ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А31-956/2010
02 июня 2010 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заявителя: Юдиной Н.В., доверенность от 12.05.2010,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.03.2010,
принятое судьей Зиновьевым А.В.,
по делу № А31-956/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Волоцкой Ирины Валентиновны
о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Волоцкая Ирина Валентиновна (далее – Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 28.12.2009 № 93 о назначении Предпринимателю административного наказания, предусмотренного в статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 4500 рублей.
Решением суда от 29.03.2010 заявленное требование удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт и отказать Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суд не применил подлежавшие применению пункт 4 статьи 346.11, статью 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций), и решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2008 № ГКПИ08-1000. По мнению Инспекции, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны соблюдать Порядок ведения кассовых операций. Неотражение Предпринимателем операций по приходу денежной наличности в кассовой книге образует состав административного правонарушения, предусмотренного в статье 15.1 КоАП РФ.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения суда первой
инстанции.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сотрудник налогового органа провел проверку полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, в принадлежащем Предпринимателю кафе «Галактика», расположенном по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. М. Горького, д. 4а, за период с 17.10.2009 по 17.12.2009 и установил нарушение пунктов 3, 13, 21, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций, пункта 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745, пунктов 1.1, 1.2 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2008 № 154н, а именно: отраженная в журнале кассира-операциониста денежная наличность не оформлялась приходными кассовыми ордерами и не отражалась в кассовой книге, кассовая книга не заполнялась с 01.12.2009. Инспекция пришла к выводу о неоприходовании денежной выручки в размере 6250 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 15.10.2009 № 15-11/355.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 15.1 КоАП РФ, налоговый орган составил протокол об административном правонарушении от 25.12.2009 № 392 и вынес постановление от 28.12.2009 № 93 о назначении Предпринимателю наказания в виде штрафа в размере 4500 рублей.
Предприниматель не согласился с постановлением Инспекции и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 15.1 КоАП РФ, Порядком ведения кассовых операций и пунктами 2, 3, 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, суд первой инстанции удовлетворил заявленное Предпринимателем требование, указав на отсутствие в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятого судебного акта.
В статье 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации (пункт 12 Порядка ведения кассовых операций).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее – Постановление № 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно пункту 2 Постановления № 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
Предприниматели без образования юридического лица, согласно статьям 23 и 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанными лицами не являются.
Таким образом, названными нормами обязанность по ведению кассовой книги для индивидуальных предпринимателей не установлена.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного в статье 15.1 КоАП РФ.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.03.2010 по делу № А31-956/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Костромской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П. Маслова
Судьи
Т.В. Базилева
Т.В. Шутикова