НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 25.01.2024 № А50-3125/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9907/23

Екатеринбург

25 января 2024 г.

Дело № А50-3125/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – отделение ФСС, фонд) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу № А50-3125/2023 Арбитражного суда Пермского края.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми (далее - заявитель, Учреждение, МАОУ «Дуплекс») – ФИО1 (доверенность от 12.01.2024, диплом).

МАОУ «Дуплекс» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к фонду о признании недействительным решения
от 01.12.2022 № 59002280005205 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 272 294,04 руб., вынесенного правопредшественником Фонда Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, Департамент образования администрации города Перми (далее - Департамент).

Определением суда принято встречное заявление Фонда
к МАОУ «Дуплекс» о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 272 294,04 руб. для совместного рассмотрения с первоначально заявленными требованиями МАОУ «Дуплекс»
к Фонду о признании недействительным решения от 01.12.2022
№ 59002280005205 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2023
в удовлетворении заявленных требований МАОУ «Дуплекс» г. Перми отказано. Встречные требования Фонда удовлетворены: с МАОУ «Дуплекс» в доход Фонда взысканы излишне понесенные расходы по выплате страхового обеспечения в размере 272 294,04 руб. Кроме того с МАОУ «Дуплекс»
в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 446 руб. 00 коп.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 решение суда первой инстанции отменено в части. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «Требования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Предметно-языковая школа «Дуплекс» частично удовлетворить. Признать недействительным как несоответствующее законодательству о социальном страховании вынесенное Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения
от 01.12.2022 № 59002280005205 в части установления обязанности муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Предметно-языковая школа «Дуплекс» возместить излишне выплаченные денежные средства на выплату страхового обеспечения в сумме 272 294 рубля 04 копейки. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Предметно-языковая школа «Дуплекс». В удовлетворении остальной части требований муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Предметно-языковая школа «Дуплекс» отказать. В удовлетворении встречных требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю отказать». В остальной части решение Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2023 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции обоснованно установил, что факт предоставления недостоверных сведений может быть выявлен только по результатам выездной проверки.

Учреждение просит постановление суда оставить без изменения.

Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отделение ФСС от МАОУ «Дуплекс» поступали реестры сведений для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу ФИО2.

На основании представленных страхователем сведений ФИО2 начислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в общей сумме 272 294,04 руб. Выплата пособия осуществлена путем ежемесячного перечисления на банковский счет застрахованного лица. Размер ежемесячного пособия с учетом представленных страхователем сведений о заработной плате ФИО2 составил 22 691,17 руб. за полный календарный месяц.

27.06.2022 отделение ФСС РФ вынесло решение № 59002280005201 о проведении выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия МАОУ «Дуплекс» за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

По итогам проведенной выездной проверки фондом составлен акт выездной проверки от 21.10.2022 № 59002280005203 и принято решение от 01.12.2022 № 59002280005205 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового возмещения, в соответствии с которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия в сумме 272 294,04 руб. В адрес страхователя 24.01.2023 направлено требование от 17.01.2023 № 590022800020101 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в срок до 08.02.2023.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Заинтересованным лицом заявлены встречные требования о взыскании с Учреждения излишне понесенных Фондом расходов.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом деле не доказана совокупность условий для признания обжалуемого решения недействительным, в связи с чем отказал в удовлетворении первоначальных требований. При этом суд посчитал доказанным факт неправомерного получения пособия работником МАОУ «Дуплекс» ФИО2 по вине учреждения, что послужило основанием для удовлетворения встречных требований.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, пришел к выводу, что учреждением не были совершены виновные действия, направленные на излишнее начисление и выплату пособий застрахованному лицу, выражающиеся в сокрытии или представлении недостоверных сведений.

Суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее – Положение).

На основании пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.

В соответствии с пунктом 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.

Согласно пункту 9 Положения страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.

В силу пункта 10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.

На основании пункта 19 Положения за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 19 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (пункт 20 Положения).

В силу пункта 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные положения позволяют квалифицировать суммы излишне выплаченных пособий как убытки, понесенные территориальным органом Фонда и взыскиваемые по правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176).

Соответственно, в рассматриваемом случае для возложения на Учреждения обязанности по возмещению расходов на выплату пособия ФИО2 необходимо установить факт представления заявителем недостоверных сведений, либо сокрытия им каких-либо сведений, которые повлекли бы за собой принятие решения о выплате пособия, при том, что фактически права на получение пособия не имелось.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что учреждение, получив заявление ФИО2 о выплате пособия от 28.12.2020 в соответствии с требованиями Положения, в установленный срок представил в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы: заявление ФИО2 в Фонд о назначении пособия, приказ от 13.11.2020 о предоставлении ФИО2 отпуска по уходу за ребенком, заявление ФИО2 о предоставлении ему сокращенного рабочего времени в адрес работодателя (с установлением семичасового рабочего дня), свидетельство о рождении ФИО3, свидетельство о рождении ФИО4, свидетельство о заключении брака, письмо из ООО «Йога-студия Кора» от 13.11.2020 о том, что пособие по уходу за ребенком не назначается ФИО5, расчет среднего заработка ФИО2.

То есть учреждением в адрес Фонда направлена вся имеющаяся в отношении ФИО2 полная и достоверная информация, подтвержденная документально.

В дальнейшем заявитель представлял в фонд реестры на выплату пособия по установленной форме, на основании которых фондом ежемесячно принимались решения о выплате пособия ФИО2

Как верно отметил суд апелляционной инстанции, именно Фонд на основании представленных ему документов принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия, либо о наличии оснований для отказа в его выплате.

Оценив представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фонд, являясь профессиональным участником спорных правоотношений, получив документы для выплаты пособия в условиях неполного рабочего времени (с сокращением нормальной продолжительности рабочего времени на 1 час), учитывая многолетнюю сложившуюся практику по данному вопросу, имел возможность поставить под сомнение наличие оснований для выплаты пособия. Соответственно, Фонд, располагая сведениями о формальном сокращении рабочего дня лицу, претендующему на получение пособия, мог отказать в выплате пособия, либо запросить дополнительные сведения для выяснения обстоятельств для назначения пособия.

Таким образом, неправомерное исчисление и выплата спорных сумм произведена Фондом самостоятельно при наличии документов, которые могли послужить основанием для отказа в выплате.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для вывода о том, что учреждением были совершены виновные действия, направленные на излишнее начисление и выплату пособий застрахованному лицу, выражающиеся в сокрытии или представлении недостоверных сведений.

При таких обстоятельствах апелляционный суд, учитывая, что Фонд, ссылаясь на недостоверность сведений представленных учреждением одновременно на основании этих сведений в самостоятельном порядке произвел испрашиваемые выплаты, а учреждение в свою очередь представило все имеющиеся сведения в отношении работника, достоверность которых не оспаривается, правильно признал оспариваемый ненормативный акт недействительным, отказав в удовлетворении требований Фонда о взыскании с учреждения суммы возмещения излишне понесенных им расходов.

Несогласие Фонда с принятым апелляционным судом судебным актом не опровергает выводы данного суда об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов, в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ не нарушены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу № А50-3125/2023 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи Н.Н. Суханова

Т.П. Ященок