43/2023-31362(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А29-15683/2022 18 сентября 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В., судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023
по делу № А29-15683/2022
по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Коми
«Центр обеспечения деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми» (ИНН: 1101056770, ОГРН: 1161101050846)
о признании недействительным решения
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Республике Коми (ИНН: 1101471400, ОГРН: 1021100513774)
и у с т а н о в и л :
Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми» (далее – Центр обеспечения) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственному учреждению – региональному Фонду социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Фонд) о признании недействительным решения о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 01.11.2022 № 110022400004008.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2023 в удовлетворении за-
явленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
Центр обеспечения не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, выплата пособия в излишнем размере произошла по вине ответчика в результате дачи неправильных объяснений на обращение заявителя. Фонд использовал эту ситуацию в целях проведения камеральной проверки, в связи с чем решение, вынесенное по результатам этой проверки, является незаконным и подлежит отмене.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Фонд в возражениях на кассационную жалобу отклонил доводы заявителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ответчиком работнику заявителя Калининой М.Н. выплачены пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на общую сумму 251 589,20 рубля.
В соответствии с заявлениями Калининой М.Н. в реестрах сведений для назначения и выплаты пособий страхователем указана замена расчетного периода, в результате которой все пособия по временной нетрудоспособности рассчитаны исходя из заработка за 2014 и 2015 годы в связи с тем, что Калинина М.Н. находилась в 2015, 2016, 2019 годах в отпусках по беременности и родам, в 2016 и 2017 годах – в отпуске по уходу за ребенком.
Вместе с тем Калинина М.Н. в 2018 году не находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, следовательно, права на замену этого периода она не имеет.
Для расчета пособий по временной нетрудоспособности в 2020 году следовало использовать периоды осуществления деятельности в 2019 и 2018 годах. При этом 2019 год возможно было заменить на любой из периодов 2014 – 2017 годов.
Для расчета пособий по временной нетрудоспособности в 2021 году следовало использовать периоды осуществления деятельности в 2020 и 2019 годах. При этом 2019 год возможно было заменить на 2018 год.
Неправомерная замена лет расчетных периодов повлекла излишнюю выплату пособий по временной нетрудоспособности.
В период с 10.06.2022 по 09.09.2022 Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.01.2020 по 05.04.2022.
Решением от 01.11.2022 ответчик предложил страхователю возместить расходы, излишне понесенные Фондом, в размере 54 389,71 рубля.
Центр обеспечения не согласился с решением Фонда и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1.2, 2, 2.1, 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255- ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об
основах обязательного социального страхования», Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 № 1540 (далее – Положение № 1540), Арбитражный суд Республики Коми признал оспариваемое решение Фонда законным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по временной нетрудоспособности относится к одному из видов страхового обеспечения.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определен в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 255-ФЗ, являются застрахованными лицами.
Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ).
Норма о замене расчетного периода (либо его части) в случае, если в этот период застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, была внесена в часть 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 343-ФЗ).
Согласно пункту 5 Положения № 1540 пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 7 настоящего Положения (далее – расчетный период).
Пунктом 7 Положения № 1540 предусмотрено, что в случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
С учетом изложенного суды правильно посчитали, что для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком учитывается средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период).
Изначально расчетный период для исчисления среднего заработка застрахованного лица должен непосредственно предшествовать году наступления страхового случая, поэтому замена лет (года), составляющих этот расчетный период, может быть произведена на годы (год) непосредственно предшествующие этому расчетному периоду, то есть на годы (год) последовательно следующие перед годами (годом), подлежащими учету для исчисления среднего заработка, но в которых (котором) застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.
Правильность составленного ответчиком расчета заявителем не оспаривается.
Центр обеспечения считает, что в рассмотренном случае отсутствуют основания возвращать излишне начисленные пособия, поскольку выплата пособия в излишнем размере произошла в результате неправильных письменных разъяснений ответчика.
Вместе с тем разъяснения не являются нормативным актом и не имеют юридической силы, а представляют собой толкование закона.
Суды верно указали, что предполагаемое Центром обеспечения ненадлежащее рассмотрение обращения со стороны ответчика по вопросу правильности исчисления среднего заработка само по себе не является основанием для признания недействительным решения, вынесенного по результатам камеральной проверки.
С учетом изложенного суды обоснованно признали соответствующим закону решение Фонда о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 01.11.2022 № 110022400004008.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу № А29-15683/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. Соколова
Судьи О.А. Шемякина
Т.В. Шутикова