АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6053/17
Екатеринбург
02 октября 2017 г.
Дело № А60-58398/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФОРТ-ТРАНС» (далее – общество «ФОРТ-ТРАНС») на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2017 по делу № А60-58398/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «ФОРТ-ТРАНС» - Сиразутдинова А.А. (доверенность
от 12.09.2017 № 3);
Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) –
Ваулина И.С. (доверенность от 28.08.2017 № 427/05/01-12/0111), Патрушев Р.В. (доверенность от 27.12.2016 № 537/05/01-12/0111);
Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга (далее - департамент) – Зайцева Т.Г. (доверенность от 30.12.2016 № 33.13-17/1323).
Общество «ФОРТ-ТРАНС» обратилось в Арбитражный
суд Свердловской области с иском к муниципальному образованию
«город Екатеринбург» в лице администрации о взыскании убытков в сумме
37 137 867 руб. 32 коп., понесенных в связи с перевозкой пассажиров, имеющих преимущество по провозной плате, за период с октября 2015 года по март 2016 года.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыадминистрация в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети (далее - комитет), открытое акционерное общество «И-СЕТЬ» (далее – общество «И-СЕТЬ»), Екатеринбургская городская дума, администрация в лице Комитета социальной политики, департамент.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2017 (судья Проскурякова И.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 13.07.2017 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «ФОРТ-ТРАНС» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что постановлением администрации от 30.09.2015 № 2714 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования «город Екатеринбург», на 2015-2017 годы» (далее – постановление от 30.09.2015 № 2714) предусмотрена компенсация части затрат перевозчиков, понесенных в связи с перевозкой пассажиров, имеющих преимущество по провозной плате. По мнению заявителя жалобы, общество «ФОРТ-ТРАНС» вынудили присоединиться к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга», поскольку иного оператора обслуживающего транспортные карты города Екатеринбурга не существует, а обязанность осуществлять перевозку пассажиров по электронным картам возложена на него договором. Ссылаясь на то, что постановлением администрации от 12.01.2011 № 6 «О стоимости электронных проездных билетов» (далее – постановление администрации от 12.01.2011 № 6) установлена стоимость электронных проездных билетов для граждан (пенсионеров, инвалидов, студентов, школьников), общество «ФОРТ-ТРАНС» считает, что в силу ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять их перевозку возложена на перевозчика. Кроме того, заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что право на оказание транспортных услуг предоставляется перевозчику по результатам конкурсной процедуры, истец до завершения конкурсной процедуры, имел возможность ознакомиться с проектом муниципального контракта, оценить потенциальный экономический эффект и, при необходимости отказаться от участия в конкурсе.
В отзывах на кассационную жалобу департамент, Екатеринбургская городская дума, администрация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество «ФОРТ-ТРАНС» (перевозчик) в рамках договоров от 01.01.2012 № 48/2012, от 01.07.2011 № 64/2011, № 047/2012, подписанных с администрацией в лице Комитета, в период с октября 2015 года по март 2016 года осуществляло регулярные перевозки пассажиров по маршрутам городского сообщения № 48 («Широкая речка-7 ГКБ»), № 64 («Компрессорный - ф-ка Авангард»), № 047.
В соответствии с условиями вышеназванных договоров в обязанности перевозчика входит обеспечение перевозки пассажиров автомобильным транспортом по согласованным с заказчиком маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах, с использованием класса и количества подвижного состава (приложение № 1), с соблюдением производственной программы по замене подвижного состава (приложение № 2), в соответствии с расписанием (приложение № 3).
Согласно п. 2.2.11 договоров общество «ФОРТ-ТРАНС»обязуется обеспечить перевозку пассажиров по социальным транспортным картам и электронным проездным билетам на маршрутах регулярного сообщения № 48, № 64, № 047.
Пунктом 2.4.6 договоров установлено, что плата за проезд пассажиров и провоз багажа взимается исполнителем в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с дополнительным соглашением от 24.11.2010 к договору присоединения оператора и перевозчика № П01/12 к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга» общество «ФОРТ-ТРАНС» присоединилось к участию в работе системы «Транспортная карта города Екатеринбурга» - организованному обществом «И-СЕТЬ» единому информационному пространству, предназначенному для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при оказании пользователям услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте с использованием персональных и транспортных карт.
В период с октября 2015 года по март 2016 года общество «ФОРТ-ТРАНС» при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по согласованным маршрутам принимал к оплате персональные пластиковые карты выпуска общества «И-СЕТЬ», стоимость тарифных планов которых определяется постановлением администрации от 12.01.2011 № 6.
Полагая, что перевозка пассажиров, осуществлявших оплату стоимости услуг перевозки с использованием карт системы «Транспортная карта города Екатеринбурга» с преимуществом по провозной плате ввиду определения стоимости одной поездки в меньшем размере, чем установленный Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) тариф, в результате незаконных действий ответчика, предоставившего такое преимущество постановлением администрации от 12.01.2011 № 6, привела к возникновению у общества «ФОРТ-ТРАНС» убытков в размере арифметической разницы между установленным РЭК Свердловской области тарифом и стоимостью электронного билета, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу положений п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абз. 5 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239).
На основании указа Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы) является РЭК Свердловской области.
Постановлением РЭК Свердловской области от 28.05.2008 № 75-ПК «Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Свердловской области» ( далее – постановление РЭК Свердловской области от 28.05.2008 № 75-ПК) утверждены предельные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно п. 2 раздела 3 постановления РЭК Свердловской области от 28.05.2008 № 75-ПК перевозчики самостоятельно устанавливают тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в рамках предельных тарифов, утвержденных настоящим постановлением.
Перевозчики имеют право дифференцировать тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от числа поездок в рамках предельных тарифов, утвержденных настоящим постановлением.
В случае если предельные тарифы не обеспечивают возмещение экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, перевозчики вправе обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области в целях утверждения индивидуальных тарифов, представив расчетные материалы, выполненные в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на перевозку пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Свердловской области (п. 3 раздела 3 постановления РЭК Свердловской области от 28.05.2008 № 75-ПК).
В соответствии с п. 4 раздела 3 постановления РЭК Свердловской области от 28.05.2008 № 75-ПК стоимость проездных билетов (абонементных билетов, карточек) формируется перевозчиками с учетом уровня действующих тарифов и количества поездок, совершаемых отдельными категориями граждан (по проездным, карточкам), по согласованию с главами муниципальных образований Свердловской области, на территории которых они осуществляют перевозку.
Истец не воспользовался правом на обращение в РЭК Свердловской области в целях утверждения индивидуальных тарифов в соответствии с постановлением РЭК Свердловской области от 28.05.2008 № 75-ПК.
Постановлением администрации от 12.01.2011 №6 установлена стоимость электронных проездных билетов, используемых для расчетов за проезд в муниципальном общественном транспорте.
В п. 2 названного постановления содержатся рекомендации руководителям транспортных организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, осуществлять расчеты с пассажирами за проезд с использованием электронных проездных билетов, виды и стоимость которых указаны в пункте 1 настоящего Постановления.
Тем самым, по отношению к обществу «ФОРТ-ТРАНС» постановление администрации от 12.01.2011 №6 носит рекомендательный характер.
Вместе с тем, перевозчик, учитывая свое право формировать стоимость билетов в рамках предельных тарифов, установленных РЭК Свердловской области, посредством заключения дополнительного соглашения к договору присоединения оператора и перевозчика №П01/12 от 08.08.2012 к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга» присоединился к участию в работе системы «Транспортная карта города Екатеринбурга», приняв на себя в том числе обязательство осуществлять перевозку пользователей сервиса по электронным картам в соответствии с тарифными планами, предусмотренными сервисом.
Проанализировав постановление администрации от 12.01.2011 № 6 на которое ссылается истец в обоснование возникших убытков, суды дали ему надлежащую правовую оценку и пришли к правильному выводу о том, что данное постановление носит рекомендательный характер. Обязательство по принятию к оплате проезда карт в соответствии с условиями платежной системы взято перевозчиком на себя в добровольном порядке посредствомзаключения дополнительного соглашения к договору присоединения оператора и перевозчика от 08.08.2012 № П01/12 к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга».
Доказательств того, что муниципальное образование «город Екатеринбург» принимало акты, обязывающие перевозчика осуществлять перевозку по тарифам ниже установленного РЭК Свердловской области, материалы дела не содержат. Таким образом, поскольку в нарушение требований, предусмотренных ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказаны условия, необходимые для применения меры ответственности к ответчику в виде возмещения убытков, в удовлетворении требований общества «ФОРТ-ТРАНС» судами отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Судами первой и апелляционной обеих инстанций полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, доводам и возражениям сторон. Аргументы заявителя жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2017 по делу № А60-58398/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФОРТ-ТРАНС» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Э. Рябова
Судьи В.А. Купреенков
Е.А. Платонова