НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 07.04.2009 № А29-1221/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-1221/2008

10 апреля 2009 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим

налогоплательщикам по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008,

принятое судьей Борлаковой Р.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008,

принятое судьями Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Караваевой А.В.,

по делу № А29-1221/2008

по заявлению открытого акционерного общества «Шахта Воргашорская»

о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной

налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми

от 30.01.2008 № 69

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Шахта Воргашорская» (далее – ОАО «Шахта Воргашорская», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) от 30.01.2008 № 69.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», пункты 1, 3, 12, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 № 672 «О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года» (далее – Постановление № 672); не применили подлежащую применению статью 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; не учли позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Министерства финансов Республики Коми по вопросу реструктуризации. По его мнению, сумма пеней, начисленная за период с 01.01 по 30.04.2005 на сумму реструктурированной задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и не включенная в график реструктуризации, после досрочного погашения реструктурированной задолженности подлежит уплате в общем порядке.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Общество отзыв на кассационную жалобу в суд не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция на основании Постановления № 672 приняла решение от 28.11.2005 № 6 о предоставлении ОАО «Шахта Воргашорская» права на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам, сборам, иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, в том числе по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 183 069 938 рублей.

В связи с досрочным погашением (в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации) Обществом всей реструктурированной задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также 15 процентов задолженности по пеням, начисленным на указанную задолженность по состоянию на 01.01.2005, Инспекция решением от 19.12.2007 произвела списание оставшейся суммы реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вместе с тем за период с 01.01 по 30.04.2005, не предусмотренный Постановлением № 672, на сумму реструктурированной задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации Инспекция начислила пени в сумме 8 787 357 рублей 09 копеек, об уплате которых выставила требование от 30.01.2008 № 69.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного требования недействительным.

Руководствуясь статьями 61, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и Постановлением № 672, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о неправомерном направлении Обществу спорного требования об уплате пеней.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

Согласно статье 61 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

В пункте 1 статьи 124 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» Правительству Российской Федерации предоставлено право провести в 2005 году реструктуризацию задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму вышеуказанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.

Во исполнение названной нормы Правительство Российской Федерации утвердило Постановление № 672, в котором установило порядок и сроки проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций.

В пункте 4 Постановления № 672 указано, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей и погашения 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение 5 лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации задолженности, а по оставшейся сумме начисленных пеней и штрафов – в размере 85 процентов – в течение двух последующих лет.

Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.

В пункте 12 Постановления № 672 закреплено, что организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом, в случае погашения организацией, в частности, всей реструктурируемой задолженности по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и 15 процентов начисленных пеней и штрафов в течение четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности, налоговым органом производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму реструктурируемой задолженности, по иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Списание задолженности по пеням и штрафам производится налоговым органом в течение семи дней с даты погашения необходимой для осуществления списания задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Следовательно, при выполнении организацией названных условий списанию подлежит вся сумма пеней, начисленных на реструктурированную задолженность, независимо от сроков, за которые они начислены.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество произвело досрочное погашение (в течение четырёх лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) реструктурируемой задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, образовавшейся по состоянию на 01.07.2003, а также 15 процентов задолженности по пеням, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 01.01.2005; спорная сумма пеней (8 787 357 рублей 09 копеек) начислена налоговым органом на задолженность Общества, включенную в решение о реструктуризации.

Данные обстоятельства соответствуют материалам дела и Инспекцией не оспариваются.

Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что требование от 30.01.2008 № 69 выставлено налоговым органом необоснованно.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Довод Инспекции о том, что суды не учли позицию Министерства финансов Республики Коми, изложенную в письме от 28.02.2008 № 04-03/1277, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку Министерство финансов Республики Коми не является органом, уполномоченным давать обязательные к применению разъяснения относительно порядка применения Постановления № 672, на основании которого проводилась реструктуризация задолженности Общества.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008 по делу № А29-1221/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Н.Ш. Радченкова

А.И. Чиграков