НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 29.06.2015 № А50-15148/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2671/15

Екатеринбург

01 июля 2015 г.

Дело № А50-15148/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ИНН: 5904189630, ОГРН: 1085904011863); (далее – управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2014 по делу № А50-15148/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

         Общество с ограниченной ответственностью «ДАН-моторс-трак» в лице конкурсного управляющего Гордеева Андрея Владимировича (ИНН: 5904189630, ОГРН: 1085904011863); (далее - общество, плательщик страховых взносов) обратилось в Арбитражный суд Пермского края  с заявлением о признании решения управления от 27.02.2014 № 60, требования об уплате недоимки,   пеней   и    штрафов    от   25.03.2014 № 60, решения от 13.05.2014 № 31/069 004 РЖ 0000026 и действий по выставлению инкассового поручения № 069004700003333 незаконными, обязании управления вернуть незаконно взысканные денежные средства в размере 19 400 руб.

Решением суда от 30.12.2014 (судья Трефилова Е.М.) заявление удовлетворено в части.

Суд признал незаконными решение управления от 27.02.2014 № 60, требование от 25.03.2014 № 60, действия управления по выставлению инкассового поручения от 25.04.2014 № 069004700003333.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований общества, ссылаясь на то, что суд не применил закон, подлежащий применению и применил закон, не подлежащий в применению.

По мнению управления, не основаны на законе выводы судов о том, что ответственность за  непредставление расчета по форме РСВ-1 ПФР предусмотрена ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ), а ответственность за непредставление индивидуальных сведений по форме СЗВ-6-4, описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР, по форме АДВ-6-2, АДВ-6-5 предусмотрена ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -  Федеральный закон от 01.04.1996  № 27-ФЗ).

Кроме того, управление считает, что судом не дано надлежащей юридической оценки тому обстоятельству, что общество просит признать незаконными решение от 27.02.2014 № 60, требование от 25.03.2014 № 60, решение от 13.05.2014 № 31/06900414РЖ0000026 и действия по выставлению инкассового поручения, однако не мотивирует в заявлении данные требования.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, общество является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Решением     Арбитражного     суда    Пермского края от 28.08.2013 по делу № А50-1346/2013 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Конкурсным управляющим организации-должника утвержден Гордеев Андрей Владимирович.

Управлением      в      адрес общества выставлено требование от 04.12.2013 № 1141 о представлении следующих документов: расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013 г. (форма РСВ-1ПФР), индивидуальных сведений за 9 месяцев 2013 г. (форма СЗВ-6-4) на 109 застрахованных лиц (109 документов), описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2) за 9 месяцев 2013 г. (1 документ), описи документов (форма АДВ-6-5) за 9 месяцев 2013 г. (1 документ).

Согласно    списку     внутренних      почтовых отправлений от 05.12.2013  № 25833 данное требование направлено обществу заказным письмом.

Поскольку запрошенные документы обществом не были представлены, управлением составлен акт камеральной проверки от 15.01.2014  № 60 и принято решение от 27.02.2014 № 60 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в размере 19 400 руб.

Размер штрафа исчислен управлением исходя из количества запрашиваемых, но непредставленных обществом документов, согласно следующему расчету: 97 документов x 200 руб. = 19 400 руб.

Общество, не согласившись с решением управления от 27.02.2014 № 60, обратилось в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с жалобой об отмене данного решения.

Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 13.05.2014  № 31/06900414РЖ0000026  жалоба  общества оставлена без удовлетворения.

На основании решения от 27.02.2014 № 60 управлением обществу выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.03.2014 №60, которым последнему предлагалось в срок до 12.04.2014  в  добровольном порядке уплатить штраф в размере 19 400 руб.

Данное требование также направлено в адрес общества заказными письмами, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений от 27.03.2014  № 29041, № 29047.

В связи с неисполнением обществом требования от 25.03.2014 № 60 управлением принято решение от 25.04.2014 № 60 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

На основании указанного решения управлением на расчетный счет общества в Пермском филиале "ТКБ" (ЗАО) г. Пермь выставлено инкассовое поручение от 25.04.2014 № 06900470000333 на сумму 19 400 руб.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Согласно ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Таким образом, из буквального содержания ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-Ф следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является камеральная проверка.

В   соответствии с   п. 3   ч. 2    ст. 28 Федерального    закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ  плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Федерального    закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.

Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-Ф сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за непредставление расчета по форме РСВ-1 ПФР предусмотрена ст. 46 Федерального    закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Ответственность за непредставление индивидуальных сведений по форме СЗВ-6-4, описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР, по форме АДВ-6-2, АДВ-6-5 предусмотрена ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ.

Поскольку ответственность за непредставление спорных документов установлена иными статьями, выводы судов о том, что у управления отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности по ст. 48  Федерального    закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

При таких обстоятельствах суды  сделали  правильные выводы о недействительности ненормативных актов в обжалуемой части.

Указанные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нормы материального права применены судами правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2014 по делу № А50-15148/2014 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Ю.В. Вдовин

Судьи                                                                          Д.В. Жаворонков

Н.Н. Суханова