НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 23.03.2022 № А47-6096/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-636/22

Екатеринбург

24 марта 2022 г.

Дело № А47-6096/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Краснобаевой И.А.,

судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2021 по делу А47-6096/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к индивидуальному предпринимателю Черемисину Вадиму Андреевичу (далее – предприниматель Черемисин В.А., предприниматель, ответчик) с исковым заявлением о взыскании средств гранта в размере 1 500 000 руб., перечисленных на основании соглашения от 18.04.2019 № 114-19/с.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2021
в удовлетворении исковых требований Министерства отказано.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 25.11.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что невыполнение подпункта «ж» пункта 9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме. Министерство полагает, поскольку требования нормативных правовых актов ответчиком не соблюдены, а именно в установленный соглашением срок грантополучателем не трудоустроен 1 работник, условия соглашения не исполнены, средства государственной поддержки подлежат возврату в бюджет.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в 2019 году оказание государственной поддержки на создание и развитие (фермерского) хозяйства на территории Оренбургской области регулировалось, в частности, постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 № 858-п (ред. от 15.11.2018) «О предоставлении из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров» (далее – постановление № 858-п).

В рамках реализации постановления № 858-п Министерством в 2019 году проведен конкурс по отбору начинающих фермеров.

По итогам конкурса одним из победителей признан предприниматель Черемисин В.А. (грантополучатель).

Между Министерством и предпринимателем Черемисиным В.А. 18.04.2019 заключено соглашение № 114-19/с о предоставлении гранта на поддержку начинающего фермера (далее – соглашение). Направление проекта – «Растениеводство».

По условиям соглашения Министерство предоставляет предпринимателю Черемисину В.А. денежные средства в виде гранта на поддержку начинающих фермеров (далее – грант) в размере 1 500 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а предприниматель Черемисин В.А. принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского фермерского хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленных соглашением (пункт 1).

Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением от 17.05.2019 № 71785 и не оспаривается.

Планом расходов соглашения с участием средств гранта предусмотрено: приобретение бороны дисковой (1 ед.), культиватора (1 ед.).

Общая стоимость проекта составляет 1 670 000 руб. (в том числе
1 500 000 руб. - грант и 170 000 руб. - собственные средства).

В июне 2019 года в соответствии с заявлением предпринимателя Черемисина В.А. внесены изменения в план расходов соглашения.

Дополнительным соглашением от 25.06.2019 № 1 предусмотрено приобретение: бороны дисковой (1 ед.) и сеялки СКГ1-2.1Д (3 ед.).

Общая стоимость проекта составила 1 785 000 руб. (в том числе
1 500 000 руб. - грант и 285 500 руб. - собственные средства).

Вышеуказанные пункты плана расходов выполнены: приобретена борона дисковая и сеялка (3 ед.). Подтверждающие документы предоставлены
с отчетностью.

Подпунктом «ж» пункта 9 соглашения о предоставлении гранта предусмотрена обязанность грантополучателя создать в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе 1 новое постоянное рабочее место.

Как указывает истец, денежные средства перечислены грантополучателю на лицевой счет в казначействе 17.05.2019. Рабочие места, с учетом 18 месяцев, со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе должны быть созданы в срок до 17.11.2020.

По состоянию на 01.01.2021 (при сдаче годового отчета) предприниматель Черемисин В.А. указал в разделе 4.10 отчета фактическое количество рабочих мест, созданных начинающим фермером – 0, также не предоставил трудовой договор, подтверждающий создание 1-го постоянного рабочего места. К отчету приложено объяснение по причинам не трудоустройства работника.

По мнению Министерства, невыполнение подпункта «ж» пункта 9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.

Министерство в адрес предпринимателя Черемисина В.А. 03.03.2021 направило уведомление-претензию № 01-03-06/341 о возврате гранта в полном объеме.

Грантополучатель направил в адрес Министерства ответ на претензию (вход. № 5279 от 25.03.2021), в котором выразил несогласие с доводами, изложенными в претензии. К ответу приложены документы: приказ
oт 13.04.2020 № 1 «О создании рабочего места специалиста-агронома у предпринимателя Черемисина В.А.», а также трудовой договор от 01.03.2021
№ 1 с Пляшевым А.Ф.

Трудовой договор заключен за пределами срока, установленного соглашением.

В соответствии с пунктом 11 соглашения за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств по соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «о» пункта 9 соглашения грантополучатель обязан в течение 10 рабочих дней после получения уведомления возвратить средства гранта или части гранта путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в уведомлении.

Ссылаясь на то, что предприниматель средства гранта не возвратил, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суды исходили из того, что истцом не доказано наличие оснований для привлечения предпринимателя Черемисина В.А. к ответственности в виде возврата средств гранта.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Оренбургской области утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 7 А47-16141/2018 N 508-п (действовал в период предоставления субсидий).

В соответствии с указанным Постановлением, контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство.

При рассмотрении спора судами установлено, что денежные средства перечислены грантополучателю на лицевой счет в казначействе 17.05.2019. Рабочие места, с учетом 18 месяцев, со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе должны быть созданы в срок до 17.11.2020.

По состоянию на 01.01.2021 (при сдаче годового отчета) предприниматель Черемисин В.А. указал в разделе 4.10 отчета фактическое количество рабочих мест, созданных начинающим фермером – ноль, также не предоставил трудовой договор, подтверждающий создание 1-го постоянного рабочего места. К отчету приложено объяснение по причинам не трудоустройства работника.

Предприниматель во исполнение обязательств предусмотренных подпунктом «ж» пункта 9 соглашения от 18.04.2019 №118- 19/с издал приказ
от 13.04.2020 №1, согласно которому создано одно рабочее место по должности специалист-агроном. Трудоустройство работника на созданное рабочее место предприниматель произвел 01.03.2021 на основании заключенного трудового договора от 01.03.2021 № 1.

В период с момента создания рабочего места (13.04.2020) до момента фактического трудоустройства работника на вакантную должность (01.03.2021) Черемисиным В.А. осуществлены разумные действия по поиску соискателей среди односельчан, в частности, главе администрации муниципального образования Новокаменский сельсовет Соболеву Н.П. направлено обращение от 13.05.2020 с просьбой оказать содействие в трудоустройстве на вакантную должность, на которое получен ответ от 13.05.2020 № 150 об отсутствии спроса на трудоустройство по имеющейся вакансии.

При изложенных обстоятельствах, оценив буквальное содержание названного пункта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что рабочее место было создано в отведенный соглашением срок, вместе с тем, определенные сроки по трудоустройству граждан на созданные ответчиком рабочие места и ответственность за их несоблюдение соглашением не предусмотрены.

Руководствуясь пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", абзацем 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции верно указал, что условие, касающееся юридической ответственности, его содержание должны определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования. В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Исходя из названного, суды пришли к верному выводу о том, что истцом не доказано наличие оснований для привлечения предпринимателя к ответственности в виде возврата гранта за нарушение обязательства по созданию рабочего места.

При таких обстоятельствах, суд пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие работника не подлежит отнесению к существенным нарушениям договора и условий предоставления гранта. В то время как позиция истца носит формальный характер, не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.

Поскольку ответчик не нарушил целевую направленность использования гранта, использовал денежные средства, предоставленные министерством, на приобретение имущества, соответствующего плану расходов соглашения, трудоустроил работника, предпринимал действия по созданию рабочего места, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2021 по делу
А47-6096/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Краснобаева

Судьи Л.А. Суспицина

А.А. Столяров