НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 27.02.2024 № А34-20992/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-383/24

Екатеринбург

29 февраля 2024 года

Дело № А34-20992/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ивановой С. О.,

судей Лукьянова В.А., Гавриленко О.Л.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях
(далее – Межрегиональное территориальное управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2023 по делу № А34-20992/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

От Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее – Управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Межрегиональное территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Управление об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны от 01.10.2021 № 3/9 (далее – предписание).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2023 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрегиональное территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель настаивает на том, что объекты, указанные в предписании, сняты с учета и не являются защитными сооружениями гражданской обороны на момент выдачи предписания, кроме того, на указанные в предписании объекты зарегистрировано право собственности иных лиц.

Полагает, что обжалуемое предписание не отвечает требованиям исполнимости и обоснованности, поскольку в предписании отсутствует описание выявленных нарушений, содержание нарушений описано путем перечисления правовых норм, однако конкретные фактические противоправные действия (бездействие), совершение которых необходимо прекратить, не поименованы.

Обращает внимание суда округа на недоказанность Управлением тождества защитных сооружений гражданской обороны, указанных в предписании и учтенных в реестре федерального имущества (различные адреса объектов).

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам плановой выездной проверки в отношении Управлениягосударственным имуществом Управлением составлен акт от 01.10.2021б№ 3/9, в котором обозначены выявленные нарушения действующего законодательства, а именно:

- В нарушение пункта 1 статьи 9Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ), пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 (далее – Положение № 804), пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 (далее – Порядок № 1309), пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение № 687) Межрегиональным территориальным управлением не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны, а именно: разрушены ЗСГО № В12460004673, № В12460004671, № В12460004870, № В12460004866, № В12460004863, № В12460004854, № В12460004950, № В13460001474, № В13460001505, № П12460004613, № В12460004962, № В12460004977, № В12460004984, № В12460004702, № В13460001490, № В13460001571, № В12460004615; частично разрушено, затоплено ЗСГО № В13460001231; частично разрушены ЗСГО № В12460004826, № В12460004930; затоплены ЗСГО № В12460004952, № В13460001301, № В13460001302, № В12460004961, № В12460004583, № В12460001431, № В12460000472, № В12460004582, № В13460001332, № В13460001242, № П12460004634, № В13460001485.

- В нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 29-ФЗ, пункта 10 Положения № 804, пункта 16.4 Положения № 687, пунктов 3.2.3- 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583(далее – Правила № 583) Межрегиональным территориальным управлением не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов, защитных устройств и помещений для укрываемых в ЗСГО, в том числе в отношении ЗСГО № В12460004858, № В12460004853, а также по следующим ЗСГО: загромождены входы и ограничен доступ в ЗСГО № В1346000152; ограничен доступ в ЗСГО № В13460001576; загромождены входы в ЗСГО № В12460004681, В12460004668, № В12460004782, № В12460004791, № В12460004796; отсутствуют входные двери (ворота), входы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод, сырость в помещениях ЗСГО № В12460004676, № В12460004864, № В12460004894, № В12460004665, № В12460004662, № В12460004583, № В12460001431; входы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод, сырость в помещениях ЗСГО№ В13460001522, № В12460004592 входные двери (ворота) отсутствуют, входы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод в ЗСГО № В12460004705, № В12460004706, № В12460004707, № В12460004708, № В12460004946, № В12460004949, № П12740019922, № В1246000481; входы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод в ЗСГО № В13460001482, № В12460004905, № В12460004903, № П13460001545, № В12460004710, № В12460004843, № В13460000023, № В12460004802 , № В12460004803, № В12460004808, № В12460004805, № В12460004815; входные двери (ворота) в неисправном состоянии в ЗСГО № В12460004662, № В13460001531, № В13460001565, № В13460001564, № 13 А34-20992/2021 В12460004601, № В12460004628, № В12460004978, № В12460000471, № В1246000463, № П13460000704; входные двери в неисправном состоянии, входы загромождены, входы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод в ЗСГО № В12460004806; входные двери (ворота) отсутствуют, входы загромождены, входы не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод в ЗСГО № В12460004826, № В12460004908; входные двери в неисправном состоянии, сырость в помещениях ЗСГО № П12460004579, № П124600045; отсутствуют все двери, загромождены помещения в ЗСГО № В12460004576; входные двери (ворота) отсутствуют, входы загромождены и не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод, сырость в помещениях ЗСГО № П124600003, № В12350006405; входы загромождены и не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод, сырость в помещениях ЗСГО № В12460004577, № П12460004578, № В12460004582; входы загромождены и не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод в ЗСГО № В13460001242.

- В нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 29-ФЗ, пункта 10 Положения № 804, пункта 16.4 Положения № 687, пунктов 3.2.11 - 3.2.25 Правил № 583 Межрегиональным территориальным управлением не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования ЗСГО в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а именно: отсутствуют емкости для воды в ЗСГО В12460004682; отсутствует система отопления, электроснабжения, емкости для воды, санузлы в ЗСГО № В12460004864, № В12460004903, № П13460001545, № В12460004705, № В12460004706, № В12460004982; отсутствует система отопления, емкости для воды, санузлы в ЗСГО № В12460004707, № В12460004708; отсутствуют емкости для воды, санузлы в ЗСГО № В12460004710, № В12460004843; система вентиляции находятся в неисправном состоянии, емкости для воды, санузлы отсутствуют в ЗСГО № В12460004847; отсутствует система отопления, освещения в ЗСГО № В12460004665; отсутствует электроснабжение, система отопления в ЗСГО № В12460004601, № В12460004626, № В12460004628, № В12460004878, № В12460004993, № В12460004994, № П12740019922, № В12460004806, № В12460004830; отсутствует система отопления в ЗСГО № В13460001522, № В12460004875, № В12460004876, № В12460004877, № В12460004879, № В12460004803, № В12460004808, № В12460004805, № В12460004815, 14 А34-20992/2021 емкости для воды в неисправном состоянии, отсутствует электроснабжение в ЗСГО № В13460001323; отсутствует система отопления, в ограждающих конструкциях устроены проемы в ЗСГО № В12460004802; отсутствуют системы отопления, электроснабжения, фильтро-вентиляционное оборудование в неисправном состоянии в ЗСГО № П12460003774 - сантехническое оборудование в неисправном состоянии, фильтровентиляционное оборудование в неисправном состоянии в ЗСГО № П13460000704; емкости для воды в неисправном состоянии, сантехническое оборудование в неисправном состоянии в ЗСГО № В13460001478; емкости для воды в неисправном состоянии, сантехническое оборудование в неисправном состоянии, отсутствует электроснабжение и система отопления в ЗСГО № П12460004581; отсутствуют системы отопления и электроснабжения, помещения частично разрушены в ЗСГО № В12460004943; нарушена герметизация и гидроизоляция ЗСГО, системы электроснабжения и отопления отсутствуют № П12460004579, № В12350006405; нарушена герметизация и гидроизоляция ЗСГО, отсутствуют системы отопления, электроснабжения, вентиляции в ЗСГО № П12460004578.

- В нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 29-ФЗ, пункта 13 Порядка № 1309, пунктов 2-15 Порядка № 575, пунктов 3.2.1 - 3.2.2 Правил № 583 заявителем не обеспечивается постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗСГО в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗСГО, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (номер в реестре федерального имущества, а именно: нарушена герметизация и гидроизоляция в ЗСГО № В12460004864, № В12460004666, № В12460004665, № В12460004662, № В13460001531, № В13460001522, № В12460004946, № В12460004949, № В12460004725, № В12460004875, № В12460004876, № В12460004877, № В12460004878, № В12460004994, № В12460004965, № В12460004970, № В12460004976, № В12460004996, № В12460004988, № В12460004978, № В12460004972, № В12460004985, № В12460004990, № В12460004983, № В12460004975, № В12460005005, № В1246004995, № В12460004979, № В12460004963, № В12460004968, № В12460004592, № П12460000384, № В12460004577; нарушена герметизация и гидроизоляция ЗСГО, инженерно-техническое оборудование в неисправном состоянии в ЗСГО № В13460001482, № В12460004905, № В12460004903, № В12460004894, № П13460001545, № В12460004734, № В12460004738, № В12460004745, № В12460004746, № 15 А34-20992/2021 В12460004747, № В12460004750, № В12460004758, № В12460004762, № В12460004763, № В12460004765; фильтро-вентиляционное оборудование в неисправном состоянии в ЗСГО № В12460004636; отсутствует система вентиляции, помещения завалены посторонними горючими материалами, отсутствуют защитные двери в ЗСГО № В13460001296; нарушена гидроизоляция ЗСГО, в помещениях сырость, фильтровентиляционное оборудование в неисправном состоянии в ЗСГО № В13460001478; нарушена герметизация ЗСГО, фильтро-вентиляционное оборудование в неисправном состоянии, разрушены помещения в ЗСГО № В13460001330; фильтро-вентиляционное оборудование в неисправном состоянии, помещения разрушены, отсутствуют системы отопления и электроснабжения в ЗСГО № В13460001335.

По результатам проверки Межрегиональному территориальному управлению выдано предписание от 01.10.2021 № 3/9 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в срок до 26.09.2022.

Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Управление государственным имуществом обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 28-ФЗ основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотрены Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804.

Во исполнение Федерального закона № 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 разработан и утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Пунктом 10 Порядка № 1309 определено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно пункту 13 Порядка № 1309 в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В соответствии с пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденному Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком № 1309 накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Согласно пунктам 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией. Допускается устройство в помещениях ЗС ГО временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, но не более чем за 6 часов. Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.

Использование систем воздухоснабжения ЗС ГО в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

В мирное время запрещается использование следующих элементов инженерно-технического и специального оборудования ЗС ГО: вентиляционных систем защищенной дизельной электростанции; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей; аварийных резервуаров для сбора фекалий. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.

При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

При использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.

В соответствии с Порядком № 1309 ЗС ГО в мирное время могут использоваться в интересах экономики обслуживания населения.

Основные помещения ЗС ГО разрешается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещению данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий; производственные помещения, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения; технологические, транспортные и пешеходные тоннели; помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад; гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей; складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения; помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.); спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий); помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.); вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.

При использовании ЗС ГО под складские помещения, стоянки автомобилей, мастерские допускается загрузка помещений из расчета обеспечения приема 50%, укрываемых от расчетной вместимости сооружения (без освобождения от хранимого имущества). Освобождение помещений от имущества осуществляется при приведении ЗС ГО в готовность к приему укрываемых в срок не более 6 часов.

Размещение и складирование имущества осуществляется с учетом обеспечения постоянного свободного доступа в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию ЗС ГО для его осмотра, обслуживания и ремонта.

Вспомогательные помещения ЗС ГО использовать в мирное время запрещается, за исключением помещений санузлов.

Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование консервируется без его демонтажа.

Согласно пунктам 3.2.1 – 3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов.

При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.

Застройка участков вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО без согласования с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям не допускается.

Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами.

На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему.

Входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод.

Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.

Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудно-сгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона.

Поверхности стен помещений убежищ лечебных учреждений затираются цементным раствором и окрашиваются масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью. Облицовка стен керамической плиткой не допускается.

В операционно-перевязочных помещениях полы покрываются допущенными к применению синтетическими материалами светлых тонов.

Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.

Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.

Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО.

Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции. Не допускается эксплуатация в мирное время: вентиляционных систем защищенной ДЭС; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70); средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей.

При эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.

Малогабаритные защитные секции и унифицированные защитные секции, устанавливаемые на вытяжных системах, должны быть размещены в соответствии с проектной документацией в местах, где температура воздуха выше 0 град. С, для защиты устройств от обмерзания.

Масляные противопыльные фильтры в случае неиспользования их при повседневной деятельности рекомендуется демонтировать и хранить в фильтровентиляционном помещении в масляной ванне или пропитать маслом и обвернуть полиэтиленовой пленкой.

Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при оценке технического состояния.

При использовании систем чистой вентиляции в мирное время допускается увеличение сопротивления противопыльных фильтров не более чем в два раза (запыление 50%).

Сопротивление фильтра определяется по разности статических давлений до и после фильтра. Загрязненные ячейки фильтра очищаются от пыли с помощью стальной щетки и промываются в горячем 10% содовом растворе. После промывки в горячей воде и просушки ячейки фильтра пропитываются индустриальным маслом № 12 или веретенным маслом № 2 либо № 3.

Помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65 - 70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий.

В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.

В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток.

Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы.

Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2 - 3 часа для откачки воды.

Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.

Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт.

Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия).

Дизельные электростанции после испытаний подлежат консервации. Расконсервация их производится в период перевода защитного сооружения на режим убежища и в период учений.

После расконсервации не реже одного раза в неделю запускается дизель-агрегат и испытывается под нагрузкой 30 мин. Результаты испытаний заносятся в журнал учета работы ДЭС.

Установив, что вступившим в законную силу постановлением об административном правонарушении от 14.12.2021 по делу №3-370/2021, вынесенном мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района города Челябинска признан факт не выполнения Межрегиональным территориальным управлением установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации техническим систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, рассматриваемых в настоящем деле, учитывая фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности нарушения заявителем вышеприведенных положений действующего законодательства, предусматривающих требования по содержанию защитных сооружений гражданской обороны.

При этом судами, исходя из положений части 3 статьи 69 АПК РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, пункта 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» правомерно учтено, что, несмотря на то, что судебные постановления по делам об административных правонарушениях не обладают в арбитражном процессе преюдициальным значением, указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у арбитражных судов права, не освобождая сторон от обязанности доказывания обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного разрешения спора, принимать во внимание обстоятельства, установленные в рамках дел об административных правонарушениях и имеющие отношение к лицам, участвующим в деле, и давать им самостоятельную правовую оценку в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами по правилам, предусмотренным статьей 71АПК РФ.

Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что ЗСГО № В12460004903, № В12460004976, № П12740019922, № 13460001505 на момент выдачи оспариваемого предписания были сняты с учета, суды, обоснованно исходили из того, чтоЗСГО № В12460004976 в настоящий момент состоит на учете в Главном управлении, при этом ЗСГО № П12740019922 снято с учета в Управлении в 2022 году, то есть после выдачи оспариваемого предписания;.

В отношении ЗСГО № В12460004903, № 13460001505 судами установлено, что на момент проведения проверки указанные объекты не были исключены из журнала учета ЗСГО Главного управления и числились в реестре федерального имущества в качестве ЗСГО, что подтверждается письмом от 13.09.2021 № 74-БЛ/12958.

При этом судами учтено, что в 2020 году была создана комиссия по обследованию ЗСГО и подготовке документов к снятию с учета, в отношении указанных объектов проведены обследования и подготовлены соответствующие акты, которые проходили процедуру согласования (в МЧС России) и утверждения в уполномоченном органе государственной власти субъекта, после утверждения актов обследования Главным управлением проведена работа по исключению объектов из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Курганской области (всего было исключено 98 объектов, в том числе 2 объекта указанные выше).

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено (статьи 9,65 АПК РФ).

Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что в отношении ЗСГО № В12460004705, № В12460004879, № В12460004707, № В12460004745, № В12460004747, №В12460004815, № В12460004782, № В12460004876, № В12460004877, № В12460004706 зарегистрировано право собственности иных лиц, судами установлено и подтверждено материалами дела, что указанные объекты на момент проведения проверки находились в реестре федерального имущества, что подтверждается письмом МТУ Росимущества от 13.09.2021 № 74-БЛ/12958, а также следует из писем от 22.02.2022 № 74-БЛ/2705 и 02.03.2022 № 74-БЛ/3043, согласно которым заявитель предлагает органам исполнительной власти Курганской области рассмотреть вопрос о передаче ЗСГО из федеральной собственности в собственность Курганской области.

При этом, как справедливо указали суды, работа по передаче спорных ЗСГО из федеральной собственности начата МТУ Росимущества только в 2022 году, то есть после проведения проверки в отношении заявителя; до начала проведения проверки никаких действий по установлению потребности в ЗСГО, их передачи в иную собственность или списанию не предпринималось.

Кроме того, судами учтено, что в представленных в материалы дела актах обследования кадастрового инженера и выписках из единого государственного реестра объектов недвижимости не содержится информации, что именно на ЗСГО оформлено право собственности третьих лиц, в указанных выписках они не поименованы и их идентификация невозможна. Право собственности, согласно предоставленным выпискам, оформлено в отношении зданий, подвалов, в том числе жилого фонда, при этом ЗСГО являются самостоятельным объектом недвижимости и не могут быть отнесены к помещениям, используемым в качестве общего имущества жилого дома.

Также судами принято во внимание, что ЗСГО представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1) не упомянуты.

Не отвечающие критериям объектов оборонного производства ЗСГО на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 со дня вступления в силу этого Постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

Такой порядок определен в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, ЗСГО относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Спорные ЗСГО в силу постановления № 3020-1 являются федеральной собственностью, приватизация которых запрещена; уполномоченный орган не принимал решения о передаче в частную собственность помещения убежища, которое не выбывало из владения Российской Федерации.

Исходя из изложенного, установив, что спорные ЗСГО из федеральной собственности в собственность Курганской области или муниципальную собственность в установленном порядке не передавались, учитывая, что заявителем не представлено доказательств передачи спорных ЗСГО в указанном порядке, а также принимая во внимание, что с учета ЗСГО на момент проведения проверки не снимались, суды правомерно не установили оснований для вывода о том, что указанные ЗСГО выбыли из федеральной собственности.

Кроме того, судами обоснованно учтено решение Центрального районного суда города Челябинска от 31.05.2023 № 2-2049/2023, которым бездействие МТУ Росимущества в части непроведения государственной регистрации права собственности на ЗСГО, расположенные по адресам: ул. Центральная, д.3, с. Бутырское, Мишкинского района, Курганской области (В12460004876); ул. Аксенова, д.21, с. Кирове, Мишкинского района, Курганской области (В12460004877); ул. Заводская, д.28, р.п. Мишкино, Мишкинского района, Курганской области (В12460004879); ул. Строительная, д.22, р.п. Мишкино, Мишкинского района, Курганской области (А12460004875) признано незаконным с возложением обязанности в срок до 01.12.2023 зарегистрировать право федеральной собственности на вышеуказанные ЗСГО.

Также, признано незаконным бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества – ЗСГО, расположенных по адресам: ул. Центральная, д.3, с.Бутырское, Мишкинского района, Курганской области (В 12460004876); ул. Аксенова, д.21, с. Кирово, Мишкинского района, Курганской области (В12460004877); ул. Заводская, д.28, р.п. Мишкино, Мишкинского района, Курганской области (В12460004879); ул. Строительная, д.22, р.п. Мишкино, Мишкинского района, Курганской области (А12460004875). Возложена обязанность устранить указанные в акте плановой выездной проверки от 01.10.2021 нарушения законодательства в области гражданской обороны в ЗСГО по вышеуказанным адресам.

Вопреки доводам кассационной жалобы о неисполнимости предписания судами установлено, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на пресечение и устранение выявленных нарушений требований в области содержания ЗСГО; в предписании подробно описаны выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая–либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует. В оспариваемом предписании указаны структурные единицы нормативных правовых актов, требования которых были нарушены.

Кроме того, судами установлено, что оспариваемое предписание не содержит требований о проведении работ исключительно по восстановлению ЗС ГО, либо указаний на конкретные действия, которые надлежит совершить Заявителю.

Решение вопроса о порядке и способах исполнения нарушений относится к компетенции Межрегионального территориального управления.

Предоставление Заявителю права выбора способа устранения нарушений не противоречит действующему законодательству. При этом, материалами дела не подтверждается отсутствие реальной возможности заявителя устранить выявленные нарушения.

Вновь приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают нарушение судами обеих инстанций норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой обстоятельств, для переоценки которой у суда кассационной инстанции полномочий не имеется в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.

Кроме того, кассационная жалоба не содержит ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 31.07.2023 по делу
№ А34-20992/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.О. Иванова

Судьи В.А. Лукьянов

О.Л. Гавриленко