НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 04.10.2023 № А28-2800/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-2800/2022

09 октября 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

муниципального унитарного предприятия «Пижанская автоколонна»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.02.2023 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023

по делу № А28-2800/2022

по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271)

к муниципальному унитарному предприятию «Пижанская автоколонна»

(ИНН: 4325002061, ОГРН: 1034310504986)

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Региональная служба по тарифам Кировской области,

и у с т а н о в и л :

Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию «Пижанская автоколонна» (далее – Предприятие) о взыскании 358 145 рублей 23 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Кировской области (далее – Служба).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.02.2023 иск удовлетворен.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 решение суда оставлено без изменения.

Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Управление неправомерно применило повышающий коэффициент 100 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данный коэффициент к плате за негативное воздействие на окружающую среду применяться только за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объемы и массы. Общество декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год не подавало, следовательно, в рассматриваемом случае плата должна рассчитываться по формуле, указанной в пункте 21(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, которая не предусматривает применение коэффициента в значении 100.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Предприятия; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.

Служба отзыв на кассационную жалобу не представила в суд округа; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.

Предприятие заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы. Ходатайство рассмотрено судом округа и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба рассмотрена без участия представителя Предприятия.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 27.07.2017 Предприятие эксплуатирует объект «Полигон твердых бытовых отходов».

Предприятие представило в Управление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

Управление при осуществлении контроля за исчислением платы установило отсутствие у Предприятия декларации о воздействие на окружающую среду и доначислило ответчику плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициента к ставке платы – 100.

Управление направило Предприятию требование о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Предприятие требование не исполнило, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 4, 16, 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Арбитражный суд Кировской области признал правомерным расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный с применением повышающего коэффициента, равного 100, и удовлетворил иск Управления.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

В пункте 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; коэффициент 100 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255), согласно пункту 11(3) которых при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

Согласно пункту 21 Правил № 255 указанная в нем формула применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (Ппр).

На основании пункта 21(1) Правил № 255 расчет платы производится при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср).

В пункте 7.12 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от 30.12.2019 № 899, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043 (далее – Порядок № 1043), определено, что в столбце 12 Раздела 2 Декларации в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.

Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25.

Суды установили, что у Предприятия отсутствовало разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, полученное до 01.01.2019; декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год Предприятие также не представило.

При отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ, расчет платы производится с применением повышающего коэффициента (коэффициент Кпр), который для объектов I и II категории, исходя из положений пункта 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ и примечания по заполнению формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043, равен 100 (пункт 21 Правил № 255).

Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.

Таким образом, приняв во внимание, что Предприятие осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год, в которой содержатся расчеты нормативов допустимых сбросов, не представило, суды пришли к верному выводу о правомерном доначислении Предприятию платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 358 145 рублей 23 копеек с применением повышающего коэффициента 100.

Арифметический расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду судами проверен и признан верным.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Управления.

Доводы заявителя не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 15.02.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 по делу № А28-2800/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Пижанская автоколонна» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное унитарное предприятие «Пижанская автоколонна».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

Л.В. Соколова

Т.В. Шутикова