пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8905/23
Екатеринбург
30 января 2024 г.
Дело № А47-212/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташевой С.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Директ Нефть» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее – общество «Директ Нефть», налогоплательщик, податель жалобы) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.06.2023 по делу № А47-212/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании приняли участие представители:
налогоплательщика – ФИО1 (доверенность от 05.10.2023, диплом), ФИО2 (доверенность от 05.10.2023, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Оренбургской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее – МИФНС России № 12 по Оренбургской области, инспекция, налоговый орган) – ФИО3 (доверенность от 20.09.2023, диплом).
Общество «Директ Нефть» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 29.06.2022 № 10-20/2828 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе её податель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции общество «Директ Нефть», приводя требования статей 6, 8.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), утверждает о неправильности выводов инспекции, полагая, что ею не применены подлежащего применению пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) требования.
Налогоплательщик, возражая против выводов судов, в том числе касаемо необходимости наличия документации в соответствии с пунктом 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение о проектной документации пользования недрами), настаивает на необоснованности оспоренного решения налогового органа, поскольку обществом «Директ Нефть» применена льгота по налогу на добычу полезных ископаемых (далее также – НДПИ) в соотвестви со статьёй 342 названного Кодекса, при наличии необходимой проектной документации.
По мнению общества «Директ Нефть», наличие у него проектной документации, предусмотренной для проектов разработки месторождений углеводородного сырья, учитывая положения статьи 3 названного Федерального закона и Приказа Минприроды России от 14.06.2016 № 352 «Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых» (далее – Правила подготовки документации геологического изучения недр), позволяет налогоплательщику применить спорную льготу по НДПИ, по той причине, что положения НК РФ требований относительно недропользования не содержат.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС России № 12 по Оренбургской области просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом «Директ Нефть» 13.01.2022 уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2020 года.
По результатам проверки налоговым органом 29.06.2022 вынесено решение № 10-20/2828 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить спорные суммы НДПИ, пени, а также штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом положений статей 112, 114 НК РФ.
Основанием для доначисления указанного налога послужил вывод МИФНС России № 12 по Оренбургской области о несоблюдении обществом «Директ Нефть» условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 342 НК РФ, для применения коэффициента Кц, равного нулю.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 03.10.2022 № 16-11/15963@ оспоренное решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что оспариваемое решение МИФНС России № 12 по Оренбургской области нарушает права и законные интересы налогоплательщика, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, проверили доводы лиц, участвующих в деле, применительно к установленным по делу обстоятельствам, пришли к правомерному выводу об отсутствии предусмотренной статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности оснований для признания обжалованной части оспоренного решения налогового органа недействительной, поскольку она вынесена с соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, обоснованно приняв во внимание входящие в предмет доказывания обстоятельства рассматриваемого спора, установив не опровергнутое подателем жалобы отсутствие у него оправдательных документов применения льготной ставки НДПИ по причине того, что представленные налогоплательщиком в обоснование этого права документы свидетельствуют о несоблюдении обществом «Директ Нефть» установленных НК РФ условий.
Данные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему налоговому законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
Исходя из положений статьи 3 НК РФ, противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения выступает одной из целей правового регулирования в данной сфере, реализация которой является необходимой для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения, взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием, исключения произвольного налогообложения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» изложил в полной мере соответствующую статье 3 НК РФ правовую позицию, согласно которой, определяя отдельные объекты НДПИ, суды должны учитывать, что на основании пункта 3 статьи 337 НК РФ в ряде случаев добытым полезным ископаемым для целей налогообложения признается продукция, полученная с применением таких перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ (например, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
В силу пункта 6 статьи 3, пункта 1 статьи 11, пунктом 1 статьи 17 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении налога. При исчислении налога налогоплательщик не вправе самостоятельно изменять установленную ставку или отказаться от ее применения.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5, 9 Положения о проектной документации пользования недрами проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Согласованию с комиссией в отношении углеводородного сырья, подлежат: проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения и дополнения к ним.
Подпункт «Б» пункта 9 названного Постановления регламентирует, что комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых: «углеводородное сырье – проект опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проект пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическая схема разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения».
На основании пункта 3 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Ставка налога при добыче нефти определяется в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2, пунктом 3 статьи 342, статьей 342.5 НК РФ. Так, в редакции указанных норм, действующих до 01.01.2021, ставка НДПИ при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной рассчитывалась по формуле: ставка налога = 919 руб. * КЦ – ДМ. Коэффициент Кц, характеризующий динамику мировых цен на нефть, позволяет в автоматическом режиме изменять налоговую ставку в зависимости от текущих цен на нефть: чем выше рыночные котировки нефтяных цен, тем больше величина коэффициента Кц, а соответственно, и ставка НДПИ, применяемая при добыче нефти. Показатели, необходимые для расчета этого коэффициента, а также сам коэффициент публикуются Федеральной налоговой службой по итогам каждого налогового периода.
Введение Федеральным законом от 03.08.2018 № 297 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» указанных коэффициентов предусматривается завершение «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли путем равномерного, на протяжении 5 лет, начиная с 01.01.2019, снижения до нуля вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с равномерным повышением ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на сумму соответствующего снижения вывозных таможенных пошлин на нефть.
Согласно пункту 3 статьи 342 НК РФ коэффициент Кц принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, при одновременном соблюдении всех следующих условий:
- нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесенных к указанным продуктивным отложениям;
- учет нефти, добываемой из указанных залежей углеводородного сырья, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 НК РФ;
- нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 01.01.2012, и степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2012 составляет менее 13 процентов либо запасы по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 01.01.2012.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и сторонами не оспаривается, что 15.04.2013 обществом «Директ Нефть» получена лицензия на пользование недрами ОРБ 02684 НП для геологического изучения Красногорского участка с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья. В январе 2020 года налогоплательщиком осуществлялась пробная добыча нефти из поисково-оценочной скважины № 76 на Красногорском участке, на котором обнаружена залежь углеводородного сырья пласта D3f (доманиковые) франского яруса. Податель жалобы досрочно прекратил право пользование недрами по указанной лицензии.
Обществом «Директ Нефть» 13.05.2020 получена лицензия на пользование недрами ОРБ 16638 НЭ для разведки и добычи полезных ископаемых на Красногорском участке. Согласно пункту 4 приложения № 1 к данной лицензии отражены сроки подготовки проектной документации, представления геологической информации на экспертизу. Из содержания данного пункта следует, что налогоплательщику следует подготовить и утвердить в установленном порядке проект работ по разведке месторождения, технический проект разработки месторождения в прописанные в данном приложении сроки. Проект опытной (пробной) эксплуатации поисковооценочной скважины № 76 Красногорского нефтяного месторождения Оренбургской области разработан обществом с ограниченной ответственностью «ВолгоУралНИПИнефть». Указанный проект согласован в установленном порядке Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (протокол заседания комиссии от 11.06.2020 № 50-УВ-ОРБ).
Из материалов дела следует и, как указано выше, в ходе налоговой проверки, в том числе по результатам запросов уполномоченным органам, судами установлено и в оспариваемом решении МИФНС России № 12 по Оренбургской области сделан вывод о несоблюдении подателем жалобы условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 342 НК РФ, для применения коэффициента Кц, равного нулю.
Основанием к такому выводу налогового органа явились соответствующие обстоятельства, отраженные в обжалованном решении инспекции, в том числе:
- проектная документация на строительство поисково-оценочной скважины № 76 Красногорского участка не является документом для подтверждения применения Кц=0, поскольку нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесённых к указанным продуктивным отложениям (пункт 3 статьи 342 НК РФ);
- согласно письму Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 17.08.2021 № СМ-ПФО-13-00-08/2270 в отношении поисково-оценочной скважины № 76 Красногорского месторождения согласованная в установленном порядке проектная документация по добычи нефти в период с 01.01.2020 по 31.01.2020 отсутствует;
- Федеральное агентство по недропользованию в письме от 14.05.2021 № ОК-03-28/6966 сообщило, что добыча полезных ископаемых может осуществляться исключительно в рамках проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона о недрах и Положением о проектной документации пользования недрами;
- согласно письму отдела геологии и лицензирования по Оренбургской области Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 12.05.2020 № ОО-ПФО-12-00-06/15123 проектная документация, предусмотренная пунктом 9 названного Положения, в рамках лицензии ОРБ 02684НП, отсутствует.
В целом выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о необоснованном применении налогоплательщиком льготной ставки НДПИ по причине несоблюдения установленных НК РФ условий для её применения, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь действующим налоговым законодательством Российской Федерации, а также практикой его применения, основываясь на правовых подходах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, пришли к постановке правильного вывода о правомерности обжалованного решения МИФНС России № 12 по Оренбургской области, поскольку инспекцией предприняты все необходимые и возможные меры для установления действительного размера налоговых обязательств общества «Директ Нефть». Подателем жалобы в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные факты не опровергнуты.Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.
Утверждения общества «Директ Нефть» относительно применения пункта 4 статьи 81 НК РФ, а также касаемо наличия необходимой проектной документации со ссылкой на Правила подготовки документации геологического изучения недр, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которые были исследованы судами в надлежащем порядке и получили соответствующую правовую оценку, из которой справедливо с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что рамках камеральной налоговой проверки инспекцией установлено иное неправильное исчисление налога, выразившееся в неверном применении коэффициента Кц равного нулю при расчете налоговой ставки по НДПИ, а уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой налога налогоплательщиком не представлялась. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части кассационный суд не усматривает.
Аргументы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию её подателя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, оснований для изменения которой кассационный суд в рассматриваемом случае не усматривает. Несогласие с результатом проверки и выводами проверяющих, само по себе, не подтверждает позицию подателя жалобы о незаконности обжалованного решения налогового органа, поскольку материалы дела подтверждают принятие инспекцией действий по осуществлению возложенных на неё полномочий, оспоренное решение принято на основании установленных нарушений налогового законодательства Российской Федерации по причине несоблюдения обществом «Директ Нефть» установленных НК РФ условий для применения льготной ставки НДПИ.
Учитывая изложенное, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества «Директ Нефть» о признании недействительным решения МИФНС России № 12 по Оренбургской области от 29.06.2022 № 10-20/2828 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все доводы налогоплательщика, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 названного Кодекса).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21, пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ из федерального бюджета обществу «Директ Нефть» подлежит возврату государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1 500 руб., излишне уплаченная по платёжному поручению от 10.11.2023 № 1372.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.06.2023 по делу № А47-212/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Директ Нефть» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Директ Нефть» из средств федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению от 10.11.2023 № 1372.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Лукьянов
Судьи Д.В. Жаворонков
Н.Н. Суханова