АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2408/18
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г.,
судей Ященок Т.П., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска (далее – учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2017 по делу
№ А76-32326/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мечел-Энерго» (далее - общество) о взыскании штрафа в сумме 417 000 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2016 года.
Решением суда от 30.11.2017 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.02.2018 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования фонда
удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что общество сведения по форме
СЗВ-М за октябрь 2016 г. представило по телекоммуникационным каналам связи 14.11.2016, что подтверждается извещением о доставке, то есть с нарушением установленного срока представления отчетности.
По мнению фонда, допущенное обществом правонарушение посягает на безопасность государства, а именно на безопасность государственных и общественных интересов, основными принципами которых является, в том числе приоритет надлежащего обеспечения прав застрахованных лиц - работников, участвующих в общественных отношениях, при этом, учитывая формальность состава данного правонарушения, существующая угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких- либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании как страхователем, так и его должностными лицами, требований страхового законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично- правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов и укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов.
Фонд обращает внимание на значимость сведений о застрахованных лицах, так как с февраля 2016 года работающие пенсионеры (в том числе те, кто оформлен по гражданско-правовым договорам) получают страховую пенсию без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях»); именно факт работы пенсионера должностные лица учреждения проверяют на основании ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М; при несвоевременном представлении ежемесячных индивидуальных сведений и выплатой в связи с этим страховой пенсии работающему пенсионеру в более высоком размере, наступают неблагоприятные последствия для бюджета Пенсионного фонд Российской Федерации, средства которого являются федеральной собственностью.
Заявитель жалобы указывает на то, что в связи с неуплатой финансовых санкций обществу 26.01.2017 направлено требование от 25.01.2017
№ 084S01170003499 со сроком уплаты до 14.02.2017, которое страхователем не исполнено.
Фонд ссылается на то, что действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете не установлен срок для обращения территориальными органами Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных п. 4 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ), за непредставление страхователем в установленный срок либо
представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 данного закона; с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ); с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов были переданы налоговым органам, и, соответственно, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации; к взысканию страховых взносов и соответствующих санкций применяются правила, установленные п. 1 ст. 47,
п. 2 ст. 48 и п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми учреждение вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате; кроме того, в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» определено, что в силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству; днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет»; в связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требования об оплате финансовой санкции, фонд направил данное заявление в суд для взыскания в исковом порядке задолженности в размере 417 000 руб. (дело № А76-3730/2017 Арбитражного суда Челябинской области), следовательно, срок исковой давности должен исчисляться без учета периода рассмотрения в суде дела № А76-3730/2017; так как срок на обращение в суд с исковым заявлением не нарушен оснований для обращения с ходатайством о восстановлении срока для подачи данного искового заявления у учреждения не имелось.
Заявитель жалобы указывает на то, что обществу первоначально было направлено письмо от 02.05.2017 № 6745/02-254 с сообщением о том, что с
01.01.2017 в п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчетности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным; в силу ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу - распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено, таким образом, рассматриваемая финансовая санкция не будет подлежать взысканию и в связи с чем, было изложено предложение фонда обществу отозвать первоначальное исковое заявление; в дальнейшем учреждением было направлено письмо от 15.09.2017 № 2673/02-254 обществу, в котором сообщалось о том, что Пенсионным фондом Российской Федерации доведены дополнительные разъяснения по применению финансовых санкций, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, в связи с увеличением срока представления сведений с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем; руководствуясь полученными разъяснениями, фонд возобновил работу по взысканию финансовых санкций за непредставление обществом в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года; поскольку обществом в установленный требованием срок сумма финансовых санкций не уплачена, в соответствии с ч. 17 ст. 17 Закона
№ 27-ФЗ взыскание финансовых санкций будет произведено в судебном порядке; письмо учреждения от 02.05.2017 № 6745/02-254, направленное обществу, применению не подлежало; данные письма содержат только предложения фонда, имеют уведомительный характер и не имеют юридической силы, отменяющей решение учреждения от 21.12.2017 № 084S19160006105 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абз. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 417 000 руб.; процедура взыскания штрафной санкции в данном случае учреждением продолжена в установленные действующим законодательством сроки.
Учреждение считает, что судами необоснованно сделан вывод о пропуске фондом срока для обращения в суд с рассматриваемым заявлением и отсутствии уважительных причин для восстановления данного срока.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме «Сведения о застрахованных лицах» (исходная) (далее - СЗВ-М); общество 14.11.2016 в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представило в фонд форму СЗВ-М, тип «исходная», за октябрь 2016 года, указав отчетный период – «10», то есть
октябрь 2016 года, и получило положительный Протокол о приеме сведений в Пенсионном фонде Российской Федерации; фондом проведена проверка представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2016 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 10.11.2016, сведения фактически представлены 14.11.2016); по данному факту учреждением составлен акт от 16.11.2016 № 084S18160006615 и вынесено решение от 21.12.2016 № 084S19160006105, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде наложения штрафа в размере 417 000 руб. за непредставление страховщиком в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
Обществу на основании указанного решения фондом направлено требование от 25.01.2017 № 084S01170003499 об уплате финансовых санкций в срок до 14.02.2017.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что фондом пропущен срок на обращение в суд; ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд фондом заявлено не было.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2 - 2.2 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в
отношении каждого застрахованного лица.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 5 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно п. 5.5 и 5.7 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Названный закон с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Абзацами 15 - 17 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона
от 03.07.2016 № 250-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное
пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлены, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Судами установлено, что срок исполнения требования от 25.01.2017
№ 084S01170003499 истек 14.02.2017; с заявлением об их взыскании фонд обратился в арбитражный суд 13.10.2017, то есть по истечении шестимесячного срока, установленного законом для обращения с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о пропуске фондом срока обращения в суд; доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд с рассматриваемым заявлением, фондом не представлено; с ходатайством о восстановлении срока подачи заявления в суд первой инстанции учреждение не обращалось.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оспаривание в суде решений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании задолженности (штрафов) не приостанавливает течение срока на их принудительное взыскание.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4
ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2017 по делу
№ А76-32326/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе города Челябинска – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Гусев
Судьи Т.П. Ященок
Д.В. Жаворонков