НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 23.06.2021 № А71-13742/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4181/21

Екатеринбург

24 июня 2021 г.

Дело № А71-13742/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столяров А. А.,

судей Купреенков В. А., Суспицина Л. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – Министерство) и Министерства финансов Удмуртской Республики (далее – Минфин) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021 года по делу № А71-13742/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Индивидуальный предприниматель Белозерова Г.В., лично, паспорт,

представители предпринимателя – Касимов Р.З. (доверенность от 22.06.2021 б/н), Мосолков А.Е. (доверенность от 11.11.2020 б/н), Терентьева Ю.В. (доверенность от 11.11.2020 б/н),

Министерства – Захаров М.А. (доверенность от 12.05.2021 № 02916-05/3), Гараева Э.Ф. (доверенность от 13.03.2020 № 02063-02/4);

Минфина – Акмалова К.В. (доверенность от 10.09.2020 № 11).

Ходатайство предпринимателя Белозеровой Г.В. о приобщении к материалам дела распоряжения Правительства УР от 14.03.2019 № 243-р «О проекте соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации» судом отклоняется, поскольку в силу части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Возможность переоценки выводов судов с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает.

Пересмотр судебных актов в кассационном порядке осуществляется по имеющимся в деле доказательствам. Суд кассационной инстанции не вправе основывать свои выводы на доказательствах, которые не были исследованы судами первой и (или) апелляционной инстанций, а также не вправе устанавливать новые обстоятельства по делу.

В связи с этим указанный документ не принимается судом в качестве доказательства по делу.

Индивидуальный предприниматель Белозерова Галина Васильевна (далее – предприниматель Белозерова Г.В.) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее – Министерство) о взыскании 6083408 руб. 43 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Минфин, Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021исковые требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что судебные акты подлежат отмене ввиду применения судами закона, не подлежащего применению и не применении закона, подлежащего применению, а именно применения неверной редакции Положения о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 № 185. В рассматриваемом случае, по мнению кассатора, применению подлежала редакция указанного Положения от 11.09.2018, действовавшая на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении субсидии, а не примененная судами редакция от 17.07.2017 с момента выдачи предпринимателю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Именно дата заключения договора о предоставлении субсидии является моментом возникновения у публично-правового образования обязанности по предоставлению субсидии. Податель жалобы указал, что действия истца по обращению с настоящим иском являются злоупотреблением правом и направлены на получение неосновательного обогащения, поскольку субсидия уже получена истцом. Отметил, что субсидии, предусмотренные вышеуказанным Положением, не носят обязательного характера, а истец не относится к категории хозяйствующих субъектов, предоставление субсидий которым в обязательном порядке предусмотрено законом. По мнению заявителя, истцом не доказано наличие у него убытков. Более того, недополучение субсидии не является убытками истца, поскольку не являются результатом экономической деятельности истца, а компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода. Ссылаясь на нормы бюджетного законодательства, указал, что Министерство не вправе было распределять субсидии в 2018 году исходя из объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики в 2017 году. Полагает, что ссылка судов на судебные акты пол делу № А71-18688/2018 является неправильной, поскольку судебные акты приняты с учетом иных установленных судами обстоятельств и не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Кроме того, отмечает, что Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13 истолковано судами неверно.

Минфин также обратился с кассационной жалобой, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей кассационной жалобы указывает на то, что в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2018 году в рамках Постановления № 185 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2018 год. Поскольку предприниматель обратился с соответствующей заявкой в 2018 году, то применению подлежит редакция Положения от 11.09.2018. Податель жалобы отметил, что рассматриваемые субсидии относятся к стимулирующим и не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета в пользу юридических лиц и предпринимателей, а подлежат выплате при соблюдении определенных требований. Их предоставление является правом, а не обязанностью государства. Также отметил, что возмещение убытков не должно приводить к неосновательному обогащению хозяйствующих субъектов за счет средств соответствующего бюджета.

В отзывах на кассационные жалобы предприниматель Белозерова Г.В. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения, считая изложенные в них доводы несостоятельными.

Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики в представленном им отзыве также просит обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с подпрограммой «Развитие молочного скотоводства» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» утверждено «Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике» № 185 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что субсидии предоставляются следующим субъектам: 1) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год; 2) крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.

Согласно пункту 8 Положения (в редакции от 17.07.2017) субсидии при увеличении на первое число месяца, в котором заявитель обратился за субсидией, численности поголовья коров не менее чем на 25 процентов относительно количества скотомест в животноводческом здании по сравнению с численностью поголовья коров, имевшихся у заявителя на 1 января года, в котором животноводческое здание введено в эксплуатацию, предоставляются по следующим ставкам: 1) при реконструкции – 25000,0 рублей на 1 скотоместо, но не более понесенных затрат на 1 скотоместо; 2) при строительстве – 50000,0 рублей на 1 скотоместо, но не более понесенных затрат на 1 скотоместо.

Субсидия на животноводческое здание предоставляется один раз (пункт 12 Положения в редакции от 17.07.2017).

Положение предусматривает предоставление субсидий на уже понесенные заявителями расходы, по уже построенным и введенным в эксплуатацию объектам (молочным фермам), а расчет размера предоставляемой субсидии ставится в зависимость именно от количества скотомест в этой построенной молочной ферме.

Исходя из указанных условий предоставления субсидии и рассчитывая на ее получение в указанном размере, предприниматель Белозерова Г.В. заключила с обществом «Сельстрой» (подрядчик) договор подряда на выполнение общестроительных работ № 209 от 15.08.2016, по условиям которого подрядчик выполнил комплекс общестроительных работ на объекте заказчика – «Молочно-товарная ферма на 200 голов привязного содержания с молочным блоком в Можгинском районе, д. Ныша».

Указанный объект 26.12.2017 введен в эксплуатацию, передан истцу по акту приема-передачи от 28.12.2017, 16.01.2018 зарегистрировано право собственности на здание, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Истец 26.09.2018 обратился в Министерство с заявкой № 09311 на предоставление ему субсидии.

На момент обращения истца с данной заявкой Положение о субсидии действовало в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 11.09.2018 № 378, подпунктом 2 пункта 9 которого предусмотрено, что субсидия при строительстве предоставляется заявителю в размере 30 процентов от фактически понесенных затрат на строительство животноводческого здания, но не более 20 тысяч рублей за единицу мощности животноводческого здания – на 1 голову.

По результатам рассмотрения заявки между сторонами заключен договор о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике от 23.11.2018 № 1197, в соответствии с которым из бюджета Удмуртской Республики в 2018 году истцу предоставляется субсидия в целях возмещения части затрат на строительство животноводческого здания молочного направления, построенное подрядным способом на 200 голов, введенного в эксплуатацию 26.12.2017.

Согласно пункту 2.1 договора субсидия предоставляется в размере 3916591 руб. 57 коп.

Платежным поручением от 30.11.2018 № 129957 истцу перечислены денежные средства в размере 3916591 руб. 57 коп.

По расчету истца размер субсидии составляет 10000000 руб., исходя из пункта 8 Положения в редакции от 17.07.2017, поскольку строительство объекта произведено в 2017 году, следовательно, должны применяться правила, установленные Положением в редакции от 17.07.2017, в то время как Постановление Правительства Удмуртской Республики от 11.09.2018 № 378 вступило в законную силу с 11.09.2018.

Ссылаясь на то, что при расчете субсидии ответчик неправомерно применил Положение о субсидии в редакции от 11.09.2018, при том, что внесенные им в Положение изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 11.09.2018, указывая на наличие убытков в виде недополученной субсидии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что отказ Министерства в предоставлении субсидии истцу является неправомерным, поскольку строительство и введение в эксплуатацию животноводческого здания осуществлялось в 2017 году, в связи с чем к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.07.2017 № 322.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как указано в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Истец, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики и обоснованно считая, что строительство молочно-товарной фермы на 200 голов, фактическая стоимость которой составляет 13055305 руб. 24 коп., подходит под условия предоставления рассматриваемой субсидии в размере 10000000 руб. (50000 руб. х 200 мест), обратился за ее получением 26.09.2018.

Между тем Постановление Правительства Удмуртской Республики от 11.09.2018 № 378, которое в том числе изменило размер предоставляемых субсидий, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 11.09.2018.

Судами установлено, что в рассматриваемом случае между сторонами возникли разногласия относительно того, какая редакция Положения о субсидии (от 17.07.2017 или от 11.09.2018) применима к спорным отношениям.

Нормативно-правовые акты регулирующие порядок предоставления субсидий являются разновидностью бюджетного законодательства.

Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57.

Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).

Частью 6 статьи 15 КАС РФ предусмотрено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку, как верно отмечено судами, Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени, то применяется положения КоАП РФ, КАС РФ и ГК РФ по аналогии. Данные нормативные акты имеют схожие нормы по действию закона во времени.

Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 № 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120, в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.

На основании изложенного, применяя по аналогии толкования пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленного Верховным Судом Российской Федерации, учитывая, что строительство и введение в эксплуатацию животноводческого здания осуществлялось в 2017 году, суды пришли к выводу о том, что к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 17.07.2017 № 322.

При этом судами отмечено, что экономическая целесообразность деятельности истца не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о его праве на предоставление субсидии в установленном размере.

На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения в форме убытков (неправомерности действий ответчика – Министерства и наличия у истца убытков в результате таких действий ответчика), в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования.

Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021 года по делу № А71-13742/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Министерства финансов Удмуртской Республики – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Столяров

Судьи В.А. Купреенков

Л.А. Суспицина