Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4456/19
Екатеринбург
26 июля 2019 г. | Дело № А60-51417/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г. ,
судей Токмаковой А.Н. , Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов «Перспектива» (далее - ЕМООИ «Перспектива», заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2019 по делу № А60-51417/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ЕМООИ «Перспектива» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» (далее - администрация), в котором просила признать недействительным решение об отказе во включении места размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) по предложению заявителя в схему размещения НТО, выраженное в письме от 25.07.2018 № 29.2-16/001/859; обязать администрацию в 30-дневный срок с момента вступления в силу решения суда оказать муниципальную услугу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять решение о включении в схему размещения НТО согласно постановлению Администрации города Екатеринбурга от 28.04.2018 № 887 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» следующего места размещения НТО: павильон «Непродовольственные товары/средства сотовой связи», площадью 158 кв. м, по адресу: <...>; признать незаконным бездействие администрации по невыполнению пункта 27 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017№ 295-1111, выразившееся в непредоставлении иного возможного варианта для включения в схему размещения НТО с учетом требований пункта 16 данного Порядка и имеющихся свободных мест из числа перспективных, предусмотренных указанной схемой.
Решением суда от 21.01.2019 (судья Гнездилова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 (судьи Гладких Е.О., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЕМООИ «Перспектива» просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что на предполагаемом месте размещения НТО в настоящее время незаконно уже размещены иные нестационарные объекты, которые были включены в схему на 2017-2018 гг., однако в действующей схеме их нет, следовательно, указанное ЕМООИ «Перспектива» место размещения НТО не находится на тротуаре или парковке. Администрация не представила никаких доказательств нарушения подпункта 4 пункта 7 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Екатеринбурга, утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 (далее - Правила благоустройства), а именно: создания препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники. Действующее законодательство не устанавливает запрета на установку НТО на тротуарах.
ЕМООИ «Перспектива» полагает, что с целью установления законности допущенного администрацией бездействия и принятых ею решений судам следовало руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», поскольку данный нормативный акт, императивным образом регулирующий порядок включения объектов в схему размещения НТО, обладает большей юридической силой по сравнению с постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Порядок), которое применили суды при разрешении возникшего между сторонами спора.
По мнению заявителя жалобы, прежде чем отказать во включении объекта в схему размещения НТО администрация должна была предложить иные альтернативные допустимые места его размещения; кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма о праве размещения НТО исключительно по результатам торгов; заключение договоров на размещение НТО исключительно по результатам торгов Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ) не установлено; письма Федеральной антимонопольной службы не являются нормативными правовыми актами, носят рекомендательный характер и не указывают на безусловную обязанность проводить торги на право размещения НТО; более того, частью 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ определено, что размещение НТО осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО. В настоящее время хозяйствующие субъекты размещают НТО на основании схемы размещения, торги не проводятся и договоры на размещение не заключаются.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.07.2018 ЕМООИ «Перспектива» обратилась в администрацию с предложением о включении в схему размещения НТО на территории муниципального образования «город Екатеринбург» места размещения НТО: павильон «Непродовольственные товары/средства сотовой связи», площадью 158 кв. м, по адресу: <...>.
По результатам рассмотрения предложения администрацией принято решение об отказе во включении указанного объекта в схему размещения на основании подпункта 1 пункта 26 Порядка, в связи с расположением предложенного НТО в месте размещения, влекущим за собой создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники, что запрещено подпунктом 4 пункта 7 Правил благоустройства.
Полагая, что отказ во включении НТО по указанным основаниям является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ЕМООИ «Перспектива» обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых бездействия и решения администрации, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
Согласно статье 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).
Согласно пункту 21 Порядка разработка схемы размещения включает в себя: 1) принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о разработке схемы размещения (соответствующее решение принимается в форме правового акта органа местного самоуправления, которое подлежит официальному опубликованию (пункт 22 Порядка); 2) сбор предложений о размещении мест нестационарной торговли и торговых объектов местного значения от населения и субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, при необходимости возможно проведение общественных слушаний в установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области порядке (орган местного самоуправления по окончании срока представления предложений о развитии сети НТО принимает решение о включении либо об отказе во включении в схему размещения мест размещения НТО, видов и типов нестационарных торговых объектов, с учетом оснований для отказа, установленных пунктом 26 Порядка); 3) согласование с федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти Свердловской области, являющимся уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, включения НТО, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Свердловской области), которое осуществляется в соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» (пункт 28 Порядка); 4) разработка проекта схемы размещения; 5) утверждение схемы размещения; 6) опубликование схемы размещения.
Органом, уполномоченным на разработку схем размещения НТО на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с постановлением Администрации города Екатеринбурга от 17.03.2011 № 992 «Об определении уполномоченного органа на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов» является входящий в состав администрации Комитет по товарному рынку (далее – Комитет).
На основании пункта 1 постановления администрации от 28.04.2018 № 887 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» Комитет осуществляет прием от физических и юридических лиц предложений о развитии сети нестационарных объектов в части включения мест их размещения в схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и организует их рассмотрение на заседаниях комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» с 01.05.2018 до 05.07.2018.
Комиссия по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» рассматривает поступившие в Комитет предложения заинтересованных лиц о развитии сети нестационарных объектов и принимает решение о включении (об отказе во включении) мест размещения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных объектов в соответствии с пунктом 26 Порядка.
Основаниями для отказа во включении мест размещения НТО в схему размещения нестационарных объектов в соответствии с пунктом 26 Порядка являются: 1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 Порядка; 2) расположение места размещения НТО на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения НТО, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Не допускается включение в схему размещения сведений о месте размещения НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления (пункт 16 Порядка).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Правил благоустройства, в границах муниципального образования «город Екатеринбург» запрещается создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники, а также на контейнерных площадках, камерах тепло- и водоснабжения.
Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения»).
Парковка (стоянка автомобилей) - открытая площадка общего пользования, устраиваемая на элементах поперечного профиля улично-дорожной сети (проезжей части, тротуаре), имеющая въезд и выезд только со стороны проезжей части улицы (дороги), устраиваемая при условии обеспечения пропускной способности проезжей части и тротуаров (СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
В силу п. 4.17 СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей» въезды и выезды со стоянок автомобилей должны быть обеспечены хорошим обзором и расположены так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей улице.
В силу пункта 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (рекламные конструкции любого вида, массивные предметы и тому подобное).
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 7 Правил благоустройства запрещается, в том числе, создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, малогабаритных групп населения, специализированной техники (под созданием препятствий на пути следования в соответствии с Правилами дорожного движения понимается создание препятствия для участников движения, которое вынуждает изменить направление движения и скорость).
Судами установлено, что в соответствии со схемой размещения нестационарного объекта, приложенной заявителем к своему предложению, место размещения НТО, отмеченное заявителем, расположено на тротуаре и частично на парковке, прилегающей к торговым объектам, расположенным в зданиях по адресам: <...>.
Парковка расположена возле здания торговых объектов, в котором расположены магазины. В соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2015 № 61/44, наличие парковки является обязательным требованием при размещении торговых объектов (минимальные расчетные показатели обеспеченности стоянками для временного хранения автомобилей вблизи объектов приложения труда, социального и культурно-бытового и иного назначения при уровне индивидуальной автомобилизации 350 автомобилей на 1000 жителей следует принимать в значениях 5 машиномест на 100 кв. м торговой площади).
Торговая площадь магазина «Яблоко», расположенного в здании по адресу: <...>, составляет 5200 кв. м, торговая площадь магазина «Магнит», расположенного по адресу: <...>, составляет 226 кв. м (площади указаны только по торговым объектам, расположенным на первых этажах зданий, между тем на вторых этажах зданий также расположены магазины), соответственно, количество парковочных мест возле указанных торговых объектов должно быть не менее 272 машиномест.
Принимая во внимание, что размещение НТО в предложенном заявителем месте создаст препятствия на путях следования пешеходов, велосипедистов, маломобильных групп населения, специализированной техники, создаст помехи для движения, остановки и стоянки автомобилей и затруднит видимость при маневрировании автомобилей в зоне парковки, суды пришли к выводу о том, что предложенное ЕМООИ «Перспектива» место размещения НТО – павильон «Непродовольственные товары/средства сотовой связи», площадью 158 кв. м, по адресу: <...>, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых бездействия и решения администрации.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Суды обоснованно исходили из отсутствия противоречий между Порядком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2019 по делу № А60-51417/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов «Перспектива» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Гусев
Судьи А.Н. Токмакова
Т.П. Ященок