ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-1795/2011
16 февраля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Апряткиной Г.С., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от ответчика: ФИО1 (доверенность от 29.12.2011 № 07-31),
от Государственное учреждение – Нижегородское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации:
ФИО2 (доверенность от 15.03.2011 № 117)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –
Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2011,
принятое судьей Олисовым Р.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011,
принятое судьями Бухтояровой Л.В., Большаковой О.А., Кузнецовым В.И.,
по делу № А43-1795/2011
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом Нижегородской области
к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области
о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимости,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –
Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее – ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее – Мингосимущества) о признании права собственности Российской Федерации на нежилое административное здание общей площадью 1326,1 квадратного метра, расположенное по адресу: Нижний Новгород, Нижегородский район, улица Минина/ФИО3, дом 20/3, литер К.
Требование мотивировано тем, что спорный объект не выбывал из федеральной собственности и использовался Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации с 1995 года на праве оперативного управления в качестве обременения права федеральной собственности. Соответственно, регистрация права собственности Нижегородской области на спорный объект 26.07.2004 является незаконной и нарушает права Российской Федерации как собственника федерального имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – НРО ФСС) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление Росреестра).
Руководствуясь статьями 214 (пунктами 1 и 4), 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 и Приложениями № 1, 2 и 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1), постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.1992 № 607, суд решением от 31.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2011, отказал в удовлетворении иска.
Обе судебные инстанции исходили из того, что спорный объект в установленном законом порядке передан из федеральной собственности в государственную собственность Нижегородской области. Решение о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, принятое соответствующим федеральным органом исполнительной власти согласно положениям Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в материалах дела отсутствует. Соответственно, ответчик не представил допустимых доказательств возврата имущества в федеральную собственность из собственности Нижегородской области.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ТУ ФАУГИ по Нижегородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, вывод суда о возникновении права собственности Нижегородской области на указанный объект недвижимости противоречит распоряжению председателя Законодательного собрания Нижегородской области и главы администрации Нижегородской области от 29.12.1994 № 266-р/1786-р, распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом от 25.01.1995 № 68, договору от 01.02.1995 № 64, заключенному Комитетом по управлению государственным имуществом и НРО ФСС, и свидетельству от 20.05.1997 РН № 047197 о государственной регистрации права оперативного управления на здание за НРО ФСС.
Мингосимущества в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность аргументов заявителя и правомерность судебных актов. НРО ФСС в отзыве на кассационную жалобу поддержало кассационную жалобу.
ТУ ФАУГИ и Управление Росреестра, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Из документов кассационного производства усматривается и суд установил, что распоряжением председателя Законодательного собрания Нижегородской области и главы администрации Нижегородской области от 29.12.1994 № 266-р/1786-р Комитету по управлению государственным имуществом администрации Нижегородской области поручено передать по договору в установленном законом порядке в оперативное управление НРО ФСС и медицинской страховой компании «Нижний Новгород» трехэтажное здание (корпус Д) областной детской больницы (улица Минина, 20).
Во исполнение распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Нижегородской области от 25.01.1995 № 68 «О закреплении помещений на праве оперативного управления по адресу: улица Минина, 20» Комитет по управлению государственным имуществом и НРО ФСС заключили договор от 01.02.1995 № 64, по условиям которого по акту приема-передачи от 10.02.1995 НРО ФСС оформило передачу на праве оперативного управления трехэтажного здания (корпус Д), расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Минина, 20, за исключением 300 квадратных метров первого этажа, закрепляемых за медицинской страховой компанией «Нижний Новгород».
За Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации зарегистрировано 20.05.1997 право оперативного управления на здание площадью 1326,1 квадратного метра по указанному адресу.
В соответствии с распоряжением главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода от 01.09.1998 № 3128-рот уточнен почтовый адрес и слова «по улице Минина, 20» заменены словами «по улице Минина/ФИО3, 20/3, литер К».
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижнего Новгорода выдал свидетельство от 12.10.1998 № 23497 о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком для использования названного здания.
На основании выписки из реестра имущества государственной собственности области № 19/2624-01-14, выданной Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, за Нижегородской областью зарегистрировано 26.07.2004 право собственности на нежилое административное здание общей площадью 1326,10 квадратного метра, расположенное по адресу: Нижний Новгород, улица Минина, дом 20/3, литер КК1 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.07.2004 серии 52-АА № 958494).
Согласно выписке из реестра имущества государственной собственности области
№ 19/2624-01-14 названное имущество включено в реестр на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.1992 № 607 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Нижегородской области».
ТУ ФАУГИ посчитало, что Российская Федерация является собственником названного имущества и владеет им в лице НРО ФСС до настоящего времени, и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, в том числе областям (собственность субъекта Российской Федерации). При этом отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов осуществляется в порядке, установленном законом.
Разграничение государственной собственности по уровням собственности надлежало производить в соответствии с постановлением № 3020-1.
Приложениями № 1, 2 и 3 к названному постановлению определен конкретный перечень объектов, которые являются соответственно федеральной и муниципальной собственностью.
Передача объектов в собственность субъекта Российской Федерации осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации, принятого в течение трех месяцев со дня регистрации в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложения Совета народных депутатов соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 постановления № 3020-1).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.1992
№ 607 спорный объект (Областная клиническая больница, Нижний Новгород) передан в государственную собственность Нижегородской области.
Суд дал оценку представленным истцом документам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что данные документы не подтверждают передачу спорного имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность и, соответственно, возникновение права федеральной собственности на это имущество.
Вопреки правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил допустимых доказательств возникновения права федеральной собственности на упомянутое имущество. В деле отсутствует решение о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, принятое соответствующим федеральным органом исполнительной власти согласно положениям Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Таким образом, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения иска о признании права федеральной собственности на спорное имущество.
Доводы ТУ ФАУГИ, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда, получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу № А43-1795/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области – без
удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В. Бабаев
Судьи
Г.С. Апряткина
Д.В. Чернышов