НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 22.08.2017 № А47-11435/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4556/17

Екатеринбург

29 августа 2017 г.

Дело № А47-11435/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А. Н.,

судей Гавриленко О. Л., Сухановой Н. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная корпорация "Стройдом XXI" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2017 по делу № А47-11435/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная корпорация "Стройдом XXI" – Болотина Т.Н., директор, приказ;

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области – Макеева Н.И. (доверенность от 10.04.2017), Нестеренко Т.В. (доверенность от 15.02.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Финансово - строительная корпорация "Стройдом XXI" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской общество с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 9907 от 18.07.2016 о доначислении земельного налога - 170 100 руб., пеней - 10 378 руб. 94 коп., привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде взыскания штрафа - 17 010 руб.

Решением суда от 26.01.2017 (судья Сиваракша В.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи Малышева И.А., Кузнецов Ю.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Указывает на отсутствие доказательств того, что спорные земельные участки используются заявителем именно под расположение базы отдыха «Автомобилист», и общество осуществляет данный вид деятельности. Ссылается на то, что в выписках кадастровых паспортов указано, что на земельных участках расположены спальные корпуса и лечебно-профилактический корпус, предназначенные для проживания людей, следовательно, они относятся к жилому фонду. Линия электропередачи также входит в состав инфраструктуры жилого фонда. Поскольку на спорных земельных участках фактически был расположен жилой фонд, его собственник был вправе применять ставку налога, установленного для земель, занятых жилым фондом. Общество также считает, что размер начисленных пеней и штрафа явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, и с учетом приведенных в жалобе обстоятельств подлежит уменьшению на основании ст. 333 ГК РФ.

В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.09.2012 N 56-АБ 784629 обществу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: земли рекреационного назначения, общая площадь 53 290 кв.м, адрес (местонахождение объекта): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Красноуральский, Протопоповская роща, база отдыха "Автомобилист", земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:21:1208002, кадастровый номер 56:21:1208002:77.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.05.2012 56-АБ 786208 обществу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: земли рекреационного назначения, общая площадь 37 483 кв.м, адрес (местонахождение объекта): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Красноуральский, Протопоповская роща, база отдыха "Автомобилист", на земельном участке расположены смешанный лечебно-профилактический корпус и котельная литер ЕЕ1, рубленый дом сторожей литер А, кадастровый номер 56:21:1208002:78.

Обществом 24.01.2016 предоставлена в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год, в которой заявитель применил при расчете суммы налога ставку 0,3%, установленную в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Посчитав, что при расчете налога подлежит применению ставка 1,5%, установленная для земель рекреационного назначения, в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, инспекция начислила налогоплательщику соответствующие суммы недоимки, пеней и санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ.

По итогам проверки инспекцией составлен акт N 12222 от 25.04.2016 и принято решение N 9907 от 18.07.2016, которым налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 170 100 руб., начислены пени в размере 10 378 руб. 94 коп., общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 17 010 руб. (с учетом снижения санкции по ст. 112, 114 НК РФ).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 10.10.2016 N 16-15/12813 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст. 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Из п. 1 ст. 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Как следует из п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Налоговое законодательство не содержит определений жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому для уяснения этих понятий в силу п. 1 ст. 11 НК РФ следует учитывать нормы других отраслей законодательства.

Понятие жилищного фонда закреплено в ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно пункту 1 которой жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ст. 17 ЖК РФ, ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Виды жилых помещений установлены в п. 1 ст. 16 ЖК РФ - жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В п. 3 ст. 19 ЖК РФ закреплены виды жилищного фонда в зависимости от целей его использования - жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 19 ЖК РФ).

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Учитывая изложенное, ввиду отсутствия сведений об отнесении находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 56:21:1208002:77 и 56:21:1208002:78 помещений и строений к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использовании, приняв во внимание, что база отдыха "Автомобилист" отнесена к объектам социально-культурной сферы в силу прямого указания закона и не может рассматриваться в качестве объекта жилищного фонда, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на занятые туристической базой земельные участки не распространяется действие льготной ставки налога.

Судами также отмечено, что согласно п. 9 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Согласно п. 1 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Из п. 2 данной статьи следует, что в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Принадлежащие обществу земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:1208002:77 и 56:21:1208002:78 не относятся к жилой зоне; помещения, расположенные на территории базы отдыха "Автомобилист", не могут рассматриваться в качестве объектов жилищного фонда, поскольку используются для оказания рекреационных услуг, а не для проживания, соответственно, они имеют иное функциональное назначение.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории и определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и исходя из разрешенного использования таких земель в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Из положений п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков определяется при их образовании.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В подп. 3 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.

Пунктом 1 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 данной статьи).

Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, которое должно быть отражено в кадастре недвижимости.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:1208002:77 и 56:21:1208002:78 не имеют вида разрешенного использования, связанного с эксплуатацией жилищного фонда либо объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Доказательств обращения общества с соответствующим заявлением об изменении целевого использования им земельных участков, принятия решения об изменении вида разрешенного землепользования в отношении указанных земельных участков уполномоченным органом налогоплательщиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Произведенный налоговым органом расчет доначисленного земельного налога, пеней и штрафа (с учетом снижения санкции по ст. 112, 114 НК РФ) судами проверен и признан верным.

Вопреки доводам заявителя жалобы судами полностью исследованы все представленные сторонами доказательства, которым дана обоснованная правовая оценка.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2017 по делу № А47-11435/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная корпорация "Стройдом XXI" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., подлежащую уплате при подаче кассационной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Н. Токмакова

Судьи О.Л. Гавриленко

Н.Н. Суханова