Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-3381/22
Екатеринбург
27 июня 2022 г.
Дело № А47-11984/2021
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее – ГУ МЧС России по Оренбургской области, страхователь) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2021 по делу № А47-11984/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
ГУ МЧС России по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Фонд, страховщик) о признании недействительным решения
от 30.08.2021 № 066S19210012020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 15.12.2020 (судья Вернигорова О.А.) по делу № А47-11984/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 28.02.2022 (судьи Бояршинова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе страхователь просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По мнению заявителя, судами нижестоящих инстанций неправомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку им самостоятельно выявлена ошибка в представленной отчетности СЗВ-М и устранена в установленные сроки.
Кроме того, непредставление отчетности на работника Ратникову В.П., вызвано отсутствием в действующем законодательстве урегулированности вопроса относительно предоставления отчетности в отношении категории работников «стажёр», кем являлась Ратникова В.П.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства , могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, ГУ МЧС России по Оренбургской области зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».
Страхователем 31.03.2020 представлена отчетность за март 2020 года формы СЗВ-М «исходная».
В результате сверки данных за 2020 отчетов форм СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М и расчета страхователя, Фондом установлено, что сведения о застрахованном лице Ратниковой В.П. указаны в расчете, но отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и СЗВ-М за март 2020 года.
Фондом в адрес ГУ МЧС России по Оренбургской области 20.04.2021 направлено уведомление от 20.04.2021 № 66364- 40-2020-02124 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями.
Страхователем 22.04.2021 представлена отчетность формы СЗВ-М «дополняющая» за март 2020 года, в которую включены сведения о застрахованном лице Ратниковой В.П., не указанные в отчетности формы СЗВМ «исходная» за тот же период.
Фондом 15.07.2021 составлен акт о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования № 066S18210010215, направлен в адрес страхователя посредством почты 23.07.2021 и получен им 26.07.2021.
Страхователем 05.08.2021 представлены возражения на акт, в котором, не отрицая выявленного Фондом факта, страхователь пояснял, что Ратникова В.П. с 10.02.2020 по 09.03.2020 являлась стажером по срочному трудовому договору и назначена на должность 10.03.2020, в связи с чем, данные отчетности были скорректированы.
Фондом 30.08.2021 принято решение № 066S19210012020 о привлечении Управления к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей, которое направлено страхователю 02.09.2021 посредством почты.
Страхователь, не согласившись с вынесенным решением, обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также - ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как определено частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, страхователь первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за март 2020 года 31.03.2020, то есть в установленный законом срок.
В результате сверки данных за 2020 отчетов форм СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М и расчета ФНС, Фондом установлено, что сведения о застрахованном лице Ратниковой В.П. указаны в расчете ФНС, но отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и СЗВ-М за март 2020 года, по результатам которой в адрес заявителя 20.04.2021 направлено уведомление № 66364-40-2020-02124 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями.
22.04.2021, после получения от Фонда уведомления от 20.04.2021 №66364-40-2020-02124 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями, ГУ МЧС России по Оренбургской области представлена отчетность формы СЗВ-М «дополняющая» за март 2020 года, в которую включены сведения о застрахованном лице Ратниковой В.П., не указанные в отчетности формы СЗВМ «исходная» за тот же период.
Поскольку страхователем форма отчетности СЗВ-М «дополняющая» подана в связи с выявлением ошибок Фондом и после получения уведомления об этом, то есть ошибки выявлены страхователем не самостоятельно, основания для признания решения от 30.08.2021 № 066S19210012020 незаконным у судов нижестоящих инстанций отсутствовали.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2021 по делу № А47-11984/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья О.Л. Гавриленко