НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.05.2011 № А28-9292/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-9292/2010

16 мая 2011 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Фоминой О.П., Чижова И.В.

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного

учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе

Магнитогорске Челябинской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.11.2010,

принятое судьей Шмыриным С.Ю., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011,

принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

по делу № А28-9292/2010

по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда

Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области

(ИНН: 7444033272, ОГРН: 1027402052435)

о взыскании с общества с ограниченной ответственностью

«ЭнергоСтройКомплектОборудование»

(ИНН: 7446049038, ОГРН: 1067446030673)

8885 рублей штрафа

и у с т а н о в и л :

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (далее – Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройКомплектОборудование» (далее – ООО «ЭСКО», Общество) 8885 рублей штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2007 год.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.11.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Пенсионный фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на часть 1 статьи 5, статьи 15, 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статью 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», заявитель жалобы считает, что Управлением полностью соблюдена процедура рассмотрения акта по результатам выездной налоговой проверки, предусмотренная пенсионным законодательством. По его мнению, налоговые органы должны проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 1 января 2010 года;. В данном случае проверка проведена за 2007 год, поэтому у Управления не имелось законных оснований для проведения самостоятельной выездной проверки.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району города Магнитогорска Челябинской области провела выездную налоговую проверку ООО «ЭСКО» по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе правильности исчисления и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за период с 09.10.2006 по 31.12.2008, результаты которой отразила в акте от 25.03.2010 № 11-28.

В ходе проверки установлена неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2007 год.

Сведения о неполной уплате Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переданы налоговым органом в Управление в форме выписки из акта выездной налоговой проверки от 25.03.2010 № 11-28.

Получив указанные сведения, Управление направило в адрес Общества извещение от 28.06.2010 № 13/4854 о рассмотрении 12.07.2010 материалов проверки, проведенной налоговым органом.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки начальник Пенсионного фонда принял решение от 12.07.2010 № 10 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2007 год в виде взыскания штрафа в размере 8885 рублей. В этом же решении Обществу предложено уплатить доначисленные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени.

В адрес Общества Управление направило требование от 06.08.2010 № 9 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа в течение десяти дней с момента его получения.

Неисполнение Обществом требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 82, пунктами 1, 2 статьи 100, пунктами 1, 7, 8, 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 3, пунктами 1, 2 статьи 33, статьей 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что обстоятельства вменяемого Обществу правонарушения Управлением самостоятельно не были установлены, поэтому привлечение страхователя к ответственности является необоснованным.

Апелляционный суд, руководствуясь частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 29, 33, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», указал, что Управление не доказало наличия оснований для привлечения Общества к ответственности, и оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (вступившего в силу с 01.01.2010, далее – Закон № 212-ФЗ), статьями 24 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 213-ФЗ) с 1 января 2010 года отменен единый социальный налог; контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Вместе с тем согласно статье 38 Закона № 213-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 212-ФЗ.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» главным администратором доходов бюджета Фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, выездные налоговые проверки по вопросу правильности исчисления и уплаты единого социального налога, а в том числе и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды до 1 января 2010 года, должны проводиться налоговыми органами.

Таким образом, вывод судов о том, что в данном случае проверку правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год следовало проводить Пенсионному фонду, является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права, однако это не привело к принятию незаконных судебных актов в силу следующего.

Налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении (об отказе в привлечении) страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, поэтому для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанного решения налоговые органы передают сведения о суммах выявленной в ходе проверки задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и документы, подтверждающие ее наличие. Порядок передачи данных сведений утвержден совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 31.08.2010 № АД-30-24/9291, ММВ-22-2/422@.

В рассматриваемом случае указанным документом являлась выписка из акта выездной налоговой проверки Общества от 25.03.2010 № 11-28, которая правомерно принята Пенсионным фондом с целью вынесения решения о привлечении страхователя к ответственности за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Суды правильно указали, что при вынесении решения от 12.07.2010 № 10 о привлечении страхователя к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в сумме 8 885 рублей Пенсионный фонд должен был руководствоваться нормами Закона № 212-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункт 9 статьи 29 Закона № 212-ФЗ).

Суды исследовали представленные в дело доказательства и установили, что из решения Пенсионного фонда от 12.07.2010 № 10 не следует, что при рассмотрении материалов проверки Управление исследовало обстоятельства, указанные в пункте 6  статьи 39 Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, из решения Пенсионного фонда от 12.07.2010 № 10 следует, что ООО «ЭСКО» привлечено к ответственности за совершение правонарушения на основании пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», однако данный пункт признан утратившим силу с 01.01.2010 в соответствии со статьей 27 Закона № 213-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 60 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом.

 Законом № 212-ФЗ предусмотрен бесспорный порядок взыскания штрафных санкций с юридических лиц. Доказательств необходимости взыскания штрафных санкций с ООО «ЭСКО» в судебном порядке в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 и пунктом 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ, Пенсионный фонд не представил.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Управлению в удовлетворении требования о взыскании с Общества штрафа в размере 8885 рублей.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 26.11.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу № А28-9292/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.П. Фомина

И.В. Чижов