Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1402/22
Екатеринбург
03 июня 2022 г.
Дело № А50-10054/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красный Октябрь» (далее – общество, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2021 по делу №А50-10054/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем онлайн принял участие представитель общества - Леготкин С.В. (доверенность от 19.04.2022).
Ходатайство Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – министерство, ответчик) о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, изложенное в отзыве на кассационную жалобу, судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к министерству об уменьшении арендной платы за 2018 год по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях по договору аренды лесного участка от 21.01.2015 № 826 до 42 575 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
Решением суда от 07.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы отмечает, что заготовка древесины в 2018 году обществом не осуществлялась, так как с 29.12.2017 введены в действие новые материалы лесоустройства Пермского лесничества, большая часть лесов арендуемого участка была переведена из категории эксплуатационных в защитные, при этом разрешенный объем заготовки древесины по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях согласно новым материалам лесоустройства составил 0,31 тыс. м3 (ранее 11,4 тыс. м3), что привело к полной остановке заготовки древесины на арендуемом лесном участке. По мнению общества, уменьшение расчетной лесосеки по сравнению с объемом, предусмотренным договором, в результате введения в действие новых материалов лесоустройства является основанием для уменьшения арендной платы по договору на основании требований статей 328, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель отмечает, что 25.01.2018 на основе новых материалов лесоустройства внесена документированная информация в Государственный лесной реестр (ГЛР), в том числе в отношении целевого назначения лесов, с начала 2018 года арендатор по не зависящим от него причинам утратил возможность использования арендованного участка по назначению.
Как следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 21.01.2015 № 826, согласно которому арендатору передан во временное пользование лесной участок, определенный в п. 2 договора.
Срок действия договора установлен с 21.01.2015 по 04.06.2061 (п. 21 договора).
Дополнительным соглашением № 2 от 13.09.2017 п. 4 договора изложен в
следующей редакции: «арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов: по рубкам в спелых и перестойных лесных насаждений 11,4 тыс.м3 , в том числе 2,7 тыс.м3 по хвойному хозяйству; при рубке лесных насаждений при уходе за лесом – 0,9 тыс.м3 , в том числе 0,8 тыс.м3 по хвойному хозяйству». Ежегодный объем заготовки древесины приводится в Приложении № 1 к дополнительному соглашению (п. 1, 2).
В силу п. 7 договора арендная плата составляет 310 868 руб. в год.
Дополнительным соглашением п. 7 договора дополнен абзацем следующего содержания: «В связи с окончанием срока окупаемости инвестиционного проекта с 28 июля 2017 год размер арендной платы составляет 1 366 405 руб. Размер арендной платы определен без применения понижающего коэффициента 0,5 к минимальным ставкам платы за 1 м3 и с применением сложившегося в Пермском крае среднего коэффициента превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости 1,7.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, применённые при расчете минимального размера арендной платы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за
единицу объема».
Исходя из данных объемов лесопользования, между сторонами согласован расчет размера арендной платы за 2018 год, согласно которому размер арендной платы по сплошным рубкам составил 1 922 238 руб., данная сумма была уплачена арендатором в бюджет полностью.
Как указал истец, 29.12.2017 министерством введены в действие новые материалы лесоустройства Пермского лесничества, согласно которым наибольший объем лесов арендуемого лесного участка был переведен из категории эксплуатационные в защитные, что привело к остановке заготовки древесины. Разрешенный объем заготовки древесины по сплошным рубкам в спелых и перестойных насаждениях согласно новым материалам лесоустройства составил 0,31 тыс. м3 (ранее 11,4 тыс. м3).
Общество, ссылаясь на то, что вследствие введения в действие 27.12.2017 новых материалов лесоустройства, оно было лишено возможности вырубить в 2018 году объем древесины, предусмотренный на указанный период договорам аренды лесного участка, 29.10.2020 направило в адрес ответчика требование о перерасчете арендной платы за 2017-2018 годы в соответствии с фактическим объемом лесопользования за данный период.
Письмом от 25.11.2020 министерство отказало в удовлетворении претензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из следующего.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с ч. 1, 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310.
В спорный период действовали Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В обоснование требований истец указывал на то, что общество вследствие введения в действие 27.12.2017 новых материалов лесоустройства, было лишено возможности вырубить в 2018 году объем древесины, предусмотренной договорам аренды лесного участка. По мнению истца, в период действия договора общество переплатило арендную плату за пользование объектом, так как размер арендной платы должен определяться исходя из объема фактически заготовленной древесины.
Из материалов дела следует, что материалы лесоустройства Пермского лесничества, на которые ссылается истец, утверждены Приказом Министерства
29.12.2017 СЭД-30-01-02-2064, при этом часть лесных насаждений на арендованном участке были переведены из категории эксплуатационных в категорию защитных лесов.
На основе материалов лесоустройства разработан лесохозяйственный регламент Пермского лесничества, утвержденный приказом Министерства от 29.12.2017 № СЭД-30-01-02-2068, который вступает в силу с 1 января 2019 года.
Данные обстоятельства были указаны в письме ответчика от 08.02.2018 «О направлении разъяснений», направленном арендаторам лесных участков Пермского лесничества».
Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (ч. 6 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
В ст. 11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» указано, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования
лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» внесение изменений в Проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды.
Судами приняты во внимание пояснения представителя министерства о том, что полученные материалы таксации (лесоустройства) должны быть введены в действие в порядке, предусмотренном Лесоустроительной инструкцией. На основании этих материалов должны быть внесены изменения в лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), и после этого вносятся изменения в ПОЛ (Письмо Рослесхоза от 27.02.2015 №ПК-06-54/1869 «О применении приказа № 496 об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение»).
Поскольку лесохозяйственный регламент Пермского лесничества, утвержденный приказом Министерства от 29.12.2017 № СЭД-30-01-02-2068, вступил в силу только с 01.01.2019, в переходный период 2018 г. заготовка древесины арендатором осуществлялась на основании действующего проекта освоения лесов и действующего (до 1 января 2019 г.) лесохозяйственного Регламента Пермского лесничества, утвержденного приказом министерства от 25.12.2013 № СЭД-30-01-02-1721, суды верно установили, что основания для перерасчета арендной платы отсутствуют.
Кроме того, судами учтено, что после введения в действие нового лесохозяйственного регламента, уменьшающего расчетную лесосеку, истец обращался в министерство с заявлением о предоставлении недоиспользованного объема древесины за 2017-2018 гг. в апреле 2019 г., при этом министерством был предоставлен недоиспользованный объем древесины в пределах допустимой расчетной лесосеки по новому лесоустройству и регламенту.
В данном случае арендная плата за спорный 2018 г. начислялась министерством в соответствии с условиями договора и действовавшим на тот период проектом освоения лесов на весь установленный ежегодный объем использования лесов (за весь объем расчетной лесосеки).
Судами верно указано, что поскольку новый проект освоения лесов и соответствующее дополнительное соглашение (от 04.02.2019 № 4) утверждены только в 2019 году, арендная плата изменена с указанного момента (2019).
Вместе с тем, обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки, арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный годовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый, так и за недоосвоенный объем древесины.
Учитывая, что невозможность осуществления в спорный период лесопользования в объеме, предусмотренном в договоре аренды (до вступления в силу Регламента Пермского лесничества, утвержденного в 2019 г.) истцом, не доказана, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Доводы заявителя не опровергают правильности выводов судов об отсутствии оснований для уменьшения арендной платы, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2021 по делу №А50-10054/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красный Октябрь» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Купреенков
Судьи С.В.Лазарев
Т.В.Сулейменова