НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.05.2022 № А28-2152/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-2152/2021

20 мая 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от заявителя: Антончик О.Н. (доверенность от 27.09.2021),

от заинтересованного лица: Михайлюта Е.Г. (доверенность от 11.01.2022),

Поповой С.А. (доверенность от 23.12.2021),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022

по делу № А28-2152/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГалоПолимер Кирово-Чепецк»

(ИНН: 4312126856, ОГРН: 1034313509108)

о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области от 21.08.2020 № 135 и 8

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» (далее – ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 21.08.2020 № 135 в части начисления 53 175 рублей 57 копеек пеней и № 8 в части отказа в возмещении 246 300 рублей налога на добавленную стоимость, а также об обязании Инспекции устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 171, 172 176 Налогового кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Обществом не соблюдена установленная налоговым законодательством процедура для декларирования и применения вычетов по налогу на добавленную стоимость. Как указывает Инспекция, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2018 года отражено заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.10.2018№ 5901171020180000, а в информационном ресурсе ЕАЭС-обмен установлено наличие заявления от 17.10.2018 № 5901171020180007, которое не задекларировано в установленном порядке.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.

Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы налогового органа.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2018 года (корректировка № 1), результаты которой отразила в акте от 08.07.2020 № 1657.

По итогам проверки Инспекция приняла решения от 21.08.2020 № 135 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в решении в отношении данного эпизода начислены пени в сумме 53 175 рублей 57 копеек) и № 8 об отказе в возмещении 246 300 рублей налога на добавленную стоимость.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 26.11.2020 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» не согласилось с решениями Инспекции от 21.08.2020 № 135 и 8 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Руководствуясь статьями 7, 88, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование. При этом суд исходил из того, что заявительный порядок предоставления налогового вычета налогоплательщиком соблюден, сумма налога заявлена к возмещению в установленном порядке, противоречия в номере заявления устранены до окончания налоговой проверки, подтверждающие документы представлены в полном объеме.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В силу пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств – членов Евразийского экономического союза производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (вступил в силу с 01.01.2015) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору.

Согласно пункту 4 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе при ввозе товаров на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза налог на добавленную стоимость взимается налоговыми органами государства – члена Евразийского экономического союза, на территорию которого ввозятся товары.

Как установлено в пункте 26 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства – члена Евразийского экономического союза с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена Евразийского экономического союза, на территорию которого ввозится товар.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 6 раздела II Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 735), при ввозе на территорию Российской Федерации с территории государства – члена Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых взимание налога на добавленную стоимость осуществляется налоговыми органами в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, в графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 4 раздела I «Общие положения» приказа Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость составляется на основании книг продаж, книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных НК РФ, на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).

Таким образом, право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.01.2018 № 304-КГ17-19835.

Суды установили, что ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» в налоговой декларации в состав налоговых вычетов включило вычет по налогу на добавленную стоимость в сумме 246 300 рублей. Указанная сумма налога уплачена Обществом по ввезенному товару с территории государства – члена Евразийского экономического союза (Республики Беларусь) в четвертом квартале 2018 года.

В налоговой декларации (раздел 8 «Сведения из книги покупок») отражено заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 22.10.2018 № 5901171020180000; непосредственно само заявление от 15.10.2018 № 2.

Заявление представлено в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи 17.10.2018, зарегистрировано в журнале регистрации заявлений за номером 5901171020180007, на заявлении проставлена отметка налогового органа об уплате налога 22.10.2018.

В требовании от 20.04.2020 № 3527 о представлении пояснений Инспекция сообщила Обществу о том, что в номере заявления допущена ошибка, а именно, должен быть указан номер 5901171020180007.

В ответ на требование налогового органа Общество сообщило, что корректный номер заявления 5901171020180007.

Как установлено в пункте 8.1.3 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «ЕАЭС – обмен», утвержденных приказом ФНС России от 08.04.2015 № ММВ-7-15/140@, структура регистрационного номера заявления представляет собой шестнадцатизначный цифровой код, состоящий из последовательности цифр: ННННДДММГГГГХХХХ.

Указанная последовательность цифр характеризует слева направо следующее:

– код налогового органа, который присвоил регистрационный номер (НННН);

– дату регистрации заявления (ДДММГГГГ);

– порядковый номер записи о регистрации в течение дня (ХХХХ).

При таких обстоятельствах, установив, что указанное Обществом в налоговой декларации заявление соответствует дате его регистрации и проставления отметки налогового органа об уплате косвенных налогов, суды пришли к выводу, что в книге покупок и налоговой декларации отражен вычет суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного по ввезенному товару и указанного в заявлении от 15.10.2018 № 2, представленном в Инспекцию 17.10.2018 и зарегистрированном налоговым органом за номером 5901171020180007, которое и имеется в используемом налоговым органом информационном ресурсе ЕАЭС-обмен.

Как верно отметили суды, ошибка в книге покупок в номере заявления (в части порядкового номера записи о регистрации в течение дня (0007)) не может указывать на недостоверность заявления и не является основанием считать, что в книге покупок указано иное заявление (о ввозе товара и уплате косвенных налогов), так как в отношении заявления в книге покупок имеются другие обязательные реквизиты операции по ввозу товара, позволяющие установить сумму уплаченного налога при ввозе товара, дату заявления – 17.10.2018, которая входит в структуру регистрационного номера) и дату отметки налогового органа об уплате этого налога.

С учетом изложенного суды правомерно признали, что при данных обстоятельствах условия применения спорного вычета по налогу на добавленную стоимость Обществом соблюдены.

Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу № А28-2152/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

О.А. Шемякина

Т.В. Шутикова