НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 18.03.2008 № А28-5873/2007

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-5873/2007-218/9

18 марта 2008 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Ногтевой В.А.,

судей Отдельной Л.И., Прониной С.А.

при участии

от открытого акционерного общества «Кировэнергосбыт»:

Крсаковой О.В. по доверенности от 01.08.2007 № 11-12/160

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –

открытого акционерного общества «Кировэнергосбыт»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007

по делу № А28-5873/2007-218/9,

принятые судьями Горевым Л.Н.,

Тетерваком А.В., Поляковой С.Г., Губиной Л.В.,

по иску открытого акционерного общества «Кировэнергосбыт»

к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице

Департамента финансов Кировской области

3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -

Департамент социального развития Кировской области и

Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе

о взыскании 90 672 рублей 04 копеек

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Кировэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области с иском о взыскании 90 672 рублей 04 копеек затрат, связанных с предоставлением с 01.04 по 25.05.2007 педагогам-пенсионерам сельских образовательных учреждений льгот по оплате коммунальных услуг.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социального развития Кировской области и Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе.

Решением от 09.10.2007 суд отказал в удовлетворении иска в связи с недоказанностью факта совершения ответчиком виновных противоправных действий.

Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.12.2007 оставил решение от 09.10.2007 без изменения, указав, что счета истца не были оплачены не по причине недостаточного финансирования, а по иным основаниям: возмещению подлежали расходы по освещению в пределах установленных нормативов потребления.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ОАО «Кировэнергосбыт» обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.10.2007 и постановление от 06.12.2007 и удовлетворить иск в заявленной сумме.

По мнению заявителя, предоставленное Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» для педагогических работников сельских образовательных учреждений, вышедших на пенсию, право на бесплатное жилье с отоплением и освещением не ограничено нормативом потребления. Суды ошибочно применили к спорным правоотношениям постановление администрации Кировской области от 01.11.2000 № 403 «О нормативах потребления электроэнергии населением и порядке их применения при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг», устанавливающее норматив потребления электроэнергии населением на освещение в размере 10 кВт.ч Согласно пункту 2 данного постановления нормативы потребления электроэнергии применяются для льготных категорий граждан, которым скидка по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательными актами устанавливается в пределах нормативов потребления.

Постановлением правительства Кировской области от 02.03.2007 № 86/92 из преамбулы постановления правительства Кировской области от 13.12.2005 № 49/294 «Об утверждении Положения о порядке пользование бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением работниками системы образования Кировской области» исключена ссылка на постановление администрации Кировской области от 01.11.2000 № 403.

В обоснование такого толкования приведенных норм права истец ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 № 10-Г05-2 и на письмо от 03.08.2007 № 02-14-7618, в котором правительство Кировской области подтвердило право педагогических работников на бесплатное освещение в сельской местности, поселках городского типа без каких-либо ограничений и независимо от размера занимаемого жилого помещения и норматива потребления.

Кроме того, ОАО «Кировэнергсбыт» указывает, что расходы в пределах норматива потребления 10 кВт.ч подлежали возмещению в любом случае.

Департамент социального развития Кировской области и Департамент финансов Кировской области в отзывах отклонили доводы кассационной жалобы и просили оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные. Как считает Департамент социального развития Кировской области, истец расширительно толкует законодательство, регулирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки сельских педагогов-пенсионеров. Его утверждение о предоставлении данной категории граждан права на бесплатное электроснабжение без всяких ограничений не основано на нормах права. Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» предусмотрено, что сельским педагогам-пенсионерам предоставляется бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в состав электроснабжения входят расходы на освещение и расход электрической энергии, потребляемой электробытовыми приборами. Следовательно, законодательство содержит разделение данного вида коммунальных услуг (электроснабжение) на освещение и другие цели. С учетом изложенного третье лицо полагает, что орган социальной защиты населения правомерно применял при возмещении спорных расходов размер потребления электроэнергии, определенный постановлением администрации Кировской области от 01.11.2000 № 403 «О нормативах потребления электроэнергии населением и порядке их применения при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг».

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 12.03.2008 объявлялся перерыв до 18.03.2008.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 09.10.2007 Арбитражного суда Кировской области и постановления от 06.12.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А28-5873/2007-218/9 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20.1 Закона Кировской области от 11.02.2003 № 133-ЗО «Об образовании в Кировской области» руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), предоставляется бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в указанных местах, и пользовались (имели право пользоваться) этими мерами социальной поддержки.

Постановлением правительства Кировской области от 13.12.2005 № 49/294 утверждено Положение о порядке пользования бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением работниками системы образования Кировской области (далее Положение). Согласно пунктам 3.5 и 3.6 Положения предприятия ежемесячно составляют и представляют в муниципальные органы управления образованием и органы социальной защиты населения реестры граждан, которые пользуются бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением. Указанные муниципальные органы производят расчеты с предприятиями на договорной основе после сверки реестров с базой данных в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.

Постановлением правительства Кировской области от 22.12.2006 № 78/307 утвержден Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций на выполнение государственных полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам муниципальных образовательных учреждений бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (далее Порядок).

Как указано в пунктах 2 и 7 Порядка, субвенции предоставляются ежемесячно в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, утвержденной в установленном порядке, с учетом отчетов и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).

Получатели средств перечисляют указанные средства предприятиям на возмещение расходов, связанных с предоставлением руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам муниципальных образовательных учреждений бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, по мере поступления от них счетов.

ОАО «Кировэнергосбыт» и Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе Кировской области заключили договор от 07.02.2006 № 2-37/04-115 о порядке возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по оплате электроэнергии, оказываемых отдельным категориям граждан, в том числе на основании Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области». Согласно пункту 3.4 договора орган социальной защиты населения Верхнекамского района Кировской области ежемесячно оплачивает организацию произведенных расходов по предоставлению мер социальной поддержки путем перечисления денежных средств на расчетный счет последней в течение пяти дней с момента поступления финансирования в виде субвенций из областного бюджета в пределах выделенных ассигнований. Срок действия договора определен до 31.12.2006 и был продлен на 2007 год в силу пункта 5.1, поскольку ни одна из сторон не настаивала на его прекращении.

ОАО «Кировэнергосбыт» в апреле и мае 2007 года оказывало населению Верхнекамского района Кировской области, в том числе льготникам, коммунальные услуги. Органу социальной защиты района представлены реестры и данные показаний счетчиков; выставлены к возмещению предоставленных отдельным категориям граждан льгот счета-фактуры от 25.05.2007 № 13/5290 и 13/5291. Управление социальной защиты населения в Верхнекамском районе возвратило акционерному обществу «Кировэнергосбыт» без исполнения реестры по предоставлению льгот на освещение педагогическим работникам – пенсионерам. В письмах от 25.05.2007 № 587 и 589 орган социальной защиты в качестве основания для отказа в возмещении понесенных энергоснабжающей организацией расходов указал на то обстоятельство, что льготы должны предоставляться с учетом норматива потребления электроэнергии, установленного постановлением администрации Кировской области от 01.11.2000 № 403 в размере 10 кВт.ч.

Посчитав действия органа соцзащиты Верхнекамского района Кировской области неправомерными, ОАО «Кировэнергосбыт» обратилось в суд с иском о возмещении ему расходов, понесенных в связи с предоставлением указанных льгот.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В круг доказывания подобного рода споров входят факты причинения истцу вреда и его размер, противоправность поведения государственного (муниципального) органа, причинно-следственная связь между допущенным нарушением и наступлением вреда и вина причинителя вреда.

Отказав в удовлетворении иска ОАО «Кировэнергосбыт», суды двух инстанций исходили из того, что истец не представил доказательств противоправных виновных действий (бездействий) со стороны ответчика. Данное утверждение, в частности, Второй арбитражный апелляционный суд сделал лишь на том основании, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие ненадлежащее финансирование спорных льгот. Вместе с тем, как установили суды двух инстанций, отказ в оплате счетов-фактур ОАО «Кировэнергосбыт» мотивирован тем, что возмещению подлежали лишь расходы по освещению в пределах установленных нормативов потребления электроэнергии населением. Однако ни Арбитражный суд Кировской области, ни апелляционный суд не дали оценки правомерности такого отказа в возмещении истцу понесенных им расходов.

С учетом изложенного вывод судов двух инстанций об отсутствии состава правонарушения, необходимого для наступления деликтной ответственности, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. В связи с изложенным оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 по делу № А28-5873/2007-218/9 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А. Ногтева

Судьи

Л.И. Отдельная

С.А. Пронина