АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А28-13776/2021
13 сентября 2023 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от администрации муниципального образования «Город Киров»:
Беспятых Е.А. (доверенность от 28.12.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Контрольно-счетной палаты Кировской области и
администрации муниципального образования «Город Киров»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.12.2022
и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023
по делу № А28-13776/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения «Управление дорожной и
парковой инфраструктуры города Кирова»
(ИНН: 4345288563, ОГРН: 1104345019184)
о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты Кировской области (ИНН: 4345119004, ОГРН: 1054316914717),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство транспорта Кировской области
(ИНН: 4345110989, ОГРН: 1054316677601),
администрация муниципального образования «Город Киров»
(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238),
Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
Кировской области
(ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641),
и у с т а н о в и л :
муниципальное казенное учреждение «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании частично недействительным представления Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее – КСП Кировской области, Контрольно-счетная палата) от 01.10.2021 № 01-07/557.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Кировской области, администрация муниципального образования «Город Киров» (далее – Администрация), Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.12.2022 представление КСП Кировской области от 01.10.2021 № 01-07/557 признано незаконным в части обязания возвратить средства иных межбюджетных трансфертов, израсходованных на оплату работ по ремонту объекта «улица Тренера Пушкарева от дома 6 до дома 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова» в сумме 1 135 545 рублей; по устройству пожарного пирса и подъездных путей в сумме 956 073 рублей 50 копеек; по установке бортовых камней на объекте «набережная реки Вятки улица Тренера Пушкарева Нововятского района» в сумме 61 394 рублей; по установке цветочниц на объекте «набережная реки Вятки улица Тренера Пушкарева Нововятского района» в сумме 5170 рублей; по установке светильников на опорах на объекте «набережная реки Вятки улица Тренера Пушкарева Нововятского района» в сумме 57 885 рублей; по ремонту объекта «улица Шорина от улицы Дзержинского до улицы Уральской и от улицы Правды до дома 4 по улице Шорина» в сумме 1963 рублей; в части обязания принять меры по взысканию с подрядчиков пеней за просрочку исполнения обязательств.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 решение суда первой инстанции изменено: признано незаконным представление Контрольно-счетной палаты Кировской области от 01.10.2021 № 0107/557 в части возврата средств иных межбюджетных трансфертов, израсходованных на оплату следующих работ: по устройству пожарного пирса и подъездных путей в сумме 956 073 рублей 50 копеек; по установке бортовых камней на объекте «набережная реки Вятки улица Тренера Пушкарева Нововятского района» в сумме 61 394 рублей; по установке цветочниц на объекте «набережная реки Вятки улица Тренера Пушкарева Нововятского района» в сумме 5170 рублей; по установке светильников на опорах на объекте «набережная реки Вятки улица Тренера Пушкарева Нововятского района» в сумме 57 885 рублей; по ремонту улицы Шорина от улицы Дзержинского до улицы Уральской и от улицы Правды до дома № 4 по улице Шорина в сумме 1963 рублей, а также в части возложения обязанности принять меры по взысканию с подрядчиков пеней за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту от 02.11.2020 № Ф.2020.011616 – в сумме 2072 рублей 01 копейки, по муниципальному контракту от 14.07.2019 № Ф.2019.007630 – в сумме 30 451 рубля 02 копеек; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого представления в части нецелевого использования бюджетных средств на ремонт проезда к ДК «Металлургов» и работ на земельном участке по улице Тренера Пушкарева в городе Кирове от дома № 6 до № 4 и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Администрация настаивает на том, что муниципальным контрактом от 16.03.2020 № Ф.2020.000906 предусмотрен ремонт улично-дорожной сети улицы Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральской протяженностью 750 метров, в которую включены проезды к ДК «Металлургов». Проезды по улице Металлургов расположены в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и относятся к улицам и дорогам местного значения. Объем выполненных работ по объекту «ремонт улицы Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральской» протяженностью 750 метров был полностью учтен при реализации регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» в 2020 году, а выполнение указанных работ увеличило нормативное состояние улично-дорожной сети. Относительно вывода о нецелевом расходовании денежных средств на проведение работ на земельном участке по улице Тренера Пушкарева города Кирова от дома № 6 до дома № 4 Администрация указывает, что муниципальной программой «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» предусмотрен ремонт указанного объекта. Автомобильная дорога по улице Тренера Пушкарева включена в перечень дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Киров». В отношении данного земельного участка установлен публичный сервитут. Ремонт улицы Тренера Пушкарева города Кирова от дома № 6 до дома № 4 был выполнен на основании дефектной ведомости, заключения государственной экспертизы, заявки на осуществление закупки, сметного расчета, муниципального контракта, соответственно, бюджетные средства направлены на достижение целей по ремонту улично-дорожной сети города.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Контрольно-счетная палата посчитала незаконными принятые судебные акты в части признания недействительным оспариваемого представления в отношении возврата бюджетных средств на оплату работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей в сумме 956 073 рублей 50 копеек и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, вместо благоустройства общественной территории Учреждение израсходовало часть субсидии из областного бюджета на создание объекта капитального строительства (пожарный пирс и подъездные пути к нему), не относящегося ни к благоустройству, ни к общественной территории. Набережная реки Вятка по улице Тренера Пушкарева, а также пожарный пирс не имеют государственной регистрации в качестве объекта недвижимости; пирс не служит сооружением берегоукрепления, поэтому не является частью набережной. Мероприятия по устройству пожарного пирса и подъездных путей были внесены в проект благоустройства набережной реки Вятка по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова на основании предписания ГУ МЧС № 283/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности и предотвращению угрозы возникновения пожара. Следовательно, выделенная из областного бюджета субсидия была использована Учреждением на обеспечение мер пожарной безопасности, которые должны финансироваться из местного бюджета.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
КСП Кировской области в отзыве на кассационную жалобу Администрации возразила относительно приведенных в ней доводов.
Учреждение, КСП Кировской области, Министерство транспорта Кировской области, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/833 утверждена государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 – 2021 годы (далее - Государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» № 189/833).
Впоследствии взамен данной программы постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2020 № 133-П утверждена государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» (далее – Государственная программа Кировской области «Развитие транспортной системы» № 133-П).
Администрация постановлением от 01.02.2016 № 224-п утвердила муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» (далее – Муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 224-п), а постановлением от 18.10.2019 № 2579-п – муниципальную программу «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» на 2020 – 2024 годы (далее – Муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 2579-п).
Министерство транспорта Кировской области и Администрация заключили соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Киров» на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» от 29.03.2019 № 047 (с учетом дополнительных соглашений от 11.10.2019, от 20.05.2020) (далее – Соглашение № 047), от 29.03.2019 № 048 (с дополнительными соглашениями от 17.07.2019, от 29.07.2019, от 20.08.2020) (далее – Соглашение № 048).
Постановлением Правительства Кировской области от 31.08.2017 № 449-П утверждена государственная программа Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» на 2018 – 2022 годы» (далее – Государственная программа Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» № 449-П).
Постановлением Администрации от 24.11.2017 № 4282-п утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» на 2018 – 2024 годы» (далее – Муниципальная программа «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» № 4282-п).
Между Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержку формирования современной городской среды из бюджета Кировской области местному бюджету от 30.03.2019 № 33701000-1-2019-007 (с изменениями от 13.08.2019, от 25.09.2019, от 28.10.2019, от 05.12.2019, от 26.12.2019) (далее – Соглашение № 33701000-1-2019-007).
В соответствии с уставными целями и в рамках переданных Администрацией полномочий, являясь получателем средств иных межбюджетных трансфертов, Учреждение заключило и реализовало в части принятия и оплаты работ муниципальные контракты:
- от 05.11.2019 № Ф.2019.014317 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в городе Кирове (в том числе улицы Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженностью 374 метра, общей площадью 2484,6 квадратного метра);
- от 16.03.2020 № Ф.2020.000906 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в городе Кирове (в том числе ремонт улицы Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская города Кирова, площадью 11 036 квадратных метров, протяженностью 750 метров);
- от 14.07.2019 № Ф.2019.007630 на выполнение работ по благоустройству набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова (в том числе устройство пирса и подъездных путей);
- от 01.07.2019 № Ф.2019.006710 на выполнение работ по ремонту тротуаров в городе Кирове;
- 09.08.2019 № Ф2019.009459 на выполнение работ по благоустройству территории Кочуровского парка.
КСП Кировской области в отношении Учреждения провела проверку законности и результативности использования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету города Кирова в 2019, 2020 годах и истекшем периоде 2021 года, в ходе которой установила, в том числе, следующие нарушения:
1) в нарушение статей 38, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 2 Методики распределения и правил предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области», утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2018 № 190-П (далее – Правила № 190-П), пункта 3.1.3 Государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы» № 133-П, пунктов 1.1 Соглашений № 047 и 048 средства иных межбюджетных трансфертов израсходованы Учреждением не по целевому назначению, а именно:
1.1) Учреждением произведены расходы на оплату ремонта земельного участка, относящегося к территории многоквартирного жилого дома, в рамках ремонта объекта «улица Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженностью 374 метра, общей площадью 2484,6 квадратного метра» (по муниципальному контракту от 05.11.2019 № Ф.2019.014317) в сумме 1 445 021 рубль, в том числе за счет средств федерального бюджета – 14 941 рубль, за счет средств областного бюджета – 1 120 604 рубля.
КСП Кировской области пришла к выводу о том, что оплата ремонта данного земельного участка не соответствует целям использования средств, установленным Соглашением № 047, так как он не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, не входит в перечень мероприятий Муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 224-п и не влияет на достижение показателей Соглашения № 047. В этой связи в соответствии со статьей 306.4 БК РФ расходы средств федерального и областного бюджетов на общую сумму 1 135 545 рублей являются нецелевым использованием бюджетных средств.
1.2) Учреждением произведены расходы на оплату ремонта проездов у ДК «Металлургов» в рамках ремонта объекта «улица Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская в городе Кирове, площадью 11 036 квадратных метров, протяженностью 750 метров» (по муниципальному контракту от 16.03.2020 № Ф.2020.000906) в сумме 3 243 404 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 933 068 рублей 78 копеек, за счет средств областного бюджета – 1 028 159 рублей 07 копеек.
КСП Кировской области пришла к выводу о том, что оплата ремонта проездов у ДК «Металлургов» не соответствует целям использования средств, установленным Соглашением № 047, так как проезды не являются автомобильной дорогой общего пользования местного значения, не входят в перечень мероприятий Муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 2579-п и не оказывают влияния на достижение показателей Соглашения № 047. В этой связи в соответствии со статьей 306.4 БК РФ расходы средств федерального и областного бюджетов на общую сумму 2 961 227 рублей 85 копеек являются нецелевым использованием бюджетных средств.
2) В нарушение статей 38, 139 БК РФ, пункта 2.1 Правил предоставления и распределения субсидий на поддержку формирования современной городской среды, являющихся приложением № 2 к Государственной программе Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» на 2018 – 2022 годы» № 449-П (далее – Правила предоставления и распределения субсидий № 449-П), раздела 3 Государственной программы Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» на 2018 – 2022 годы» № 449-П, пункта 1.2 Соглашения № 33701000-1-2019-007 средства субсидии израсходованы Учреждением не по целевому назначению, а именно расходы на оплату работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей в рамках объекта «Благоустройство набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова» (по муниципальному контракту от 14.07.2019 № Ф.2019.007630) в сумме 1 006 393 рубля 20 копеек, в том числе за счет средств областного бюджета – 956 073 рубля 50 копеек.
Проверкой установлено, что оплата работ по устройству пожарного пирса подъездных путей не соответствует целям использования средств, установленным Соглашением № 33701000-1-2019-007, так как пожарный пирс не является территорией общего пользования и не относится к общественным территориям (предназначен для установки и дальнейшего забора воды пожарными автомобилями для целей пожаротушения), не входит в адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, Муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» на 2018 – 2024 годы» № 4282-п, не влияет на достижение показателей Соглашения № 33701000-1-2019-007. Таким образом, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ расходы средств областного бюджета в сумме 956 073 рублей 50 копеек являются нецелевым использованием бюджетных средств.
3) В нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 7 статьи 34 и статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий муниципальных контрактов Учреждением не предъявлены подрядчикам пени за просрочку исполнения обязательств в общей сумме 106 352 рубля 30 копеек, в том числе: в сумме 2072 рубля 01 копейка – по муниципальному контракту от 02.11.2020 № Ф.2020.011616; в сумме 67 800 рублей 25 копеек – по муниципальному контракту от 01.07.2019 № Ф.2019.006710; в сумме 6029 рублей 02 копейки – по муниципальному контракту от 09.08.2019 № Ф2019.009459; в сумме 30 451 рубль 02 копейки – по муниципальному контракту от 14.07.2019 № Ф.2019.007630.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 02.09.2021 и вынесено представление от 01.10.2021 № 01-07/557, в котором Учреждению предложено:
- обеспечить возврат в областной бюджет средств иных межбюджетных трансфертов на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области», полученных на основании Соглашений № 047 и 048, и израсходованных нецелевым образом на оплату ремонта земельного участка, относящегося к территории многоквартирного жилого дома в рамках ремонта объекта «улица Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженностью 374 метра, общей площадью 2484,6 квадратного метра» и на оплату ремонта проездов у ДК «Металлургов» в рамках ремонта объекта «улица Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская в города Кирове, площадью 11 036 квадратных метров, протяженностью 750 метра», в общей сумме 4 096 772 рубля 85 копеек (пункт 2);
- обеспечить возврат средств субсидии на поддержку формирования современной городской среды, полученных на основании Соглашения № 33701000-1-2019-007 и израсходованных нецелевым образом на оплату работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей, на оплату работ по благоустройство дворовой территории дома № 76 по улице Советская Нововятского района города Кирова в рамках объекта «Благоустройство набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова», в общей сумме 991 310 рублей 90 копеек (пункт 3);
- принять необходимые меры по соблюдению требований БК РФ, Федерального закона № 44-ФЗ и условий контрактов о взыскании с подрядчиков пени за просрочку исполнения обязательств в общей сумме 106 352 рубля 30 копеек, в том числе: в сумме 2072 рубля 01 копейка – по муниципальному контракту от 02.11.2020 № Ф.2020.011616; в сумме 67 800 рублей 25 копеек – по муниципальному контракту от 01.07.2019 № Ф.2019.006710; в сумме 6029 рублей 02 копейки – по муниципальному контракту от 09.08.2019 № Ф2019.009459; в сумме 30 451 рубль 02 копейки – по муниципальному контракту от 14.07.2019 № Ф.2019.007630 (пункт 6).
Полагая, что представление КСП Кировской области не соответствует закону и нарушает права Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 139, 162, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 314, 330, 408, 708, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьей 18 Закона Кировской области от 27.09.2011 № 46-ЗО «О Контрольно-счетной палате Кировской области», постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Арбитражный суд Кировской области частично удовлетворил заявленное требование, признав, в частности, недействительным оспариваемое предписание в части нецелевого использования бюджетных средств на осуществление работ по ремонту улицы Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 Нововятского района города Кирова в сумме 1 135 545 рублей и работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей в сумме 956 073 рублей 50 копеек.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, изменил решение суда первой инстанции, признав, в частности, обоснованными выводы КСП Кировской области о нецелевом использовании средств на ремонт улицы Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу подпунктов 2, 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В пункте 1.1 описательной части представления Учреждению вменено нарушение, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств, а именно: произведение расходов на оплату ремонта земельного участка, относящегося к территории многоквартирного жилого дома, в рамках ремонта объекта «улица Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженностью 374 метра, общей площадью 2484,6 квадратного метра» (муниципальный контракт от 05.11.2019 № Ф.2019.014317) в сумме 1 445 021 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета – 14 941 рубль, за счет средств областного бюджета – 1 120 604 рубля.
Пунктом 3.1.8 Государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы» № 189/833 установлено, что проект «Дорожная сеть Кировской области» реализуется с 2019 года в рамках регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» в целях выполнения требований федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Реализация регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» осуществляется посредством выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог на дорожной сети регионального или межмуниципального значения, а также на дорожной сети Кировской городской агломерации, в том числе с включением мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3.1.3 Государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы» № 133-П региональный проект «Дорожная сеть Кировской области» реализуется в рамках федерального проекта «Дорожная сеть», входящего в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В рамках регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» планируются:
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Кировской городской агломерации. Мероприятие реализуется путем предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области». Методика распределения и правила предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов утверждаются Правительством Кировской области;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, расположенных в границах Кировской городской агломерации;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, расположенных вне границ Кировской городской агломерации, включенных в региональный проект «Дорожная сеть Кировской области» в порядке, установленном Правительством Кировской области.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 190-П иные межбюджетные трансферты предоставляются Министерством транспорта Кировской области бюджетам городских округов, расположенных на расстоянии менее 50 километров от областного центра (в том числе муниципальному образованию «Город Киров») (далее – муниципальные образования), на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» в целях выполнения требований федерального проекта «Дорожная сеть», входящего в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Согласно пункту 1.1 Соглашения № 047 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 – 2021 годах бюджету муниципального образования «Город Киров» иного межбюджетного трансферта на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области», обеспечивающего достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета, в рамках государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 – 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/833.
Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению № 2 к настоящему Соглашению, утвержденным постановлением Администрации от 01.02.2016 № 224-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» (пункт 1.2 Соглашения № 047).
Согласно приложению № 2 к Соглашению № 047 результатом регионального проекта является увеличение доли протяженности дорожной сети Кировской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к ее транспортно-эксплуатационному состоянию на территории муниципального образования «Город Киров».
В пункте 1.1 Соглашения № 048 предусмотрено, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 – 2021 годах бюджету муниципального образования «Город Киров» иных межбюджетных трансфертов на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 815 04 09 13ЯЕ1117200 540 в рамках государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 – 2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/833.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях достижения значения результатов регионального проекта в соответствии с приложением № 1 к Соглашению № 047.
Апелляционный суд установил и материалам дела не противоречит, что в рамках исполнения муниципального контракта от 05.11.2019 № Ф.2019.014317 выполнены и Учреждением оплачены из средств иного межбюджетного трансферта работы по ремонту земельного участка, относящегося к территории многоквартирного жилого дома, в рамках ремонта объекта «улица Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженность 374 метра, общая площадь 2484,6 квадратного метра».
Судом также установлено, что данный участок не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, не входит в перечень мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 224-п и не влияет на достижение показателей Соглашения № 047.
Так, согласно пункту 3.1.448 Перечня автомобильных дорог Кировской городской агломерации и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей, являющегося приложением к Государственной программе Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 – 2021 годы» № 189/833, к автомобильным дорогам местного значения (улицы) относится улица Тренера Пушкарева протяженностью 0,49 километра. В рамках программы ремонту подлежит проезжая часть от дома № 6 по улице Тренера Пушкарева до дома № 76 по улице Советская и от площади по улице Советская, дом № 76, до дома № 26 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова, протяженностью 0,474 километра.
Следовательно, дорога у дома № 4 по улице Тренера Пушкарева не относится к автомобильной дороге местного значения. Также дорога не относится к дорожной сети городской агломерации, исходя из письма Минтранса России от 28.12.2016 № ЕД-24/18277 «О составе дорожной сети городской агломерации».
Ремонт объекта «улица Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженностью 374 метра, общей площадью 2484,6 квадратного метра» в рамках Государственной программы Кировской области «Развитие транспортной системы» на 2013 – 2021 годы» № 189/833 не предусмотрен.
Данные работы предусмотрены Муниципальной программой «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 224-п. При этом включены в перечень мероприятий данной муниципальной программы только постановлением Администрации от 14.01.2020 № 88-п «О внесении изменения в постановление администрации города Кирова от 01.02.2016 № 224-п», то есть уже после заключения Соглашений № 047, 048, выполнения ремонтных работ (ноябрь 2019 года) и оплаты выполненных работ (декабрь 2019 года).
На основании изложенного апелляционный суд правомерно признал, что Учреждением при оплате работ по ремонту земельного участка, относящегося к территории многоквартирного жилого дома, в рамках ремонта объекта «улица Тренера Пушкарева от дома № 6 до дома № 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района в городе Кирове, протяженностью 374 метра, общей площадью 2484,6 квадратного метра» допущено нецелевое использование иных межбюджетных трансфертов. Выполнением указанных работ не реализуется региональный проект «Дорожная сеть Кировской области» в рамках Государственных программ Кировской области «Развитие транспортной системы» № 189/833 и 133-П.
Апелляционный суд правомерно указал, что вынесение в отношении земельного участка у дома № 4 по улице Тренера Пушкарева постановления Администрации от 27.02.2020 № 391-п «Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000731:85» не придает дороге у дома № 4 по улице Тренера Пушкарева статуса автомобильной дороги местного значения и правомерности оплаты работ по ремонту этой дороги за счет средств иных межбюджетных трансфертов.
С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что представление КСП от 01.10.2021 № 01-07/557 в части возврата средств иных межбюджетных трансфертов, израсходованных на оплату работ по ремонту объекта «улица Тренера Пушкарева от дома 6 до дома 4 по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова» в сумме 1 135 545 рублей является законным.
В пункте 1.2 описательной части оспариваемого представления Учреждению вменено нарушение, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств на оплату ремонта проездов у ДК «Металлургов» в рамках ремонта объекта «улица Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская в городе Кирове, площадью 11 036 квадратных метров, протяженностью 750 метров» (муниципальный контракт от 16.03.2020 № Ф.2020.000906) в сумме 3 243 404 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 933 068 рублей 78 копеек, за счет средств областного бюджета – 1 028 159 рублей 07 копеек.
В силу пункта 1.2 Соглашения № 047 в редакции дополнительного соглашения от 05.10.2020 № 33701000-1-2019-016/3 предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результата регионального проекта «Дорожная сеть Кировской области» (увеличение доли протяженности дорожной сети Кировской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям) и в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 18.10.2019 № 2579-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» на 2020 – 2024 годы».
Муниципальной программой «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» № 2579-п предусмотрен ремонт улицы Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральской в городе Кирове.
В соответствии с пунктом 630 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Киров», утвержденного постановлением Администрации от 18.10.2017 № 3824-п, протяженность автомобильной дороги по улице Металлургов от улицы Уральской до улицы Дзержинского (идентификационный номер 33-401 ОП МГ 630) составляет 400 метров.
Таким образом, суды правомерно признали, что в протяженность объекта «улица Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская в городе Кирове» включена не только автомобильная дорога, но и проезды у ДК «Металлургов», ремонт которых не охватывается государственной программой Кировской области «Развитие транспортной системы» № 133-П и муниципальной программой «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» на 2020 – 2024 годы» № 2579-п.
При таких обстоятельствах суды сделали верные выводы о том, что Учреждением при оплате работ по ремонту объекта «улица Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская в городе Кирове» в объеме, превышающем 400 метров, допущено нецелевое использование иных межбюджетных трансфертов, и о законности представления КСП Кировской области от 01.10.2021 № 01-07/557 в части возврата средств иных межбюджетных трансфертов, израсходованных на оплату работ по ремонту проездов у ДК «Металлургов» в рамках ремонта объекта «улица Металлургов от улицы Дзержинского до улицы Уральская в городе Кирове, площадью 11 036 квадратных метров, протяженностью 750 метров», в сумме 2 961 227 рублей 85 копеек.
В пункте 2.1 описательной части спорного представления Учреждению вменено нарушение, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств на оплату работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей в рамках объекта «благоустройство набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова» (муниципальный контракт от 14.07.2019 № Ф.2019.007630) в сумме 1 006 393 рублей 20 копеек, в том числе за счет средств областного бюджета – 956 073 рубля 50 копеек.
Согласно пункту 2.1 Правил предоставления и распределения субсидий № 449-П субсидии на формирование современной городской среды предоставляются бюджетам муниципальных образований (поселения, городские округа), в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек (далее – муниципальное образование), на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) и дворовых территорий (далее – мероприятия).
С 2019 года субсидии на формирование современной городской среды предоставляются бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий в отношении общественных территорий и дворовых территорий, включенных в адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в соответствующем году (приложение № 7 к государственной программе), и адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в соответствующем году (приложение № 8 к государственной программе), соответственно.
В силу пункта 1.1 Соглашения № 33701000-1-2019-007 его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 году бюджету муниципального образования «Город Киров» субсидии на поддержку формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» государственной программы Кировской области «Формирование комфортной городской среды в населенных пунктах Кировской области на 2018 – 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 31.08.2019 № 449-П.
Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по муниципалитету (далее – результат муниципального проекта) согласно приложениям № 1 и 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным муниципальной программой «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» на 2018 – 2022 годы», утвержденной постановлением Администрации от 24.11.2017 № 4282-п (пункт 1.2 Соглашения № 33701000-1-2019-007).
Целями Государственной программы Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» № 449-П являются повышение качества и комфорта городской среды на территории населенных пунктов Кировской области; задачами программы – комплексное благоустройство дворовых и общественных территорий населенных пунктов Кировской области; благоустройство мест массового отдыха населения (городских парков), расположенных в городах Кировской области с численностью населения до 250 000 человек; создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов; создание универсальных механизмов вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Кировской области.
В соответствии с пунктом 3.5 Государственной программы Кировской области «Формирование комфортной городской среды в населенных пунктах Кировской области» № 449-П проект «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» реализуется в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда».
В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» планируется, в числе прочего, комплексное благоустройство общественных территорий, в том числе мест массового отдыха населения (городских парков).
Согласно приложению № 7 к Соглашению № 33701000-1-2019-007, приложению № 8 к Муниципальной программе «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» № 4282-п в перечень объектов, подлежащих благоустройству в 2019 году, включена набережная реки Вятка по улице Тренера Пушкарева.
Постановлением Администрации от 29.04.2019 № 912-п адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, дополнен столбцами «Характеристика объекта благоустройства» и «Наименование мероприятий по благоустройству территории». В качестве одного из мероприятий по благоустройству набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева отражено устройство пожарного пирса и подъездных путей.
Таким образом, постановлением Администрации от 29.04.2019 № 912-п адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, Муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Город Киров» № 4282-п не дополнен новым объектом – пожарным пирсом и подъездными путями, а дополнен конкретными мероприятиями по благоустройству объекта, находящегося в перечне на момент заключения Соглашения № 33701000-1-2019-007.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что площадка, на которой выполнены работы по устройству пожарного пирса и подъездных путей, не является самостоятельным объектом, включена в состав набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова, является ее неотъемлемой частью.
Отсутствие государственной регистрации в качестве объектов недвижимости набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева и пожарного пирса не опровергает факта принадлежности пожарного пирса к набережной реки Вятки по улице Тренера Пушкарева.
Суды правомерно учли, что пользование пожарным пирсом и подъездными путями физическими лицами в целом не ограничено, установлен только шлагбаум для транспортных средств.
Градостроительный кодекс Российской Федерации к благоустройству территории относит деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1).
Учитывая изложенное, а также перечень работ, выполненных для устройства пожарного пирса и подъездных путей, суды пришли к правильному выводу о том, что устройство пожарного пирса и подъездных путей на набережной реки Вятка по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова относится к комплексному благоустройству набережной в рамках Государственной программы Кировской области «Формирование комфортной городской среды в населенных пунктах Кировской области» № 449-П.
Довод КСП Кировской области о том, что мероприятия по устройству пожарного пирса и подъездных путей были внесены в проект благоустройства набережной реки Вятка по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова на основании предписания ГУ МЧС № 283/1/1, подлежит отклонению, так как в данном предписании в качестве нарушения не указано отсутствие подъезда к пирсу на набережной реки Вятка по улице Тренера Пушкарева Нововятского района города Кирова.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что расходы на оплату работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей в сумме 956 073 рублей 50 копеек не являются нецелевым использованием бюджетных средств, а представление КСП от 01.10.2021 № 01-07/557 в части возврата средств иных межбюджетных трансфертов, израсходованных на оплату работ по устройству пожарного пирса и подъездных путей в данной сумме, является незаконным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Судами не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявители на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 29.12.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 по делу № А28-13776/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы Контрольно-счетной палаты Кировской области и администрации муниципального образования «Город Киров» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А. Шемякина
Судьи
Л.В. Соколова
Т.В. Шутикова