АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А28-16424/2021
18 сентября 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: ФИО1 (доверенность от 01.07.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Нововятич»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023
по делу № А28-16424/2021
по иску Территориального управления администрации города Кирова по Нововятскому району (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Нововятич»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 431 536 рублей 53 копеек и признании недействительными соглашений,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –Департамент финансов администрации города Кирова (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
и у с т а н о в и л :
Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району (далее – Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Нововятич» (далее – ООО «Нововятич», Общество) о признании недействительными соглашений от 10.07.2020 № 2, от 08.10.2020 № 3, от 04.12.2020 № 4 о предоставлении субсидии и применении последствий недействительности сделок, о взыскании с Общества средств субсидий, предоставленных по указанным соглашениям, в общей сумме 431 536 рублей 53 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов администрации города Кирова (далее – Департамент).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2023 исковые требования Территориального управления удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 01.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неполно установили обстоятельства дела. По его мнению, цели предоставления субсидии достигнуты, принцип адресности предоставления бюджетных средств соблюден. Нарушения бюджетного законодательства Обществом не допущено.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Территориальное управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент в отзыве отклонил доводы заявителя, представил ходатайство о рассмотрении спора без участия его представителей.
Территориальное управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО «Нововятич» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***> и является правопреемником МУП «Нововятич».
В Территориальное управление 07.07.2020, 28.09.2020, 30.11.2020 поступили заявки МУП «Нововятич» на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Указанными заявками предприятие подтвердило, что по состоянию на 01.06.2020, 01.09.2020 и 01.11.2020 МУП «Нововятич» соответствует требованиям, установленным пунктом 2.2.5 Порядка № 1595-п, в том числе размер оплаты труда работников составляет 1,5-2 МРОТ и выше (пункт 13.4 заявок). К заявкам приложены выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по мету ее нахождения, устав МУП «Нововятич».
Территориальное управление (главный распорядитель бюджетных средств) и МУП «Нововятич» (получатель) 10.07.2020, 08.10.2020 и 04.12.2020 заключили соглашения № 2, 3 и 4 соответственно, предметом которых является предоставление из бюджета муниципального образования «Город Киров» в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат МУП «Нововятич», связанных с выплатой заработной платы несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет в период их временного трудоустройства в свободное от учебы время на территории муниципального образования «Город Киров».
В силу пункта 1.2 соглашений субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств как получателю средств бюджета муниципального образования «Город Киров», на цели, указанные в подразделе 1.1 соглашений, в общем размере 431 536 рублей 53 копеек.
Пунктом 1.3 соглашений определено, что субсидия предоставляется при соблюдении получателем условий, установленных Порядком № 1595-п.
Субсидии в согласованном размере перечислены МУП «Нововятич», что подтверждается платежными поручениями от 05.08.2020 № 929, от 26.08.2020 № 1040, от 24.09.2020 № 1184, от 05.11.2020 № 1377, от 02.12.2020 № 1505, от 25.12.2020 № 1721.
В период с 02.07.2021 по 29.07.2021 на основании приказа начальника Департамента от 29.06.2021 № 150 «О назначении встречных проверок» должностным лицом Департамента в отношении ООО «Нововятич» проведена плановая выездная проверка предоставления из бюджета муниципального образования «Город Киров» субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в случае организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении.
По результатам проверки установлено нарушение требований подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.2.5 Порядка № 1595-п, пункта 6.9 постановления администрации города Кирова от 23.01.2020 № 130-п, а именно: на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, ежемесячный размер оплаты труда работников МУП «Нововятич» составляет ниже 1,5 МРОТ.
Результаты проверки отражены в акте встречной проверки от 29.07.2021.
Департамент 11.10.2021 выдал Территориальному управлению предписание № 7, согласно которому последнему предписано в срок не позднее 24.12.2021 принять меры по возмещению причиненного ущерба муниципальному образованию «Город Киров» в общей сумме 431 536 рублей 53 копеек, в том числе мер, предусматривающих направление требований о возврате средств к ООО «Нововятич», необоснованно их получившим.
Территориальное управление 01.11.2021 направило в адрес Общества требование о возврате средств субсидии, предоставленной из бюджета муниципального образования «Город Киров», в сумме 431 536 рублей 53 копеек, которое получено ответчиком 16.11.2021.
В добровольном порядке средства субсидии Обществом не возвращены, что послужило Территориальному управлению основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 166, 167, 168, 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), разъяснениями, изложенными в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Порядком предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Город Киров» работодателям для организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 15.05.2017 № 1595-п, Арбитражный суд Кировской области удовлетворил иск.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Следовательно, нарушение условий либо порядка предоставления субсидий является основанием недействительности договора, заключенного по результатам процедуры конкурсного отбора. Аналогичный вывод сделан в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 № 308-ЭС17-1192 по делу № А20-4753/2015.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В силу пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Порядок предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Город Киров» работодателям для организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, утвержден постановлением администрации города Кирова от 15.05.2017 № 1595-п (далее – Порядок № 1595-п).
Согласно пункту 1.3 Порядка № 1595-п целью предоставления субсидии работодателям является создание ими временных рабочих мест для подростков.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования «Город Киров» на текущий финансовый год на цели, указанные в подразделе 1.3 настоящего Порядка (пункт 1.4 Порядка № 1595-п).
В силу пункта 1.5 Порядка № 1595-п в качестве работодателей (в целях получения субсидии) для организации временного трудоустройства подростков могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений в соответствии со статьей 78 БК РФ.
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, является территориальное управление администрации города Кирова по соответствующему району (пункт 1.6 Порядка № 1595-п).
Условия предоставления субсидии определены разделом 2 Порядка № 1595-п.
На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка № 1595-п субсидия предоставляется работодателям на возмещение части затрат, связанных с выплатой заработной платы подросткам в период их временного трудоустройства на территории муниципального образования «Город Киров». Работодатели проходят конкурсный отбор для организации временного трудоустройства подростков проводимый организатором.
Согласно пункту 2.2.5 Порядка № 1595-п критериями отбора работодателей являются: подача заявки в сроки, установленные организатором; соответствие поданных документов перечню, указанному в пункте 2.2.3 подраздела 2.2 раздела 2 настоящего Порядка; соответствие работодателей на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, следующим требованиям:
работодатели (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, не имеющих в штате сотрудников) не должны иметь просроченной задолженности по заработной плате, размер оплаты труда работников должен составлять не ниже 1,5 – 2 МРОТ (за исключением общественных организаций инвалидов);
работодатели не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
работодатели не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в подразделе 1.3 раздела 3 настоящего Порядка;
работодатели не должны иметь недоимку по налоговым платежам в бюджет муниципального образования «Город Киров».
В пункте 2.2.3 Порядка № 1595-п определено, что для участия в отборе работодателю необходимо представить организатору: заявку с расчетом предполагаемых затрат на временное трудоустройство подростков (приложение № 1); копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, копию устава юридического лица, заверенные печатью и подписью руководителя; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, взятую не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявки. Ответственность за достоверность представляемых сведений возлагается на работодателя.
Основанием для отказа работодателю в получении субсидии является несоответствие работодателя и представленных для отбора документов критериям отбора, указанным в пункте 2.2.5, а также недостоверность предоставленных для отбора сведений (пункт 2.2.6 Порядка № 1595-п).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные доказательства, установив, что размер оплаты труда работников МУП «Нововятич» на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, фактически был ниже 1,5 МРОТ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что МУП «Нововятич» для участия в отборе представило недостоверные сведения.
Ссылка Общества на отсутствие умысла искажения предоставленной информации и отсутствия нецелевого использования денежных средств признана судами несостоятельной, поскольку факта представления недостоверных сведений не опровергает.
При этом суды указали, что причины предоставления недостоверных сведений, отсутствие умысла на незаконное получение субсидии, как и отсутствие нецелевого использования средств, в данном случае значения не имеют и не освобождают Общество от обязанности по возврату субсидии в бюджет.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые сделки ничтожными, как заключенные с нарушением требований бюджетного законодательства, и обоснованно взыскали с ответчика 431 536 рублей 53 копеек субсидии.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу № А28-16424/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нововятич» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью «Нововятич».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В. Соколова
Судьи
О.А. Шемякина
Т.В. Шутикова