/2023 об удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми предоставить годовой отчет об использовании лесов в форме электронного документа в требуемом формате XML через Единый портал государственных услуг.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему, приведенные доводы опровергает, считает решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать. По мнению Общества, допускается формирование отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме отчета и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS. При формировании отчетов Общество руководствовалось разъяснениями от 09.11.2022, полученными от Минприроды Республики Коми; более того, на Едином портале Госуслуг на момент представления отчетов и в настоящее время отсутствует возможность формирования отчетов в форме XML.
В судебном заседании представитель ответчика позицию отзыва поддержала.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков № 18 от 06.08.2007, № 31 от 29.01.2021, № С0990520/01/20-АЗ от 31.03.2020.
Подпунктом «щ» пункта 3.4 Договоров установлена обязанность арендатора представлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60,60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение договора Общество сформировало отчеты о защите лесов и отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров в с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS и направило сформированные отчеты через Единый портал Госуслуг 26.12.2022, 27.12.2022, 09.01.2023.
Министерство, отказав в принятии поданных Обществом отчетов, направило АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» претензионное письмо от 01.02.2023 № 121 с требованием предоставить их в формате XML через единый портал государственных услуг, установив срок добровольного исполнения претензии 10 дней со дня получения претензионного письма.
В ответе от 14.02.2023 № 27/1098 на претензию Общество сообщило, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует описание XML-структуры и XSD-схемы и алгоритм передачи XML-документа, Общество не имело (и не имеет в настоящее время) возможности сформировать отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране лесов от пожаров, о защите лесов в формате XML. Кроме того, при формировании отчетов, Общество руководствовалось разъяснениями от 09.11.2022, полученными от Минприроды Республики Коми, согласно которым отчеты могут предоставляться в формате XLS.
Невыполнение Обществом требований истца послужило основанием для обращения Министерства в суд.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства (статья 308.3 ГК РФ).
Из положений части 1 статьи 60, части 1 статьи 60.11, части 1 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов представляются гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень информации, включаемой в данные отчеты, форма и порядок представления отчетов, а также требования к формату отчетов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказами Минприроды России от 09.03.2017 № 78, от 21.08.2017 № 452 утверждены перечни информации, включаемой в отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов (далее – отчеты), формы и порядок представления отчетов, а также требований к формату отчетов.
Отчеты представляются гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Отчеты представляются непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Отчеты представляются ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, по защите лесов, отчеты представляются ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, Отчет не представляется.
Допускается формирование данных отчетов в форме электронного документа на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) или представление в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом XSD-схема должна соответствовать форме Отчета и содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.
Допускается формирование Отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме Отчета (приложение 6 к настоящему Приказу) и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате.xls.
Файл, содержащий отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее - Отчет), должен быть представлен в XML-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение «.xml».
Формирование Отчета должно осуществляться в форме электронного документа, соответствующего форме Отчета, на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее - XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом XSD-схема должна содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.
Допускается формирование Отчета в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме Отчета и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS.
Допускается упаковывать файл Отчета в архив формата ZIP (ZIP-format). Каждый файл упаковывается отдельно, имя архивного файла должно совпадать с именем исходного файла и иметь расширение «.zip».
Частью 8 статьи 4 Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» указывает, что с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, определен порядок предоставления сформированного отчета, в указанный период представление отчетов в форме документа на бумажном носителе исключается. При этом порядок и требования к формированию электронных отчетов не изменились.
Таким образом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил возможность формирования отчетов в электронной форме как в формате XML, так и XLS.
По настоящему делу Общество сформировало электронные отчеты в формате XLS и представило отчеты в форме электронного документа с использованием Единого портала Госуслуг.
Довод заявителя об отсутствии электронной подписи на отчетах, в связи с чем данные документы являются недействительным и являются проектами отчетов, несостоятелен, поскольку, представленные АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» отчеты отклонены исключительно по причине несоответствия требуемому формату XML иных причин отказа в принятии отчетов Министерством не установлено, все отчеты и документы, подтверждающие полномочия представителя Общества подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, что подтверждается Отчетом о проверке электронной подписи на сайте Госуслуг.
Кроме того, Обществом представлены скриншоты с Единого портала Госуслуг, которыми подтверждено, что возможность представить отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране лесов от пожаров, о защите лесов в формате XML на портале Госуслуг отсутствует.
Поскольку обязательство по предоставлению отчетов исполнено Обществом, а законодательство предусматривает и иные форматы выполнения отчетов, помимо XML, требования Министерства являются неправомерными.
Ссылка Истца на судебную практику по иным делам не подтверждает обоснованность доводов Министерства и отклоняется, поскольку указанные судебные акты не носят преюдициального характера по смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты по конкретным делам с учетом их конкретных обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.05.2023 по делу № А29-4464/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Т.В. Чернигина Д.Ю. Бармин Н.В. Панин |