Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3609/21
Екатеринбург
05 июля 2021 г.
Дело № А71-7634/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртскои? Республики (далее – Министерство сельского хозяйства, ответчик, заявитель жалобы 1)
и Министерства финансов Удмуртскои? Республики (далее – Министерство финансов, третье лицо, заявитель жалобы 2) на решение Арбитражного суда Удмуртскои? Республики от 27.12.2020 по делу № А71-7634/2020
и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 09.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Сельскохозяи?ственного производственного кооператива «Луч» (далее -
СПК «Луч», истец) – Терентьева Ю.В. (доверенность от 29.06.2020 № 283.1, онлайн).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом
о времени и месте судебного разбирательства, не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От СПК «Луч» поступил отзыв на кассационную жалобу
с приложением документа о направлении копии отзыва лицам, участвующим
в деле. Отзыв с приложенными документами приобщен к материалам дела
на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СПК «Луч» обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики
с иском о взыскании с Министерства сельского хозяйства 1 157 418 руб. 21 коп. в качестве убытков за счет казны Удмуртской Республики.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2020
исковые требования СПК «Луч» удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, истец - Министерство сельского хозяйства и третье лицо - Министерство финансов обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции? отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении иска.
Правовые позиции заявителей жалоб по настоящему делу совпадают.
Так, заявители настаивают на том, что на момент обращения СПК «Луч» за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники (26.07.2018) Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 (далее – Положение о предоставлении субсидии № 120, Положение), действовало в редакции от 16.07.2018, поэтому производить расчет предоставляемой субсидии следовало исходя из Положения в редакции от 16.07.2018, а не в редакции от 15.05.2017, уже утратившей силу. Выводы судов о том, что для расчета предоставляемой субсидии следует производить исходя из Положения в редакции от 15.05.2017, действовавшей на момент приобретения СПК «Луч» сельскохозяйственной спецтехники, является неправомерным. Намерение СПК «Луч» получить субсидию в размере
3 454 254 руб. 63 коп. материалами дела не подтверждено.
Заявители жалоб обращают внимание на то, что субсидии, предусмотренные вышеуказанным Положением, не носят обязательного характера, являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, СПК «Луч» не относится к категории хозяйствующих субъектов, предоставление субсидий которым в обязательном порядке предусмотрено законом. В этой связи заявители указывают на недоказанность возникновения на стороне СПК «Луч» убытков: недополучение субсидии нельзя рассматривать в качестве убытков, поскольку это обстоятельство не является результатом экономической деятельности юридического лица, компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода.
Ссылаясь на нормы бюджетного законодательства, заявители жалоб указывают, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в соответствии с Положением о предоставлении субсидии № 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на соответствующий год, в этой связи Министерство сельского хозяйства не вправе было распределять субсидии в 2018 г. исходя из объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики в 2017 г. Полагают, что ссылка судов на судебные акты по делу № А71-18688/2018 является несостоятельной, поскольку судебные акты по указанному делу приняты с учетом иных установленных судами обстоятельств и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Кроме того, отмечают, что определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13 истолковано судами неверно.
В отзыве на кассационную жалобу СПК «Луч» просит оставить обжалуемые решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции? без изменения, считая их законными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - Государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий Министерство сельского хозяйства, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидии? сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигновании?, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики».
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 522, на Министерство финансов Удмуртской Республики возложены полномочия по утверждению и доведению предельных объемом бюджетных ассигновании? главным распорядителям средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 № 76-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятым Государственным Советом Удмуртской Республики 13.12.2017
№ 85-VI (далее - Закон о бюджете Удмуртской Республики), были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидии? на возмещение части затрат
на приобретение техники и оборудования в сумме 191 000 000 руб., а также
в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Министерства сельского хозяйства
в установленные сроки.
Утвержденные Законом о бюджете Удмуртской Республики бюджетные ассигнования подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидии?, определенным Положением о предоставлении субсидии № 120.
Абзацем 1 пункта 1 Положения в редакции от 15.05.2017 предусматривалось возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).
Согласно пункту 13 Положения в редакции от 15.05.2017 субсидия
на технику предоставляется в размере 30 % понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 Положения.
Как следует из материалов дела, СПК «Луч», рассчитывая на получение субсидии, приобрел технику на общую сумму 11 514 182 руб. 10 коп., что подтверждается договором поставки от 31.07.2017 № 941-П/СХТ-12
на приобретение кормоуборочного комбайна РСМ-100 «Дон-680М»
в количестве 1 шт. стоимостью 3 378 806 руб. 10 коп., жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 в количестве 1 шт. стоимостью 1 095 376 руб., а также договором поставки от 10.08.2017 № 27 на приобретение воздухонагревателя ВГЖ-2 на газе в количестве 1 шт. стоимостью 860 000 руб., сушилки карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе в количестве 1 шт. стоимостью 4 380 000 руб., машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. № 112 в количестве 1 шт. стоимостью 600 000 руб., машин предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет для вторичной очистки, воздуховодами, циклоном, зав. №103, № 111 в количестве 2 шт. общей стоимостью 1 200 000 руб.
Платежным поручением от 06.09.2017 № 240 произведена оплата за указанную технику в полном объеме. Передача техники подтверждена универсальным передаточным документом от 16.08.2017 № ИП-0018555, актами о приеме-передаче объекта основных средств от 16.08.2017
№№ 0000-000116, 0000-000117.
Согласно паспорту самоходной машины RU СВ 2020602 производителем кормоуборочного комбайна РСМ-100 «Дон-680М» является общество
с ограниченной ответственностью «КЗ «Ростсельмаш», год производства – 2017, техника предана истцу 16.08.2017, зарегистрирована в Инспекции Гостехнадзора по Глазовскому раи?ону УР 11.09.2017.
Согласно паспорту МСМ-100.70 ПС производителем жатки для уборки трав МСМ 100.70.00.000 является акционерное общество «Клевер», дата выпуска – 02.08.2017.
Платежным поручением от 06.09.2017 № 239 произведена оплата за технику, приобретенную по договору поставки от 10.08.2017 № 27, в полном объеме. По факту передачи товара составлены товарные накладные
от 17.11.2017 № 25, от 06.04.2018 № 1, акты о приеме-передаче объекта основных средств от 06.04.2018 №№ 0000-000070, 0000-000073, 0000-000072, 0000-000071, 0000-000069.
Согласно паспорту СКС-100.01.03.000.ПС производителем воздухонагревателя ВГЖ-2 на газе является общество с ограниченной ответственностью Опытно-экспериментальный завод «Триумф», дата выпуска – ноябрь 2017, техника передана истцу 17.11.2017, введена в эксплуатацию – 06.04.2018.
Согласно паспорту производителем сушилки карусельной (универсальной) типа СКС-150 на газе является общество с ограниченной ответственностью Опытно-экспериментальный завод «Триумф», дата выпуска – ноябрь 2017, техника передана истцу 17.11.2017, введена в эксплуатацию – 06.04.2018.
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01»Велес»-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. № 112 является ФГУП «Проектно-конструкторское бюро» «НИИСХ Северо-Востока», дата выпуска – 25.12.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию – 06.04.2018.
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01»Велес»-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС»
в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. № 103 является ФГУП «Проектно-конструкторское бюро» «НИИСХ Северо-Востока», дата выпуска – 15.08.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию – 06.04.2018.
Согласно паспорту МПО-30Р/МПО-30Р-01»Велес»-ПС производителем машины предварительной очистки зерна и семян трав МПО - 30Р «ВЕЛЕС» в комплекте с набором решет, воздуховодами, циклоном, зав. № 111 является ФГУП «Проектно-конструкторское бюро» «НИИСХ Северо-Востока», дата выпуска – 06.12.2017, техника передана истцу 06.04.2018, введена в эксплуатацию – 06.04.2018.
В соответствии с инвентарными карточками №№ 00-000175,
00-000178, 00-000176, 00-000177, 00-000174 техника принята СПК «Луч»
к бухгалтерскому учету 06.04.2018, в соответствии с инвентарными карточками №№ 00-000046, 00-000047 – 16.08.2017.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.201
№ 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном саи?те Правительства Удмуртской Республики 18.07.2018, внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики
от 23.03.2015 № 120 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса», в том числе в пункты 10-13 Положения.
Согласно пункту 10 Положения в редакции 16.07.2018 субсидия
на технику предоставляется в размере 20 % понесенных затрат заявителя
на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
Пунктом 12 Положения в редакции 16.07.2018 установлены максимальные размеры субсидии на технику и субсидии по лизингу.
Пункт 13 Положения в редакции 16.07.2018 изменен, изложен
в следующей редакции: для заявителей, являющихся плательщиками налога
на добавленную стоимость, к возмещению за счет субсидии принимаются соответствующие затраты заявителя без учета налога на добавленную стоимость.
СПК «Луч» 26.07.2018 подал в Министерство сельского хозяйства заявки о возмещение части затрат на приобретение техники на общую сумму
2 302 836 руб. 42 коп., полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 16.07.2018, произвел расчет суммы субсидии исходя из 20 % понесенных затрат на приобретение техники и оборудования
по договорам купли-продажи (поставки) (справки-расчеты).
Министерство сельского хозяйства, рассмотрев заявку СПК «Луч», приняло решение о предоставлении указанному лицу субсидии, заключил
с ним договор о предоставлении субсидии? на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса от 25.09.2018 № 960, в соответствии с условиями которого размер предоставляемой получателю субсидии в 2018 г. составляет
2 302 836 руб. 42 коп., то есть в размере 20 % возмещения затрат
на приобретение техники, в то время как пунктом 13 Положения в редакции
от 15.05.2017 был установлен иной размер – 30% возмещения затрат
на приобретение и модернизацию техники и оборудования.
Денежные средства в размере 20% - 2 302 836 руб. 42 коп. Министерство сельского хозяйства перечислило СПК «Луч» что подтверждается платежным поручением от 03.10.2018 № 104897.
По утверждению истца, расчет размера субсидии следовало производить в соответствии с условиями Положения в редакции от 15.05.2017 (30%), поскольку постановление Правительства Удмуртскои? Республики от 16.07.2018 № 291 вступило в законную силу 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018.
Сельскохозяйственная техника была приобретена СПК «Луч» в 2017 г.,
в связи с чем, по его мнению, в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией Положения (от 15.05.2017) он имел право обратиться за субсидией
в общей сумме 3 454 254 руб. 63 коп., исходя из условии? расчета субсидии, установленных пунктом 13 Положения указанной редакции
(11 514 182 руб. 10 коп. х 30% = 3 454 254 руб. 63 коп.).
Субсидия получена в меньшем размере 2 302 836 руб. 42 коп.
(11 514 182 руб. 10 коп. х 20% = 2 302 836 руб. 42 коп.). Исходя из изложенного, истец полагает, что размер недополученной субсидии составил
1 151 418 руб. 21 коп. (3 454 254 руб. 63 коп.- 2 302 836 руб. 42 коп.=
1 151 418 руб. 21 коп.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК «Луч» в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отказ Министерства сельского хозяйства
в предоставлении субсидии истцу в полной сумме
3 454 254 руб. 63 коп. является неправомерным, поскольку покупка сельскохозяйственной техники осуществлялась в 2017 г., в связи с чем к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие
до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики
от 16.07.2018 № 291.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе
в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии
№ 120 в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики
от 15.05.2017 № 185 указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются
на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются,
в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку
(в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 % за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были
в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска)
и до даты приобретения прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Положения субсидия предоставляется тракторы сельскохозяйственные мощностью от 150 лошадиных сил и выше.
На основании пункта 13 Положения субсидия на технику предоставляется в размере 30 % понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения (в частности, на тракторы сельскохозяйственные мощностью двигателя более 300 лошадиных сил в размере не более 2 500 000 руб.).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018
№ 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса».
Согласно пункту 6 Положения в редакции от 16.07.2018 субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 10 Положения в редакции от 16.07.2018 субсидия
на технику предоставляется в размере 20 % понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), но не более максимального размера субсидии на каждую единицу техники и оборудования, указанных в пункте 12 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
На момент обращения истца с заявкой о получении субсидии действовало Положение в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило нарушение подпункта 1 пункта 6 Положения о субсидии в редакции
от 16.07.2018, согласно которому субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи техники заключены, а приобретенная техника оплачена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Ранее действовавшая редакция Положения о субсидии предусматривала, что субсидия предоставляется на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
СПК «Луч», являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, 26.07.2018 обратился за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017 г. сельскохозяйственную технику.
Министерство сельского хозяйства выплатило СПК «Луч» субсидии
в соответствии с пунктом 10 Положения в редакции от 16.07.2018 в размере
20 % понесенных затрат заявителя на приобретение техники и оборудования по договорам купли-продажи (поставки), пояснив, что обязательства Министерством исполнены в полном объеме согласно расчету СПК «Луч», возражений по размеру субсидии от СПК «Луч» не поступало.
Между тем в соответствии с ранее действовавшей редакцией Положения СПК «Луч» имел возможность получить субсидию на технику, приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 г. (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 г. (в году, предшествующему отчетному финансовому году).
Приобретая в июле 2017 г. сельскохозяйственную технику, СПК «Луч» исходил именно из этого порядка предоставления субсидии.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018
№ 291, которое изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018.
В результате истец оказался лишенным права на получение субсидии, на которую он мог обоснованно рассчитывать, приобретая и оплачивая сельскохозяйственную технику в 2017 г., в размере 30 %.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018
по делу № 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положения в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Однако, оставляя указанное решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства
в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения в редакции от 16.07.2018,
в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291,
не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо
не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
С учетом изложенного, учитывая толкование пункта 6 Положения
в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13), суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.
В этом случае порядок обращения истца за субсидией является соблюденным.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу
о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения в форме убытков (неправомерности действий ответчика и наличия у истца убытков в результате таких действий ответчика), в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы жалобы о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежат отклонению. Предоставление субсидии в соответствии
с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ
в исполнении которого является недопустимым.
Иные доводы, изложенные заявителями в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.12.2020 по делу
№ А71-7634/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Министерства финансов Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Суспицина
Судьи Т.В. Сулейменова
И.А. Татаринова