НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 14.10.2010 № А79-3908/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А79-3908/2010

15 октября 2010 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2010.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Масловой О.П.,

судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.

при участии представителя

от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 11.01.2010,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

потребительского кооператива «Цивильское районное потребительское общество»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.06.2010,

принятое судьей Каргиной Н.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010,

принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

по делу № А79-3908/2010

по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития

Чувашской Республики

о привлечении потребительского кооператива «Цивильское районное

потребительское общество» к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении потребительского кооператива «Цивильское районное потребительское общество» (далее – Кооператив, Цивильское райпо) к административной ответственности, предусмотренной в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 01.06.2010 заявленное требование удовлетворено. Кооператив привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Кооператив не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного административным органом требования.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 2 статьи 2.1, части 1 – 3 статьи 28.3 КоАП РФ, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.02.2010 № 34 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 27.08.2009 № 861 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». Кооператив указывает на то, что им приняты все необходимые меры по обеспечению соблюдения требований лицензии. ФИО2 не относится к препаратам, требующим особых условий хранения при пониженной температуре, и может храниться в прохладном месте за первыми столами. Кооператив, ссылаясь на разъяснения Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, считает, что раствор новокаина приобретен до принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.02.2010 № 34 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», поэтому в целях проверки правильности формирования цены данный нормативный правовой акт не применяется. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Министерство, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Кооператив имеет лицензию от 04.12.2008
 № ЛО-21-02-000211 сроком действия до 04.12.2013 на осуществление фармацевтической деятельности.

Министерство 28.04.2010 провело проверку исполнения законодательства о лицензировании при осуществлении фармацевтической деятельности в принадлежащем Кооперативу аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, и установило нарушение лицензионных требований и условий, а именно: в аптечном пункте недостаточно запирающихся шкафов для хранения препаратов списка «Б»; не представлены термометры, поверенные органами метрологического контроля, для регистрации параметров воздуха; допускается превышение предельной розничной надбавки, установленной для аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Чувашской Республики, на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; допускаются нарушения условий хранения лекарственных препаратов. По результатам проверки составлен акт от 28.04.2010 № 17/11-3481.

Усмотрев в действиях Цивильского райпо состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган составил протокол от 28.04.2010 № 17/36-77 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Кооператива к административной ответственности.

Руководствуясь частью 1 статьи 2.1, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, частью 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 2, подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктами 4, 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2135-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», пунктами 2, 7.1, 14 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782, пунктами 1.2, 3.10, 3.19, 5.4, 5.6 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 (далее – Отраслевой стандарт), пунктами 4, 4.5.1, 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 № 377, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.02.2010 № 34 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения и привлек его к административной ответственности, предусмотренной в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее – Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» − «д» пункта 4 Положения.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (подпункты «а», «в» пункта 4 Положения).

В пункте 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» установлено, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).

В силу пункта 3.10 Отраслевого стандарта помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.

Аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 – 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. Все оборудование и внешнее оформление помещений в аптечных организациях должны отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и охраны труда (пункт 3.19 Отраслевого стандарта).

Лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями. К хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков «А» и «Б» предъявляются особые требования (пункты 5.4, 5.6 Отраслевого стандарта).

Требования к организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения на аптечных складах и в аптеках установлены в Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 № 377 (далее – Инструкция).

В подпункте 4.5.1 Инструкции указаны группы лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры.

Согласно подпункту 4.5.2 Инструкции лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 – 20 градусов С) прохладной (или холодной) (12 – 15 градусов С) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения, что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.

Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что в аптечном пункте Кооператива осуществлялось хранение термолабильных препаратов с нарушением условий хранения, отсутствовали термометры, поверенные органами метрологического контроля. Кооператив в отношении раствора для инъекций «Новокаин» допустил превышение предельной розничной надбавки, установленной для аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Чувашской Республики на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Цивильское райпо не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению условий специального разрешения (лицензии) при осуществлении фармацевтической деятельности.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод заявителя кассационной жалобы о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом отклоняется судом округа по следующим основаниям.

В части 3 статьи 28.3 КоАП РФ указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 № 229, предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами и функциями осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности. Приказом Министерства от 19.07.2010 № 447 консультант отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи Минздравсоцразвития Чувашии уполномочена на проведение проверки по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не опровергают вывод судов о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.06.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по делу № А79-3908/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу потребительского кооператива «Цивильское районное потребительское общество» − без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П. Маслова

Судьи

Т.В. Базилева

О.Е. Бердников