НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 11.02.2015 № А31-4037/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А31-4037/2014

16 февраля 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.

при участии представителей

от заявителя: Елизаровой С.А. (доверенность от 08.05.2014 № 15),

от заинтересованного лица: Ершовой Т.Н. (доверенность от 12.01.2015 № 12),

Шуляк Н.С. (доверенность от 12.01.2015 № 11)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.07.2014,

принятое судьей Зиновьевым А.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014,

принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

по делу № А31-4037/2014

по заявлению закрытого акционерного общества «Экохиммаш»

(ИНН: 4402000209, ОГРН: 1024401232360)

о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной

налоговой службы № 7 по Костромской области и Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области

и у с т а н о в и л :

закрытое акционерное общество «Экохиммаш» (далее – ЗАО «Экохиммаш», Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области (далее – Инспекция) от 23.01.2014 № 16982 и Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее – Управление) от 27.03.2014.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 21.07.2014 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 7, 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 2 Соглашения от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», заключенного между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан, пункт 1 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» и пункт 2 Протокола от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов». По его мнению, Общество не представило полный пакет документов, установленный нормами международного соглашения, необходимый для подтверждения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при экспорте товара, поскольку в заявлении о ввозе товаров не заполнен третий раздел; отсутствие обязательных, надлежащим образом оформленных документов не может быть восполнено посредством представления иных, не предусмотренных законом документов.

Подробно позиция Инспекции изложена в кассационной жалобе и поддержана ее представителями в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.02.2015.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Экохиммаш» 08.08.2013 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию № 3 по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2013 года, в которой Общество заявило применение налоговой ставки ноль процентов по товарам, реализованным в страны Таможенного союза на сумму 13 476 805 рублей.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанной декларации, по результатам которой составила акт от 22.11.2013 № 13384.

В ходе проверки установлено, что Общество не подтвердило право на применение ставки ноль процентов в связи с не заполнением третьего раздела заявления о ввозе товаров таможенной декларации, что повлекло отказ в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

По результатам проверки начальник Инспекции принял решение от 23.01.2014 № 16982 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 303 782 рублей. В этом же решении Обществу предложено уплатить 1 536 820 рублей налога на добавленную стоимость и 85 760 рублей пеней.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 26.02.2014 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.

ЗАО «Экохиммаш» не согласилось с принятыми Инспекцией и Управлением решениями и обжаловало их в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 7, 93, 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», пунктами 1,5 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» и пунктами 1, 2 Протокола от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов», Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что Общество представленными документами подтвердило правомерность применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 – 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

В соответствии со статьей 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Реализация товаров в страны Таможенного союза регулируется Соглашением от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», заключенным между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан (далее – Соглашение от 25.01.2008).

В статье 2 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Согласно статье 4 Соглашения от 25.01.2008 порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

В силу пункта 1 статьи 1 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол о взимания косвенных налогов) при экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

На основании пункта 2 статьи 1 Протокола о взимания косвенных налогов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии): договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена таможенного союза; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление о ввозе товаров) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов таможенного союза); транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза.

В пункте 5 Протокола о взимания косвенных налогов установлено, что налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства – члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства – члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

В соответствии со статьей 6 Соглашения обмен информацией между налоговыми органами стран-участников таможенного союза, включающий также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным межведомственным протоколом.

Согласно статье 1 Протокола от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее – Протокол об обмене информацией) обмен информацией, необходимой для обеспечения полноты сбора косвенных налогов в странах-участниках, предусмотрен в электронном виде по каналам связи.

В статье 2 Протокола об обмене информацией указано, что налоговые органы государств – членов таможенного союза обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств – членов таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов. Обмен информацией осуществляется между налоговыми органами ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Налоговые органы обеспечивают полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств – членов таможенного союза.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество представило в Инспекцию с налоговой декларацией все документы, перечисленные в пункте 2 статьи 1 Протокола о взимания косвенных налогов. Единственным основанием для вынесения Инспекцией решения от 23.01.2014 № 16982 явилось отсутствие заполненного 3 раздела заявления о ввозе товаров.

Между тем, факты совершения поставки ЗАО «Экохиммаш» (реальность хозяйственной операции) в рамках договора комиссии, заключенного с ООО «ТЗК Экохиммаш» (комиссионером), а также полной уплаты покупателями косвенных налогов подтверждены материалами дела и не оспариваются налоговым органом. Принадлежность экспортированного товара ЗАО «Экохиммаш» Инспекция также не оспаривает.

Представленные с заявлением о ввозе товаров документы (договоры, а также транспортные документы, в которых отправителем указано ЗАО «Экохиммаш», отчет комиссионера) позволяют идентифицировать поставщика товара, покупателя и конкретную сделку.

Доказательств того, что ООО «ТЗК Экохиммаш» (комиссионер, от имени которого заключен договор поставки) заявляло об экспортном обороте в данном налоговом периоде и обращалось за возмещением указанных сумм налога из бюджета, Инспекция не представила.

Судами также установлено, что ЗАО «Экохиммаш» и его комиссионер приняли все зависящие от них меры по информированию иностранных контрагентов о реализации товаров через комиссионера, все данные, необходимые для заполнения раздела 3 заявления о ввозе товаров, были доведены до покупателя путем представления копии договора комиссии от 28.04.2012 № 32.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что Общество документально подтвердило правомерность применения им нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость.

Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод Инспекции о том, что Обществом не был представлен полный пакет документов, необходимых для подтверждения права на нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость, подлежит отклонению, поскольку нарушение, допущенное покупателем при заполнении заявления, не опровергает факта его представления в налоговый орган в пакете документов.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования о признании недействительными оспариваемых решений налоговых органов.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 21.07.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 по делу № А31-4037/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Костромской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.В. Шутикова

Судьи О.Е. Бердников

Ю.В. Новиков